Потомственный русский художник Лев Бруни нашёл на берегах уральского озера Тургояк прекрасную невесту Ниночку Бальмонт, дочь поэта Константина Бальмонта. Екатерина Алексеевна, мама Нины, снимала в то время с подругой там дачу.
Было это в районе современной улицы Туристов в городе Миассе. На составленной более ста лет назад Ниной и Львом карте озера Тургояк есть надпись: «Дом, где живёт Ниночка». Из дневника Екатерины Алексеевны: «В мае мы с дочерью и моей подругой О.Н. Анненковой уехали на Урал. Мне хотелось показать дочери, выросшей за границей и знавшей только Калужскую губернию, более дикие места России, её красоты, озёра, горы и леса. Мы выбрали озеро Тургояк на Урале, под городишком Миассом… Ехали мы на Урал на три летних месяца, а пришлось остаться там более трёх лет из-за гражданской войны, отрезавшей нас от Москвы».
Екатерина Алексеевна была внучкой московского кожевенника и обувщика, купца 1-й гильдии Михаила Леонтьевича Королёва. Вполне возможно, что в Миассе было представительство торгового дома, которым к тому времени руководила мать Екатерины Андреевны – Наталья Михайловна. Челябинский художник П.Г. Юдаков (его учителем в Миассе был Лев Бруни) рассказывал, что Лев жил в окрестностях Миасса в землянке, а на двери была прикреплена визитная карточка: «Лев Александрович Бруни. Петроград».
Сохранились этюды и рисунки, написанные Львом в Тургояке. Лев и Нина обвенчались в 1918 году в Миассе.
На карте озера Тургояк, составленной Львом и Ниной в 1917 году, есть интересные надписи. Кроме «дом, где живёт Ниночка», отмечены две именные дачи. Одна надпись читается отчётливо: «Дача Лукомских». О Лукомских пока ничего не удалось узнать. Вторая дача – дача Завари… И дальше обрывается. Возможно, речь идёт об уфимских дворянах Заварицких. Александр Николаевич Заварицкий, советский учёный-геолог и петрограф, в начале прошлого века изучал геологию месторождений Южного Урала. В 1911–1912 годах занимался исследованиями месторождения горы Магнитной. Результаты были изложены в статьях «Об исследовании г. Магнитной в 1911 г.» и «О запасах железных руд на горе Магнитной» (1913), опубликованных только в 1927 году, а также работа «Коренные месторождения платины на Урале», 1928 год. В 1922–1927 годах обследовал железорудные месторождения, месторождения магнезитов, месторождения меди и месторождения корундов в Ильменских горах.
Владельцами одной из дач на Тургояке было семейство Барбот де Марни. Основатель династии Жорж Барбот де Марни, протестант, переселился из Франции в Россию в конце царствования Петра I. Сын Жоржа Егор Егорович, рудознатец, участник Нерчинской горной экспедиции, занимавшейся добычей руд и драгоценных металлов, в 1787–1796 гг. – начальник Нерчинского горного округа, имел отношение к составлению первой в России геологической карты «План дистанции снятой в 1789-м году окрестности Нерчинского завода». В дальнейшем потомки, горные инженеры Барбот де Марни, несли службу в Златоустовском горном округе, занимались разведкой золота, минералов. Проводили экскурсию по Ильменским горам А.Ф. Гумбольдту и Г. Розе. Три горные выработки Ильменского заповедника носят имя Барботовские в честь первооткрывателя – Павла Николаевича. Сын Павла Николаевича Николай Павлович – тоже некоторое время работал на Урале, посвятил несколько исследований геологии Урала и Ильменских гор, участвовал в Арало-Каспийской экспедиции, а затем преподавал в Горном институте. Евгений Николаевич Барбот де Марни, сын Николая Павловича, известен своим научным трудом «Урал и его богатства», изданном в 1910 году, так же выпускник Горного института, работал на рудниках Урала. В 1921 году стал профессором Горного института в Ленинграде, где заведовал кафедрой золото-платинового дела. В 1930 году работал в звании профессора Московской горной академии, читал курс «драги и экскаваторы». Стоит отметить, что актриса Наталья Владимировна Варлей – представительница рода Барбот де Марни.
На тургоякской даче родного дяди, владельца паровой мельницы Виктора Алексеевича Герасимова проводил время юный Сергей Герасимов, в будущем известный кинорежиссёр. Родители Сергея поселились в посёлке Миасского завода в 1894 году. Находились они под надзором полиции, что было следствием революционной деятельности обоих супругов. Аполлинарий Алексеевич работал механиком, а впоследствии управляющим механическими мастерскими Миасского золтопромышленного товарищества. Но и в Миассе Аполлинарий Герасимов не устоял перед тягой к пропагандистской работе, и его уволили за распространение прокламаций. В 1902 году Герасимовы переселяются на заимку к брату Аполлинария – Виктору. На заимке, носившей название Герасимово, или Герасимовка, что рядом с Кундравами, инженер-путеец Виктор Алексеевич Герасимов построил паровую мельницу. Записана она была так: «Челябинская губерния, Миасский уезд, волость Кундравинская, селение – мельница № 48». Герасимовы выстроили усадьбу в два этажа с большим садом, напоминающую родительское орловское поместье (в советское время дом был разобран, одна его часть находится по адресу Минская 1, а вторая часть сгорела), а также дачу на озере Тургояк. К нашему времени заимка уже разрослась и носит название посёлок «Десятилетие». В 1906 году на заимке родился Сергей Герасимов, а крестили его в Кундравинской церкви Св. мученицы Параскевы.
В том же 1906 году Аполлинарий Герасимов получил должность управляющего золотыми промыслами Южно-Заозерской дачи Зауральского горнопромышленного общества на самом севере Верхотурского уезда Пермской губернии. Аполлинарий Герасимов занимался разведкой золота на территории Северного округа горной экспедиции, а в 1908 году инженеру Аполлинарию Алексеевичу Герасимову была произведена выдача промысловых свидетельств на золотые прииски Парасковинский и Аполлинарьевский по ручьям Соипсос и Аполлинарьевке, притоках Сурпии (левом притоке реки Лозьвы). Аполлинарий Алексеевич погиб весной 1909 года, переезжая на лодке от одного прииска к другому.
Точное место его гибели не установлено. Возможно это район Аполлинарьевского прииска на реке Лозьве, а возможно и в районе Стрелебского прииска на Сосьве. Сергей с матерью прожил на заимке до 13 лет. Время шло, и на заимку и дачу стали приезжать подросшие племянницы Аполлинария Герасимова – дочери его брата Анатолия, жившего с семьёй в Екатеринбурге. Это были кузины Сергея Герасимова: Марианна (Мураша) – первая жена писателя Юрия Либединского и Валя (в будущем жена писателя Александра Фадеева).
Сергей Герасимов расстался с Уралом в 16 лет, но его всегда тянуло в места, где он родился и жил. В 1965 году в Миассе, на берегу озера Тургояк, киноэкспедиция режиссёра Герасимова занималась съёмками фильма «Журналист», вышедшего на экраны в 1967 году. Съёмки продолжались в Миассе, Чебаркуле. А один из эпизодов снимался на берегу озера на полуострове «Тёщин язык».
Закономерно вспомнить о семье Либединских (или точнее Лебединских). Николай Львович (Натан Либерович), выпускник Йенского и Дерптского университетов – частнопрактикующий детский и санитарный врач; мать Татьяна Владимировна (Товба Вульфовна, в девичестве Нахимсон) – зубной врач, проживали в Миассе. Натан Либерович служил врачом горнозаводского госпиталя, а затем врачом прифронтового лазарета и Миасского эвакогоспиталя. Родители, Герасимовы и Либединские, встречались в Миассе, Лебединские жили во флигеле казачьего госпиталя. Это здание находится по адресу Миасс, ул. Ленина, 121, школа № 28.
Впоследствии знакомство переросло в дружбу и переместилось на берег Тургояка, где Лебединские тоже снимали на лето дачу. Приезжал Юрий и «на мельницу», так он называл усадьбу Герасимовых рядом с Кундравами. Так началось знакомство Юрия Либединского (1898 года рождения), Марианны Герасимовой (1901 года рождения), Валерии Герасимовой (1903 года рождения) и Сергея Герасимова (1906 года рождения). После переезда Лебединских в Челябинск в 1909 году на каникулы к ним приезжали и Герасимовы.
Прогремевшая революция многое изменила в Тургояке. Стали исчезать дачники. На даче Кастальского открыли дом отдыха. В апреле 1921 года вышло постановление: «Миасский горуездный исполком постановил на летний сезон под дом отдыха взять дачу Кастальского на берегу озера Тургояк. Предложено найти подходящее место для постройки нового дома отдыха на берегу озера Ильмень». Дача Кастальского много лет была местной достопримечательностью. Поговаривают, что некоторое время её владельцем был создатель школы морского стратегического ракетостроения Виктор Петрович Макеев.
Затем и она была снесена. В начале прошлого века фамилия Кастальский встречалась в самых разных документах, иногда и в донесениях полиции в едином списке неблагонадёжных вместе с фамилией Лебединского.
«При просмотре списка лиц, состоящих в перечисленных в запросе Департамента полиции за № 52476 устроителей дня «Колоса ржи» и отчасти Трудовой помощи (Пояркова) и занимающих руководящее положение в организации, видно, что там встречаются одни и те же лица, как например: Лебединский с женой, Кульчитский, Михайловский, Горохов, Кастальский, Колено, Макаровский, Мазин, Шефтель, Нестерович с женой, Бреслин, Мальгин, Снежковы, Иевреинов, Буромский и многие другие, заведомо политически неблагонадёжные лица…».
Были среди Кастальских священники, художники, музыканты, но больше инженеры. Представители рода оканчивали Императорское московское техническое училище, (сейчас Московский Высший Технический Университет имени Баумана) и работали по всей Российской империи. Всеволод Дмитриевич Кастальский (окончил МВТУ в 1876 году – прим. автора) – один из разработчиков московской канализационной системы и насосных станций, организатор производства керамических труб.
В справочнике Весновского «Весь Челябинск и его окрестности», по состоянию на 1909 год указано, что в доме по ул. Исетской, 5 (нынешняя улица имени Карла Маркса – прим. автора) располагалась контора «Спицын и Кастальский», занимавшаяся насосами. При этом инженер-механик, вероятно сын Всеволода Дмитриевича, Александр Всеволодович Кастальский, окончивший ИМТУ в 1901 году, занимал в Челябинске должность заведующего механического завода земледельческих машин и орудий «Товарищество Столь и К». Так что вполне возможно, что именно он и был владельцем одной из дач на берегу озера. Среди выпускников ИМТУ за 1911 год нашёлся и инженер-механик Спицын Алексей Феодорович. Возможно, он и был коллегой Кастальского.
Завершим наш рассказ ещё одним именем: Пётр Павлович Мегорский. В Челябинск выпускник Петербургской духовной академии приехал в январе 1913 года из Екатеринбурга.
Работал преподавателем истории и педагогики в женской гимназии. Входил в различные общественные организации, принимал активное участие в деятельности комитета по организации разумных развлечений в Челябинске, занимался музейной деятельностью. С 1 мая 1916-го по 1 марта 1919 года работал заведующим отделом народного образования при Челябинской городской управе. После революции продолжил педагогическую деятельность. Благодаря Петру Павловичу мы можем увидеть, какими были берега озера Тургояк в 1928 году.
Постепенно открывает Тургояк свои тайны и ждёт новых исследователей. А дачи? Они всё больше заполняют берега этого замечательного озера…
На дачной скрипучей веранде
Весь вечер царит оживленье.
К глазастой художнице Ванде
Случайно сползлись в воскресенье
Провизор, курсистка, певица,
Писатель, дантист и девица…
Саша Чёрный. 1910 год