Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Уссурийский полиграф в Свердловской области

Вредитель пихты сибирской год от года увеличивает очаги поражения

В последнее десятилетие значительно повысилось количество случаев инвазий чужеродных видов, в том числе насекомых, способных нанести значительный ущерб лесам.

Усыхающий пихтарник

 

Беда не обошла

Биологические инвазии – вторжение в экосистемы чужеродных видов (вселенцев) за пределами их естественных ареалов. Связано это, в первую очередь, со значительным увеличением товарных потоков, коммуникаций.

Свердловскую область, из-за достаточно сурового климата, инвазии лесных насекомых-фитофагов коснулись в значительно меньшей степени, чем другие регионы. Но на сегодняшний день мы вынуждены констатировать, что эта беда нашу область всё-таки не обошла.

Следы жизнедеятельности уссурийского полиграфа. Маточные ходы поперек ствола, отходящие от них ходы личинок, заканчивающиеся куколочной колыбелькой, углубленной в ксилему.

 

Летом 2023 года сразу в двух местах: в Ботаническом саду УрО РАН в Екатеринбурге и в природном парке «Оленьи Ручьи», в Нижне-Сергинском районе были зафиксированы массовые поражения пихты сибирской уссурийским полиграфом.

 

Агрессивный дендрофаг

Краткая справка о виде: Уссурийский полиграф (Polygraphus proximus Blandford, 1894) (Coleoptera, Curculionidae: Scolytinae), исходно обитающий на дальневосточных видах пихты (Abies spp.) и не причиняющий заметного вреда в первичном ареале, в районах инвазии в России стал наиболее агрессивным дендрофагом пихты сибирской (A. sibirica Ledeb.) и основной причиной массового усыхания пихтовых лесов в различных регионах Российской Федерации, начиная с 2000-х годов.

В настоящее время очаги его массового размножения зарегистрированы в 18 субъектах Российской Федерации. Только в Красноярском крае в результате его деятельности повреждено и усохло более 500 тысяч гектаров леса.

Уссурийский полиграф может размножаться и на других видах хвойных – сосне кедровой сибирской, ели сибирской, лиственнице сибирской, сосне обыкновенной. Но в естественных условиях развивается только на ослабленных деревьях. Численность его на этих породах незначительна и ущерба им не приносит.

Жук очень маленького размера – до 3 миллиметров. Взрослые насекомые, куколки и личинки зимуют под корой. При зимовке способны переносить очень низкие температуры (до минус 500 С). Лёт жуков начинается весной, в начале мая. Плодовитость самки – около пятидесяти яиц. В условиях Среднего Урала жуки уссурийского полиграфа могут давать до полутора-двух поколений за вегетационный сезон.

Личиночные ходы и куколки в колыбельках в углублениях ксилемы

 

Вид включён в перечень карантинных вредных организмов, ограниченно распространённых на территории Евразийского экономического союза решением Совета Евразийской экономической комиссии № 158 от 30 ноября 2016 г. (редакция от 18.05.2021), а также приведён в списке карантинных вредителей для стран Европейской и Средиземноморской организации по защите растений.

Необходимо отметить, что появился этот вид в нашей области значительно позже, чем в соседних регионах. Точнее, не появился, а начал активно уничтожать пихтовые насаждения. Уже более двух лет он наносит вред в соседних Челябинской области и Пермском крае.

Согласно дендрохронологическим исследованиям специалистов из Института леса Сибирского отделения РАН, в Природном парке «Оленьи Ручьи», гибель первых деревьев пихт от деятельности уссурийского полиграфа датирована 2007, 2009 годами.

 

Три карантинные зоны

Пока он не набрал критическую массу, его деятельность была малозаметна. Погибали отдельные пихты. В норме в лесных насаждениях может быть до пяти процентов сухостоя.

В Свердловской области, после обнаружения в 2023 году погибших деревьев в результате деятельности этого вида, за вегетационный сезон 2024 года очаги поражения значительно расширились.

Потеки пихта сахалинская

В настоящее время в области Россельхознадзором установлено три карантинные зоны. В июле 2024 года – в Ботаническом саду УрО РАН (Екатеринбург) и в Природном парке «Оленьи Ручьи». В ноябре 2024 года – в Ачитском районе. Это те районы, в которых специалисты из Россельхознадзора провели все мероприятия по верификации наличия вида и нанесения ущерба насаждениям. И, судя по развитию ситуации с распространением вредителя, это далеко не последние карантинные зоны, которые будут установлены в нашей области.

 

Где ещё обнаружен?

Наибольшая плотность Уссурийского полиграфа в настоящий момент фиксируется на юго-западе области: Красноуфимский, Артинский, Ачитский, Нижнесергинский районы. Однако, жук обнаружен нами и в других районах области.

В относительно небольших количествах он выявлен на всём протяжении Московского тракта от Екатеринбурга в направлении Перми и от Екатеринбурга до Серова вдоль Серовского тракта.

Необходимо отметить, что доля пихты сибирской в лесных насаждениях Свердловской области незначительна. Около 175 тысяч гектаров или 1,4% от площади основных лесообразующих пород области (2,4% площади хвойных пород).

Но основная часть пихтовых насаждений сосредоточена в западной части области, собственно, по горному хребту и в восточных предгорьях. То есть там, где расположены особо охраняемые природные территории области – Висимский заповедник, заповедник «Денежкин Камень», природные парки «Оленьи Ручьи», «Река Чусовая».

 

Жук помогает грибу и наоборот

Как будет развиваться инвазия дальше, спрогнозировать сложно. Проблема не только в высокой степени агрессивности вредителя, но и в лесном законодательстве.

Дело в том, как упомянуто выше, до тех пор, пока вид не набрал критическую массу, то есть, такое количество жуков, что числа ослабленных и усыхающих пихт в лесном массиве уже недостаточно для их заселения и откладки яиц, обнаружить его могут только специалисты. Но после достижения такой массы особи начинают атаковать вполне здоровые деревья.

Пихта с такими атаками борется: заливает захватчиков смолой, внешне это даже красиво выглядит – голубоватые потёки смолы на стволе. Но поселившийся жук несёт с собой споры очень агрессивного гриба. Этот гриб называется «Гросманния Аошимы». Принёс он его в нашу область с Дальнего Востока. Такой интересный симбиоз. Жук помогает грибу внедриться в луб дерева. Гриб помогает жуку освоиться и вывести потомство на этом дереве.

Некроз луба, вызванный разрастанием гриба гросманния Аошимы в месте внедрения жука

 

Попав на луб, гриб начинает прорастать с образованием обширных некрозов, при этом дерево сильно ослабляется и последующие вторжения уссурийских особей приводят к успеху. Причём, нападения всегда проводят самцы. Внедрившись в луб, он вытачивает брачную камеру, в которую уже летит самка. Запас жуков в одном дереве после успешного развития потомства может быть очень большим: до 10–20 тысяч жуков. И они в дальнейшем опять будут атаковать здоровые деревья. Сертифицированные феромоны для этого вида в настоящее время отсутствуют. Есть тестовые, но результаты далеко не всегда обнадёживающие.

 

Как бороться?

Этот запас жуков для предотвращения таких натисков необходимо изъять из леса. Сертифицированные феромоны для этого вида в настоящее время отсутствуют. Есть тестовые, но результаты далеко не всегда обнадёживающие. Единственный способ – удаление дерева с последующим сжиганием либо снятием и сожжением коры. Но здесь возникает противоречие с лесным законодательством. Дело в том, что жуки развиваются в пихте с ещё зелёной кроной. А по действующим в настоящее время санитарным правилам, такие деревья рубить нельзя.

Немного проще в том случае, когда атакованные и заселённые деревья пихты находятся на землях муниципального пользования, в частности, на территории посёлков или в парках. Тогда необходимо введение карантинной зоны. Для возможности её введения нужно подать заявку в Россельхознадзор, чтобы специалисты приехали, отобрали пробы и после обнаружения уссурийского полиграфа установили карантин на этот вид.

Смоляные потеки на пихте сибирской

 

Для борьбы на землях Гослесфонда необходимы изменения в лесном законодательстве. О необходимости таких поправок спорят уже несколько лет, но ситуация пока неясная. Хотя сигналы о том, что такие преобразования скоро произойдут, постоянно муссируют в прессе. И, естественно, чем больше будет информации о распространении этого вида (и не только в Свердловской области), тем больше вероятность принятия правильных решений.

 

Внешний вид расскажет

Каким образом можно неспециалисту с большой долей вероятности определить, что пихты атакованы уссурийским полиграфом? Во-первых, необходимо установить наличие атак. Это определяется по внешнему виду стволов. Если наблюдается большое количество свежих потёков смолы, необходимо более внимательно осмотреть ближайшие деревья пихт.

Хотя дальность разлёта жуков очень высока, достоверно установлено, что он может лететь на расстояние не менее трёх километров, с большей степенью вероятности, тем более, если атаки многочисленны, он будет атаковать пихты в непосредственной близости от места вылета.

Возможно, будут обнаружены усохшие или усыхающие (обычно это отстающие в росте, ослабленные деревья). Если на них есть многочисленные небольшие (в пределах миллиметра) выходные отверстия, необходимо вскрыть кору.

Вылетные отверстия жуков

 

И если под корой обнаружится характерный маточный ход в виде скобки, а выше и ниже куколочные колыбельки, углублённые в ксилему (древесину), с очень большой долей вероятности – перед вами следы жизнедеятельности уссурийского полиграфа. Больше никто из лубоедов не устраивает куколочные колыбельки в ксилеме. Обычно – в лубе. Лучше всего это видно на деревьях относительно небольшого диаметра, в пределах 10-15 сантиметров.  Если обнаружили такие следы, подавайте заявку в Россельхознадзор.

 

Особая обработка

Что можно сделать, если обнаружены атаки и внедрения уссурийского полиграфа на приусадебных участках?

Пихты, особенно на западе области, часто используют для создания «зелёных стенок». Есть очень красивые виды пихты, используемые в ландшафтном дизайне, в частности – пихта Фразера, которая тоже хорошо поражается полиграфом.

Если такие атаки и внедрения обнаружены, и, если есть желание постараться сохранить деревья, необходимо провести фитосанитарное обеззараживание. Есть два способа такого обеззараживания. Это весенняя обработка стволов пихт пиретроидами. Обработку необходимо провести до начала лёта жуков, в климатических условиях области – это конец апреля, начало мая. Обработка стволов приводит к гибели жуков при попытках втачивания.

В Главном Ботаническом саду (Москва, рядом с ВДНХ) в 2014 году очаг уссурийского полиграфа смогли подавить, применив «клипер КЭ». Уссурийский полиграф перед этим уничтожил здесь почти половину коллекции разных видов пихт.

автор

 

Кстати, излюбленные места внедрения жуков – под сучками. Там значительно меньше смоляных каналов и атака идёт более успешно. Второй способ можно применять, если всё-таки внедрение жуков в луб дерева произошла. Это установка инжекторов. Лучше использовать инсектицидно-фунгицидные, действующие и на насекомых, и на грибы. Удовольствие – дорогое, но действенное. Поэтому применять его лучше, когда дерево очень нужно сохранить. Один инжектор защищает полосу ствола до 15–20 сантиметров. На дерево среднего габарита необходимо 2–3 инжектора. Устанавливать их в ствол нужно в период активного сокодвижения в конце мая, начале июня. Действие препарата может длиться до 2–3 лет.

Угрожает деградация

В целом же необходимо констатировать, что в Свердловскую область пришёл очень агрессивный захватчик, его очаги только начинают развиваться на территории области. К этому необходимо отнестись очень серьёзно.

Например, в Пермском крае, у наших соседей, официально уссурийский полиграф был выявлен в начале 2022 года на площади 3,8 га. Небольшая территория. Летом 2024 года он распространился уже на территории 43 муниципальных образований.

По неполным данным, на начало лета текущего года площадь погибших насаждений составляла около 2,7 тыс. га и зона поражения постоянно растёт, только в октябре 2024 года дважды было проведено расширение карантинных фитосанитарных зон в общей сложности на 120 тыс. га.

Не менее драматично складывается ситуация и в Челябинской области, в частности в Национальном парке «Таганай». В Удмуртии, по сведениям наших коллег, пихта в верхнем ярусе насаждений уничтожена полностью, остался только подрост.

При этом уссурийский полиграф не повреждает деревья диаметром меньше 5 см. И это даёт надежду, что пихта в наших лесах всё же сохранится. Но если не изменить лесное законодательство с предоставлением возможности удалять заражённые уссурийским полиграфом деревья вне зависимости от их санитарного состояния, пихтово-еловым лесам Уральского региона угрожает деградация, резко усилится пожарная опасность в этих лесах, а восстановление насаждений если и произойдёт, то очень нескоро.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели