По всему маршруту — реки, водопады, пещеры, скалы, стоянки древнего человека. На северо-западе от Южного Урала — земли северных башкир, волжских булгар (татар), древнего народа марийцев, коми-пермяков, удмуртов.
Живая древность
Моим друзьям стало известно, что раз в несколько лет делегация буддийских монахов в определённый день зачем-то поднимается на Таганай, что-то там делает и без лишних комментариев уезжает обратно. Почему? Зачем? Отмалчиваются. Мы заинтересовались с друзьями и посетили Таганай.
Нам повезло, мы шли под дождём. Грязи и пыли не было, тропинки бурлили из-под камней родниками свежей, чистой воды. Рыжие полевые шпаты и граниты, аплиты. Белый, сверкающий под дождём камень кварцит и белый полевой шпат альбит… Со вкраплениями белой слюды мусковита… Спрятанный от невнимательных глаз полуметровыми пятнами невзрачного твёрдого лишайника… Он растёт в год по доле миллиметра, и у нас есть способ, как калибровать скорость роста: за 25 лет – 1 см. Полметра в диаметре – это, наверное, около 1000 лет… Вот это живая древность! Не всякое дерево растёт столько лет! А по ней ногами ходят по недомыслию…
Берега цвета киселя
Курумы, нанесённые в долины сползшими с гор ледниками. «Каменная река» на десять-двадцать километров, с «притоками». Рассказывают, что поутру над ней вздымается текущее вверх облако тумана, как над водоёмом, – из парного молока.
Розовый, красный, фиолетовый кварцит. С вкраплениями гематита и мусковита. Вздымаются стены вверх на сотни метров. Вот они, берега цвета фруктово-ягодного киселя! С как бы золотоцветными прожилками слюд. Да и ягод брусники по берегам курумов растёт видимо-невидимо, есть из чего напиток варить!
Когда несколько тысяч лет тому назад (наверное позже, чем на равнине) ледник освободил вершины гор Южного Урала, земля там была «безвидна и пуста», но не совсем! Ярко-белые, как сахар, или с манной желтизной курумники, наваленные между пламенеющими на солнце, сверкающими блёстками, берегами, которые, как ладони Бога, несут в себе ежеутренне струю поднебесного парного молока.
От долины реки Ай (300–400 метров) до перевалов Таганая (900–1000 метров) по вертикали – метров 600. За сколько лет тайга (сосны, выше – ели, ещё выше – пихты, ещё выше, над перевалами – реликтовый, доледниковый можжевельник) могла подняться от речных долин до перевалов?
Лесом горы покрываются (по аналогии со скоростью зарастания хребта Аракульский Шихан за 30–40 лет) на 20–30 сантиметров в год. Значит, эти 600 метров затягивались тайгой 2–3 тысячи лет. Совпадает!
Время жизни древнейших легенд, по моей оценке, от двух до трёх тысяч лет. Потому что тысяча – это ещё не легенда, а летописно зафиксированная история, а четыре тысячи лет – легенда уже теряет занимательность, частично забывается, запутывается и обрастает нелепостями, разлагается на обрывки и умирает. Как это произошло с легендами шумеров и египтян, ставшими ныне невнятными, разрозненными, но имеющими массу похожих «деток».
Прообраз пагоды
По легендам, Будда бывал не только в Тибете, но и на Алтае, и на Южном Урале. Пагода буддийская удивительно похожа на пихту – типичное дерево высокого пояса Таганая, и непохожа на деревья Юго-Восточной Азии.
Может быть, жители Южного Урала говорили Будде в непогоду: «Погоди, не спеши! Видишь, какая непогода! Залазь под пихту, переждём ливень. Вот погоди, будет тебе и погода!»
Не отсюда ли слово «пагода»? Воды полно, ручьи текут везде, но комаров нет почему-то. Запах пихты не любят, или хищники здешние личинок комаров едят? Есть ли в Юго-Восточной Азии деревья, похожие на пагоду? Мне неизвестны, предполагаю, что таких нет и поэтому прообраз пагоды – пихта Урала.
Подставка Луны
Вот на Откликном гребне нависает остаток скалы размером с многоэтажный дом в форме гигантских крыльев птицы. Гора Круглица – предположительно потухший и разрушенный, однократно действоваший вулкан или купол вспучивания, прорванный магмой лишь посередине. Затем, по мере остывания осевший дважды, тоже очень аккуратно, симметрично. Купол, заросший ныне лесом. Над ним – купол поменьше, безлесный, усыпанный камнями, свалившимися откуда-то ещё выше – предположительно с бывшего ещё несколько веков тому назад «языка» или «башни» из кварцево-слюдяной, застывшей магмы.
Судя по размерам лишайников на Круглице, камням этим единицы сотен лет. Значит, Будда да и православные староверы могли «видеть» эдакий колокол или «ступу» с высоким, тонким, каменным, белым, с красного тона жилами языком или гребнем, вздымающимся над двумя последовательными куполами, возможно лотосообразной формы, как застывший всплеск магмы.
Такой формы буддийские «ступы» и православные колокола. Проекция Луны могла иногда совпадать с этой высокой, острой, ныне разрушенной вершиной Круглицы, дав название «Таган-Ай» – «подставка, треножник Луны» – башкирское, татарское.
«Земля под солнцем»
Дождь… Именно после осадков гипотетическое «Беловодье» – «Таганай» (ныне Национальный парк России близ города Златоуста) – одну-две тысячи лет тому назад являлось путнику поднебесной, драгоценной долиной. Она сверкала лазурью неба, ало-солнечным златом и бриллиантовой слюдой, и кварцем, и изумрудом, и малахитом пихтовой тайги, чистейшей водой, выжатой Откликным гребнем из облаков.
«Урал» – «змей золотой» на санскрите, «земля золотая» по-башкирски и по-татарски, «земля под солнцем» или «высокая земля» по-шумерски и по-хеттски. Перекликается со словами Арал, Урарту, Арарат. Пойдём по маршруту (на Ямантау нельзя) Иремель – Нургуш – Уралтау – Нурали – Уреньга (и Зюраткуль) – Таганай (и Тургояк) – Юрма – Шихан (и Аракуль) – Иткуль с чисто научной целью на поиски признаков легендарного «Беловодья»? Искомые признаки: молочные реки, кисельные берега, отсутствие комаров и других докучливых насекомых, тёплые минерализованные источники, дикорастущие яблони, дикие пчёлы, истинные праведники (снаружи это незаметно).
Рай земной?
Маршрут пешеходный, нужны крепкие ноги. И надёжные дружеские руки. Крепкая обувь, чтобы ходить по камням (рекомендуются армейско-милицейские ботинки). По маршруту два-три раза встретятся населённые пункты, там можно заправиться консервами.
Места дикие, небо на вершинах ночью чёрно-синее, как в Средней Азии. Туманности Андромеды и Ориона видны невооружённым глазом. Звездопады! В мой день рождения их два одновременно. Для любителей скалолазания – сказочное раздолье, возьмите снаряжение. Вода течёт сама почти везде, чистая. Можно параллельно по Юрюзани сплавиться до Ая.
На хребте Уреньга недавно обнаружили потухший вулкан. Ягоды – черника, лесная земляника, полевая клубника, костяника, брусника, голубика, малина, вишня. Грибы – все, в том числе белые и маслята. Рай земной? Змеи, волки, рыси, медведи, бешеные ёжики тоже есть. Дорогу осилит идущий. А поздний августовский вечер в горах вдохновил меня на эти строки:
Облака здесь какие-то зимние
И трава по-осеннему ёжится.
То ли пламя покрылось инеем,
То ли льду воспылать неможется.
Было утро с хрустальной проседью,
Будет проседь хрустально-утренней.
В небе сумерки дикой лошадью
Волокут облака замỳдренно…