Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Без рук, без ног, а рисовал!

Не место красит человека, а человек место. Эта пословица уместна, если речь идёт о художнике Евсее Якимове из деревни Верхняя Сарана.

Старая дорога в Верхнюю Сарану

 

Верхнесаранинский завод, основанный в 1818–1819 годах московским купцом Андреем Кнауфом в долине реки Сараны в десяти верстах выше по течению от Нижней Сараны, стал символом industrious spirit этих земель.  В самом узком месте реки, окружённом горами, была возведена плотина, рядом с которой работала кричная фабрика с шестью молотами. На ней изготавливалось листовое железо. При заводе трудилось около 90 человек, которые построили себе избы на правом берегу реки. Эта деревня получила название Верхняя Сарана.

 

На противоположном левом берегу, возле Аликаева камня, появилась другая деревня – Петуховка. Но судьба завода изменилась в 1862 году, когда сильное наводнение разрушило плотину и остановило работу предприятия. Восстановление требовало немалых средств, которые не удалось найти, и завод, увы, закрылся. Верхняя Сарана перешла в руки лесопромышленников Бобянских, а крестьяне стали жить за счёт наделов земли, сенокосных угодий и скота.

Живописные окрестности в долине реки Сараны

 

Не так быстро доходят новости в этот далёкий, окружённый тайгой посёлок. Патриархальный уклад помогал крестьянам выживать в трудных условиях. Многодетные семьи – это своего рода артель работников, где у каждого свои роль и место. Но и сюда стали приходить ветры перемен грядущей новой жизни. И вот уже в феврале 1924 года образован Верх-Саранинский сельский совет, куда вошли деревни Верхняя Сарана, Ломаная Нога, Тигинский Ключ, посёлки Долгий Мост, Журавлиный Лог, выселок Петуховка, хутор Сухой Ключ, а также населённые пункты Томильные печи и детский дом «Вайнера» с общим количеством жителей 938 человек. (Государственный архив в г. Красноуфимске/Основание: Ф. 41).

И началась новая жизнь! В деревнях уже подрастало поколение ребят, которые родились после ликвидации и слома царской России. И был среди них необычный парнишка  Евсейка – без рук и ног. Самый младший в семье кузнеца Дмитрия Якимова сын, одиннадцатый. Не побоялись родные, оставили такого. Сейчас можно только догадываться, какие трудности испытывала семья, да и сам Евсей. Пришло время идти ему в школу – сшили заплечный мешок – да в нём и носили братья на уроки. А там парту специально приспособили для удобства писания. В математике Евсей был очень смышлёным. А ещё, на удивление, подчерк у парня оказался необычайно красивым и аккуратным. Писал он тремя пальцами, которые были у него на небольшой ноге. Но учился писать и зубами.  Так потихоньку и началось – сначала плакаты в сельсовет начал рисовать, потом и картины пошли!

Художник Евсей Якимов за работой

 

Дружил Евсей Дмитриевич со многими выдающимися людьми того времени на Урале. Модест Онисимович Клер (1879–1966) – учёный-геолог, палеонтолог и краевед  частенько писал ему письма, помогал с красками, кистями.

Портрет попечителя художника – знаменитого учёного Модеста Онисимовича Клера

 

Павел Петрович Бажов (1879–1950) – автор уральских сказов был в восторге от пейзажей и не скрывал своего восхищения талантом художника. Даже самого товарища Сталина Евсею Дмитриевичу рисовать доверяли! А картину «На охоте» в 1960-е годы приобрёл Красноуфимский краеведческий музей.

Картина Е. Якимова На охоте 1960 г, из коллекции Красноуфимского музея

 

На сегодняшний день в музее находится шесть картин необычного художника-самородка. Только к сорока годам после многочисленных обращений и писем Евсей Дмитриевич отправился в Москву делать протезы рук. Там он встретил свою будущую жену, к которой спустя год уехал.

Картины Евсея Якимова в экспозиции музея

 

К слову сказать, Евсей Дмитриевич не одинок в своём жизненном подвиге. В Самарской губернии в селе Утевка был иконописец без рук и ног Григорий Журавлёв (1858–1916). Когда в 1885 году в Утевке началось строительство каменного Храма Живоначальной Троицы он руководил ходом работ, а потом сам расписывал десятиметровый купол. У Григория была специальная люлька, с помощью которой иконописца поднимали к куполу. После 2–3 часов работы у него случался спазм лицевых мышц, такой, что не могли вынуть кисть изо рта! Приходилось накладывать на челюстные мышцы горячие полотенца, пока спазм не проходил.

Картина из Краеведческого музея

 

Леонид Васильевич Птицын (1929–2017) из Псковской области в 15 лет лишился кистей обеих рук при разминировании. Но, собрав волю в кулак и упорно трудясь, он добился широкого признания своего творчества. Несколько художников без рук – наши современники. Александр Похилько, Татьяна Федоровичева, Иван Галаничев, Алексей Корниенко, Алла Кощеева, Евгений Коробских-Кудашов, Владимир Репецкий. Этот список неполный, но и этих имён достаточно, чтобы понять, что творчество и жажда жизни делают чудеса!

Решением Свердловского облисполкома от 25 сентября 1959 года в целях приближения руководства сельского совета к наиболее крупному населённому пункту центр Верх-Саранинского сельского совета из деревни Верхняя Сарана перенесён в посёлок Пудлинговый.

Саранинские межгорья

Была пройдена так называемая точка «невозврата». В 1991 году произошло рассекречивание документов секретной части Верх-Саранинского сельского совета, и документы переведены на открытое хранение. Из них стало ясно, что описи исполнительного комитета Верх-Саранинского сельского совета находились в ветхом состоянии, в них имелись выбывшие, литерные дела, заголовки не всегда отражали содержание документов. Отсутствуют такие документы, как бюджеты совета, штатные расписания, сметы расходов учреждений, состоящих на бюджете совета, характеризующие его деятельность за 1920–30-е годы. В связи с этим не представляется возможным проследить разные стороны деятельности сельского совета. Причина утраты документов неизвестна.

Хранители истории. Красноуфимский краеведческий музей.

Деревни Верхняя Сарана с интересной заводской предысторией уже давно нет в действительности. Но, сохраняется в Красноуфимском краеведческом музее память о человеке-самородке и его удивительном творчестве…

Красноуфимск

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели