Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Назидательная быль

В 1970-х годах наш стационарный пункт по изучению природы тундры располагался на берегу небольшого залива озера Яней-ты (в 25 км к северу от пос. Воргашор, Коми АССР). В один из вечеров в конце июля 1973 года после традиционного вечернего чая я и двое моих спутников по экспедиции – орнитолог Владимир Лобанов и студентка-практикантка из МГУ, почвовед Юлия Смирнова решили «прогуляться» за морошкой и пострелять куропаток на ближайших к нашему домику торфяниках.

Типичный равнинный ландшафт на востоке Большеземельской тундры. Фото Александра Калмыкова.

 

Расстояние-то было всего километра полтора, поэтому, кроме двух жестяных литровых банок для морошки и ружья с патронами, мы не взяли ничего. Пройдя несколько сотен метров до небольшого ручья, где несколькими годами ранее завяз трактор (от него из глины торчали только кабина и верхняя часть гусениц), мы двинулись по долине водотока.

 

Узкая долина ручья лежала между невысокими берегами, остатками древних морен. Тут перемежались заросли ивняка и небольшие поляны с чемерицей. Поднявшись вверх по долине, мы свернули налево в небольшой распадок между мощными торфянистыми буграми и оказались в очень живописном месте: среди обрывистых торфяных массивов лежала обширная (диаметром несколько сотен метров) и заросшая арктофилой и осокой низина, пространство которой было «украшено» окнами термокарстовых озёр.

Термокарстовое озеро среди торфяников. Фото Александра Калмыкова.

 

Пока мы с орнитологом считали уток на озёрах и стреляли куропаток, наша студентка собирала морошку. Мы не заметили, как пролетело время, и в эту ложбину с озёрами опустился туман. Туман был такой густой и низкий, что даже с высоты человеческого роста были видны только низ голенищ и носы сапог, чавкающих по заболоченной тундре. Посмотрели на часы: мы вышли около девяти вечера, а сейчас была уже полночь. Нужно было возвращаться к лагерю. Пошли по своим чуть заметным на мокрой тундре следам, они ещё были кое-где видны. По промоине между торфяниками вышли к долине ручья.

И тут что-то случилось с нашим внутренним ориентиром. Раз мы шли вверх по долине ручья и поворачивали налево между торфяниками, то обратно нужно было повернуть направо и спускаться к устью водотока.

Заросшее осокой заболоченное понижение между торфяниками. Фото Александра Калмыкова.

 

Но мои спутники стали настаивать, что нужно идти налево. Двое против одного, хотя и старшего по экспедиции. Тут я дал слабину и подчинился большинству.

Что ж, пошли налево, вверх по долине ручья. В ещё более сгущающемся тумане кусты ивы приобретали совершенно нереальные, фантастические формы, естественные ориентиры вдруг исчезли. А мы шли и шли дальше, штормовки промокли, ведь мы уже продирались сквозь высокие ивняки. Прошёл час, другой. Идти дальше было глупо. Карты у нас не было, ведь мы окрестности озера знали хорошо, зачем её нужно было брать. Решили всё-таки повернуть назад. А как ориентироваться в тумане, идти направо, налево или куда ещё. Всё-таки свернули влево и пошли. Опять сырая тундра, ерник, грибы в изобилии на сыром мхе.

Край бугристого торфяника, поросший морошкой. Фото Александра Калмыкова.

 

Шли часа два-три опять же в тумане по залитой водой низкой местности. Что это было за место, где это место находится? Мы не знали. Тут вдруг туман стал подниматься. Видимо, пока ещё незаходящее солнце нагрело приземный слой воздуха, и постепенно стали проявляться какие-то реальные очертания. Кусты ив приобрели свой обычный вид, туман уже поднялся до уровня головы и постепенно рассеялся. Нашему взору предстала странная картина. Мы стоим посредине «огромной» по нашему восприятию котловины, окружённой значительными холмами, остатками древних морен. После нескольких часов скитаний в тумане нам всё казалось необычайных размеров. Хотя в лагере, уже сверившись с картой, мы определили, что эта котловина в диаметре была всё-таки приличной – почти три километра. Мы находились на самом дне котловины, в её центре, к вершинам окружающих невысоких холмов отсюда вели пологие склоны, а в низине – несколько мелких озёр с густым ивняком по берегам.

Небольшое термокарстовое озеро. Фото Александра Калмыкова.93.41 x 47.38 ~ -0.67 | RMS: 2.94 | Lens: Standard | Projection: Planar | Color: LDR |

 

Попав в незнакомую местность, да ещё после многочасовых блужданий и бессонной ночи, нужно было оглядеться, что же делать дальше.

Нарубив ивняк, соорудили некое «ложе» для нашей студентки, накрыв ветки штормовками. Мы с Володей решили всё-таки забраться на холмы, чтобы сориентироваться. Но прежде всего, высыпав морошку на штормовки, залили водой одну банку и нарезали туда грибов

Такие подберёзовики обычны в тундре. Фото автора.

 

(по дороге мы собирали самые красивые подберёзовики и подосиновики, зная, что нужно будет подкрепиться), а в другую банку ощипали куропатку.

Белая куропатка в летнем наряде. Фото Александра Калмыкова.

 

Соорудили костёр и поставили на него наш скромный, то ли поздний завтрак, то ли ранний обед. Сварили эту нехитрую еду, без соли съели и уложили студентку отдыхать, а сами полезли на холмы в разные стороны. Взобравшись на вершину, я, о чудо, увидел едва возвышающуюся над дальним холмом дымящую трубу котельной. Значит, впереди была шахта, и у нас появился надёжный ориентир. Обрадовавшись, мы приняли решение немного отдохнуть, успокоиться и двинуться на дым. Выход-то был найден!

Обычное в тундре болотное растение — водяная сосенка. Фото Александра Калмыкова.

 

Часа через полтора мы поднялись на холм и пошли напрямик на дым. Сколько мы прошли – неизвестно, но в конце концов вышли на старую вездеходную дорогу и двинулись по ней, надеясь, что она выведет «к людям». Каково же было наше удивление, когда мы вышли… к затонувшему в устье ручья трактору, откуда началось наше «приключение». Уже на «базе» мы примерно определили, куда же забрели. Оказалось, что мы прошли не менее 15 км, блуждая как «ёжики в тумане».

 

Спелая морошка. Фото автора.

Этот случай научил нас, а мы тогда были новичками в тундре (я всего второй раз работал в окрестностях Воркуты, а мои спутники – впервые), никогда не выходить без запаса пищи, без карты и в подобных ситуациях сохранять разум, не принимать скоропалительных решений и слушаться начальника отряда.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели