Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Открываем просторы заколдованных мест

Однажды мы с друзьями рассматривали карту Свердловской области и искали место, где ещё не бывали. Было несколько вариантов, наш выбор пал на скалу Белый камень.

 

«В колодец провалилось»

Выехали из Екатеринбурга часов в девять утра. Дорога до посёлка Зюзельский заняла чуть больше часа. Он находится в семи километрах от города Полевской в живописной лесной местности. С юга его огибает река Железянка, а с севера – река Зюзелка. В окрестностях посёлка когда-то добывали золото, медь и железную руду.

По-разному объясняют происхождение названия посёлка. По одной из версий, стояла здесь в давние времена избушка старателя Зюзева – первооткрывателя прииска. По другой, название происходит от слова «зюзя» – грязь, болотистое место. По третьей, в переводе с башкирского, – «место водопоя коней».

Дорога на Белый камень

 

Эти места нашли отражение в произведениях уральского писателя Павла Петровича Бажова: «Раньше места были глухие, тайга, кругом топи. Отыщет старатель богатую жилку, заприметит место, «знаки» какие надо расставит. Назавтра приходит — ни примет, ни знаков. Будто всё в колодец провалилось. Так и звали эти богатые, но заколдованные места — Синюшкин колодец».

Именно в район Белого камня направлялся герой сказа, когда и встретился с бабкой Синюшкой: «…Места тут он знал вдоль и поперёк. Дорога на прииск не близкая. На Гремихе, сказывают, тогда добывали чуть не у Белого камня. Вот Илюха и придумал: «Пойду-ко я через Зюзельско болотце. Вишь, жарынь какая стоит. Подсохло, поди, оно, — пустит перебраться. Глядишь, и выгадаю версты три, а то и все четыре…»»

 

Чьи это следы?

Машину мы оставили на окраине Зюзельского, около кладбища. Через двести-триста метров прочищенная трактором дорога сворачивала и шла вдоль кладбища. Прямо же вела наезженная снегоходами просека.

Вот и двинулись мы по ней. Погода была отличная! Ярко светило солнце. Медленно проплывали редкие облачка… То тут, то там от нашей дороги в разные стороны «отходили» какие-то следы. Мы остановились: стало интересно, чьи это следы? Но после долгого их «изучения» так и не поняли, кому они принадлежат, — зверю или птице?

Сверка маршрута

 

Пройдя более четверти пути, мы сверили правильность выбранного маршрута в атласе и на электронной карте (благо в этом месте интернет был). Удостоверившись, что не сбились, пошли дальше. От Зюзельского до Белого камня около восьми километров пути. 

 

Развалины «Лесного озера»

Но вот просека кончилась, и перед нами — открытое пространство: большая поляна с несколькими деревьями, вся вдоль и поперёк изъезженная снегоходами. В стороне от дороги мы с удивлением обнаружили кучу кирпичей, занесённую снегом. 

Неизсвестная куча кирпичей

 

Стали думать и гадать, что тут было? Около одной из сосен, на краю этой поляны, стояла скамейка, от которой шла грубо протоптанная тропинка. Я пошёл по ней и вышел к берёзе, вокруг которой снег был вытоптан. На дереве висела рамка с фотографией и текстом под ней. Подумалось, что это предупреждения: «Берегите лес!», «Не мусорить!» и прочее. Но оказалось, что здесь был пионерский лагерь  «Лесное озеро».

Табличка, напоминающая о том ,что на этом месте был когда-то лагерь Лесное озеро

 

О пионерском лагере, пожалуй, напоминали только кое-какие кирпичные развалины; остатки дорожек и сгоревших строений; ямы и эта фотография на берёзе, и всё. Вся территория заросла. Лагерь располагался примерно на половине пути до Белого камня.

За лагерем свернули влево и двинулись по наезженной снегоходами дороге. Перешли речку Гремиху, что протекает за бывшим лагерем. Снова просека. Чуть в стороне от дороги мы увидели некий странный объект. Подумали: «Может, шахта? Или колодец?». 

Непонятный колодец-шахта

 

На дне этого колодца было видно весьма большое пространство, которое уходило в разные стороны. Наверное, это связано с бывшим пионерским лагерем? Но ответа там не нашли.

По пути встретили пять лыжников, идущих нам навстречу, потом несколько бегунов. Почти около скал мимо нас проехал мужик на снегоходе.

 

Просторы на десятки километров

Наконец, добрались! Скала Белый камень расположена на границе Европы и Азии недалеко от посёлка Зюзельского. Это одна из самых значительных по протяженности скал в окрестностях Екатеринбурга.

Она представляет собой скальный гребень длиной около километра. Максимальная её высота 535,5 метра над уровнем моря. Скала является одной из вершин Уфалейского хребта. На скалах установлен тур, имеется триангуляционная отметка.

Название горе могло быть дано как от обилия белоствольных берёз на склонах, так и от того, что здесь раньше выпадает и позднее сходит снег. Привал с обедом решили сделать после «покорения» вершины. Благо, рядом было уже кем-то сделанное костровище.

 

Путь на вершину был непрост, потому что склон весьма крут. Но есть несколько тропинок — было видно, что люди ходят тут часто: петляют между большими валунами и острыми частями скал. Снеговые тучи, до этого мирно плывшие по небу, стали угрожающе сгущаться над нами.

 

Любовались ракурсами

Скалы весьма красивые, всевозможных форм и разной высоты. На камнях растут мхи и лишайники, по склонам «взбираются» вверх берёзки и сосёнки. Можно сказать, что скалы расположены «ступенями» или «высотами», на каждой из которых перед нами вырисовывался свой необычный ракурс окрестностей.

На вершине мы были поражены захватывающими пейзажами вокруг. С Белого камня открываются просторы на десятки километров! Также прекрасно виден город Полевской: главным образом его северная часть с заводскими трубами. На гребне мы обнаружили сквозные арку и пещерку. 

вид с вершина Белого камня

 

Далее от этой арки мы идти не рискнули, так как там начинались обрывы и весьма отвесные «стены» скал. Тучи к этому моменту уже разошлись. Выглянуло едва припекающее солнце. Дул лёгкий ветерок, приятно обжигая лицо…

Нафотографировавшись вдоволь и налюбовавшись прекрасными пейзажами, повернули в обратный путь. Солнце начало уже свой путь к закату… Спустились с вершины к костровищу у подножия горы. Огонь разжигать не стали, обошлись травяным чаем из термоса и разными вкусностями, принесёнными с собой. С удовольствием перекусив, вернулись к посёлку Зюзельский той же дорогой.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели