Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Тайны и легенды… Как манят эти два слова! Журнал «Уральский следопыт», штаб-квартира которого находится в городе Екатеринбурге, с неутомимой энергией изучает каждый уголок городского пространства. В этот раз мы показываем знаковые места молодым людям из Анголы.

Друзья журнала из Анголы

 

Ангола – динамично развивающееся государство в Центральной Африке, где государственный язык – португальский, а большинство населения – христиане. Но мистические культы Вуду до сих пор пронизывают общество. Поэтому мифическая история Вознесенской горки, золото и тайные ходы оказались вполне близки и понятны людям с другого континента.

 

Золотая лихорадка

Вознесенская горка, когда-то окраина Екатеринбурга, сегодня является важной смотровой площадкой города, откуда открываются великолепные виды.

Усадьба Расторгуева-Харитонова на Вознесенской горке

 

А ведь именно здесь, в 1817 году, на реке Мельковке, притоке реки Исеть, была обнаружена золотоносная россыпь, что явилось началом настоящей «золотой лихорадки» в городе. Уже много лет никто не видит этой реки, она течёт по трубам под оживлённой автомагистралью. А тогда, 200 лет назад, в Екатеринбурге уже функционировало 80 частных приисков, на которых работали 2 000 человек при населении города в 15 000. Река Исеть с её притоками стала главным источником золота, которое находили в виде россыпей и самородков с высоким содержанием драгоценного металла – более 93%.

 

Усадьба Расторгуева-Харитонова

 

«Золотой век», продолжавшийся до 1854 года, способствовал стремительной застройке города великолепными особняками.         Тогда целые кварталы принадлежали представителям одной фамилии. Наиболее известные – семья золотопромышленников Расторгуевых-Харитоновых, вокруг которых ходило множество слухов и легенд.  В 1792 году купец Лев Иванович Расторгуев решил построить себе дом на возвышенности левого берега городского пруда. Там недавно была поставлена Вознесенская церковь и была небольшая площадь.

Подъем к Вознесенской церкви из парка

 

Он приобрёл недостроенный дом за 2 тысячи рублей, в котором уже имелся большой каменный подвал. Историки до сих пор пытаются выяснить, кто же был автором уникального ансамбля и кто руководил стройкой. Но… Увы! Документов уже не найти.

 

Тайны Вознесенской горки

Постепенно на окраине Екатеринбурга стал появляться великолепный дворец. Его возведение заняло двенадцать лет, а вместе с обустройством служб и сада процесс затянулся почти на восемнадцать лет. Долго? Безусловно. На первый взгляд кажется, что не было нехватки рабочей силы или стройматериалов – всё финансировалось благодаря доступному уральскому золоту. Но, может быть, задержка объясняется тем, что помимо видимых конструкций необходимо было создать и не заметные для глаза помещения: подвалы, переходы и тайники? Их требовалось облицовывать кирпичом и камнем, обеспечивать водонепроницаемость, устанавливать лестницы, двери и замки. Может эти обстоятельства на столько лет задержали строительство?

Вид на бывшую домовую церковь усадьбы

 

Тогда что могло побудить владельца задуматься о создании тайных укрытий? Лев Расторгуев, занимающийся торговлей вином, прибыл на Урал из Вольска. Вольск – это город, известный своими историческими подземными сооружениями. Более того, Расторгуев был старообрядцем, представителем преследуемой веры. Такие люди частенько создавали подземные укрытия, скиты и молельни, спасаясь от гонений. Расторгуеву, ставшему заводчиком, требовалось надёжно скрывать свою истинную сущность. Слухи о странной репутации этого дома начали расползаться ещё при жизни Льва Расторгуева. Вначале хозяин вёл уединённый образ жизни: через подземные ходы в секретные молельни пробирались единоверцы-старообрядцы. Теми же путями они покидали дом и исчезали в удалённых уголках сада, а затем растворялись в тёмных и грязных улицах Екатеринбурга.

Домовая церковь. Фото 1923 г. из кн. Екатеринбург. История города в фотографии, составители А. В. Беркович, О. А. Бухаркина, 2014

 

Когда дочь Льва вышла замуж за богатого купца и золотопромышленника Петра Харитонова, спокойствие дома было навсегда разрушено. Пётр оказался любителем шумных пиршеств, хаоса и экстравагантных развлечений, порой приводивших к трагедиям среди слуг. В доме появилась атмосфера кутежа, страха и вседозволенности. Музыка звучала без перерыва, ночь и день проходили в азартных карточных играх, а пьяные компании гостей даже мыли лошадей шампанским. Возможно, эти мифы сильно преувеличены. Но факт, что Пётр Харитонов вместе со своим новым родственником Григорием Зотовым, которого нарекли «Кыштымским зверем»,  «плохо кончили», – известен. Оба были осуждены и сосланы в Финляндию, в город Кексгольм, где и скончались.

После этой истории наследники больше не остались в доме на Вознесенской горке. В народе вскоре почти забыли о первом хозяине, а здание получило прочное название – Харитоновский дом. Легенды о его подвалах и секретных ходах начали смешиваться с байками о зарытых сокровищах и драгоценностях, делая его ещё более таинственным. Некоторые части пустующего дворца наследники начали сдавать в аренду для квартир и офисов. Например, во флигеле, расположенном у подножия горы, находились типография и редакция городской газеты «Урал». Усадебные здания, не получая должного ухода, постепенно приходили в запустение, превратившись в «великолепную развалину». Карнизы обрушились, кровля покрылась ржавчиной. Половина дома оставалась незанятой и уныло смотрела своими потемневшими окнами без рам и стекол. Оранжерея и служебные помещения давно использовались как склады для хранения водки и спирта.

Внутри усадьбы сегодня

 

В период с 1935 по 1937 годы была проведена основательная реконструкция комплекса уцелевших зданий, чтобы приспособить их под Дворец пионеров и школьников.  До сих пор здесь владельцами остаются дети. Ну а всё-таки, существовали ли у этой усадьбы тайны подземелья? С уверенностью можно утверждать, что в дворце Харитонова-Расторгуева существовали подземные помещения. Различные части здания имели свои скрытые комнаты, которые иногда соединялись переходами, а иногда обладали отдельными выходами.

Внутренний вид

 

Согласно свидетельствам строителей, занимавшихся реконструкцией особняка в 1936–1937 годах, один из подвалов имел два уровня. Нижний этаж был засыпан и закрыт, и, как считают, именно оттуда начинались секретные проходы, ведущие в разные уголки усадьбы.

 

Подземные тоннели

Сколько раз звучали обращения общественности к городским властям о необходимости исследовать эти пространства, открыть их для осмотра и положить конец мифам и историям. Но власти проявляли неохоту к подобным инициативам, и лишь два крупных исследования были проведены в 1973 и 1982 годах. Прошло уже более сорока лет, новых исследований не проводилось. В данном вопросе первоисточником можно считать книгу В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий» (Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1988 год).

Грот в Харитоновском парке. Современный вид

 

Если объединить все истории о подземной инфраструктуре этого дома, то можно выделить главный тоннель, который соединяет дом с ротондой, расположенной справа от входа в парк со стороны Комсомольской площади. В 1924 году здесь произошёл обвал, который открыл вход в этот тоннель. Сейчас этой ротонды уже нет.

Винный грот и беседка (реконструкция)

 

На полпути к ротонде от дома в тоннеле имеется ответвление, ведущее в подземную комнату размером примерно четыре на шесть метров с арочным потолком. Это пространство было обнаружено геофизиками с помощью специального оборудования.

Наземная кирпичная часть грота. Внутри сохраняется температура 10-15 градусов.

 

Из ротонды отходят два подземных хода: один направляется на восток в сад к куполообразному помещению, вероятно, служившему складом (в народе его называют «винный грот»). Второй проход спускается к пруду, проходя под ним, и выходит в подвалы ротонды, расположенной на острове. Подобная подземная ситуация была также подсказана данными геофизических исследований. В ней нет ничего удивительного. Но как обстоит дело с ходом под прудом и островом?

Вид на усадьбу со стороны парка

 

Технически это решение было осуществимо и в древние времена. Есть сведения о том, что российские мастера могли использовать свинцовые растворы для создания подземных конструкций. Этот приём предотвращал попадание влаги в материал фундамента, что обеспечивало его водонепроницаемость и долговечность. Например, такие основания имеются в Санкт-Петербурге.  Существуют некоторые доказательства такой взаимосвязи. К примеру, свидетельство самого преданного слуги харитоновского особняка, дожившего до старости и покаявшегося перед смертью. Он рассказывал, что «по приказу своего хозяина погубил много людей в подвалах дворца. Он открывал люк, ведущий в парковое озеро». Кроме того, внучка садовника знала о двух секретных проходах в подземелье, которые, как утверждали, к тому времени уже были затоплены.

Пруд и ротонда в Харитоновском парке -излюбленном месте отдыха горожан

 

В 1985 году из паркового пруда была откачана вода. На освободившемся, покрытом илом и грязью дне начали работать бульдозеры и экскаваторы. Слой ила толщиной более 1,5 метра был счищен и вывезен. Однако машины не смогли достать до подземного хода. Это свидетельствует о том, что до свода, если он действительно существует, остаётся ещё два–три метра. Загадочная и привлекательная легенда о подводном ходе продолжает жить.  Существуют многочисленные упоминания о другом направлении подземных коридоров на территории парка, идущих от дворца к северо-восточному углу. Здесь располагался тайный выход в когда-то стоявшую беседку на небольшой возвышенности. Утверждается, что этот проход чаще всего идёт мимо озера.

В 1924 году, во время очистки пруда, на северо-западном склоне был найден вход, в который можно было войти, согнувшись. Рабочие продвинулись на двадцать метров и наткнулись на завал. Интересно, что в 1985 году никто не упомянул об этом ходе! Таким образом, вполне возможно, что связь между дворцом и беседкой существовала, и что она была связана с прудом. Под беседкой долго сохранялся каменный подвал с металлическими кольцами на стенах. Старая беседка давно снесена, а холм зарос и стал едва заметным. Существующий ныне холм никак не связан с тем, легендарным. Согласно старым легендам, от главного здания Дворца пионеров уходят аж три подземных хода.  Один из них вёл к Вознесенскому собору, второй – к дому Зотова, который находился на территории нынешнего Уральского государственного аграрного университета (УрГАУ). И третий – к дому инженера Ипатьева, который сейчас уже не существует. Эти подземные ходы, однако, остаются в основном мифами, и никаких следов их существования не обнаружено…

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели