Этот гидроним имеет ненецкое происхождение. По-ненецки «варк» – «медведь», а «та» – река. Позднее корень этого слова был трансформирован в «ворк», в итоге появился географический объект – Воркута, означающий «река, изобилующая медведями», или «медвежья река».
В 1970-1980-х годах, будучи сотрудником ВНИИ охраны природы и заповедного дела, в составе научной экспедиции я с коллегами-биологами занимался проблемой влияния человека на природу тундры. Мы базировались в посёлке Воргашор, пригороде Воркуты. Воркутинскую агломерацию с севера на юг пересекает река Воркута. Наши маршруты часто проходили в непосредственной близости от неё. В 1981 году мне удалось на надувной лодке проплыть по реке от северных до южных границ зоны освоения. Я также посетил ряд пунктов на реке вплоть до устья и познакомился с её притоками и припойменными участками.
Необычный для тундры топоним
Уже в начале экспедиционной деятельности в этой части Большеземельской тундры меня и моих коллег удивило происхождение названия реки. Этот топоним, вернее – гидроним, имеет ненецкое происхождение. По-ненецки «варк» – «медведь», а «та» – река. Как и кем корень этого слова был трансформирован в «ворк», пока неизвестно, но в итоге появился географический объект – Воркута, означающий «река, изобилующая медведями», или «медвежья река». Впервые под названием «Воркота» она упоминается уже в 1772 году.
Другая загадка. Как оказался на карте столь непривычный среди безлесных тундровых просторов географический объект с таким названием. Ведь медведь – животное лесное, мы не раз ощущали его присутствие на Полярном Урале, когда посещали долину Соби с обширными лиственничными и берёзовыми массивами. Но бассейн Воркуты – иная ситуация. Тут только в низовьях, начиная примерно от широты устья правого притока Воркуты, реки Лёк-Воркуты, и на юг, до впадения в Усу, за пределами поймы по левому берегу тянутся острова-фрагменты редкостойных елово-берёзовых лесов с высотой деревьев 5–6 м. Севернее же широты устья этого притока за пределами поймы лесных островов нет. Тут встречаются только небольшие по площади заросли пойменных древовидных ивняков, азональный тип растительности.
Возможно такое объяснение: река была названа «медвежьей» либо по той причине, что здесь некто встретил медведя, или же звери изредка сюда заходят. Последнее обычно на границе двух природных зон, где нередко отмечают проникновение лесных зверей (волков, лосей и росомах) в тундру по долинам текущих в меридиональном направлении рек. Уверен, что ещё в конце XIX столетия, когда на Усе стали появляться первые поселения зырян-коми, выходцев из Ижемского уезда Архангельской губернии, их жители-охотники отправлялись по долине Воркуты за добычей и промышляли медведей.
Истоки и верховья реки
Река Воркута начинается с вытекающего из озера Мал. Воркута-Хасырейто ручья. Это озеро, в свою очередь, связано ручьём-протоком с лежащим примерно в 1,5 км севернее озера Бол. Воркута-Хасырейто. Оба озера лежат в заболоченной котловине (широта примерно 67°55′). По-ненецки «хасарё» значит заболоченное озеро. Так что особенность котловины – её заболоченность отражена в названии озёр, дающих начало истоку Воркуты. Ниже её истока (озеро Мал. Воркута-Хасырейто) водоток принимает два левых притока – ручьи Роша Юнко (примерно в 2,5 км южнее) и Бол. Анорогашор (в 5 км от последнего).
Несколькими десятками километров ниже по течению в Воркуту справа впадают два ручья – Молотовей-Ямботовис и Выятовис. Отсюда река расширяется до 95 м (высота уреза воды в реке 140 м над уровнем моря), а глубина – около одного метра. Между устьями правого (ручей Выятовис) и левого (река Бурэданъю) притоков вдоль правого берега тянется увал Выренкомальк с наибольшей высотой 208 м. От места впадения ручья Выятовис Воркута становится полноводной, фактически здесь она судоходна для сплава на гребных и моторных лодках, байдарках и плотах.
Ниже по течению, южнее широты впадения двух крупных левых притоков – небольших рек Бурэданъю и Сыръяга, река Воркута протекает по дну Воркутинской мульды, где по обоим берегам находится промышленная агломерация, город Воркута и посёлки. Общее направление русла на всём протяжении реки – меридиональное, с небольшими отклонениями на запад и восток. Берега, за пределами поймы, заняты разными типами равнинных ерниковых тундр.
Характеризуя общий облик реки на всём её протяжении, отмечу, что дно у Воркуты каменистое, иной раз – это даже не заиленные скальные фрагменты, через которые проходит русло, песчаных участков немного. Русло извилистое, как у её больших и малых притоков, что является следствием огибания водотоками отложений моренного характера и выходов древних геологических пород. Протяжённые плёсы чередуются с каменисто-валунными перекатами. Общая длина реки 182 км.
Среднее и нижнее течение
Лежащий ниже города Воркута и почти 100-километровый участок реки и прилегающие к ней водосборные территории уже почти сто лет осваиваются человеком
В 1913 году от устья Воркуты (от впадения её в реку Усу) до места современного города, вверх по течению реки впервые прошли маршрутом молодой геолог Нестор Кулик и сопровождающий его Ефим Рубинштейн, участники Печорско-Обской экспедиции Д.Д. Иевлева. В 1930 году в крайней северной точке маршрута Кулика-Рубинштейна геолог Георгий Чернов открыл крупное месторождение коксующегося угля. На следующий год на правом берегу реки, рядом с месторождением, возник посёлок Рудник, а чуть позже, напротив него, на левом берегу – и посёлок Воркута, давший начало одноимённому городу.
Начиная примерно от широты северной границы Воркутинской промышленной агломерации, от посёлка Цементнозаводского до станции Хановей Северной железной дороги, река характеризуется наибольшим меандрированием русла. Тут обычна картина: один берег относительно низкий, немного расширен, даже могут встречаться небольшие по площади пойменные луга и заросли древовидных ив; противоположный же – обрывистый, крутой, без выраженной пойменной террасы. В среднем и нижнем течении Воркуты обычно чередование плёсов с глубинами до 5–8 м и каменистых перекатов.
Интересен такой факт. Когда я на надувной лодке спускался от посёлка Цементнозаводского до водозабора ТЭЦ-1, мне приходилось часто вставать за якорь посредине реки, чтобы взять пробы планктонной сеткой. В качестве якоря я использовал найденный на берегу камень-«булыган». Опущенный на дно груз обычно тащило течением, и, держа якорный конец рукой, я ощущал, как камень-якорь катился по каменистому ложу (по фалу передавалась дрожь от волочащегося грузила). Видимо, это были участки выхода монолитов коренных скальных пород.
Наиболее крупными и многоводными притоками среднего течения Воркуты являются ручей Из-Юр-Вож и река Безымянка, или Сааясан-Ю (оба – правые притоки) и небольшие реки Аячъяха и Юнъяха (оба – левые притоки). По характеру русел эти притоки – фактически мини-модель реки Воркуты.
От южной границы города и на юг, ниже по течению примерно от широты 67°35′ (до устья), встречаются большие по площади береговые песчаные наносы-отмели (до нескольких сотен метров в длину) и даже острова. Вдоль низких берегов много песчаных отмелей, поросших заливными лугами и закустаренных,
появляются и первые острова-фрагменты елово-берёзовых редкостойных лесов, тянущиеся до самого устья Воркуты.
Растительные красоты на реке Воркуте
Рассказ о «Медвежьей реке» был бы неполным без упоминаний о встречающихся тут красиво цветущих и редких растениях. Пройти мимо них невозможно, не обратив внимание на неожиданно встреченные среди скромного тундрового однообразия трав с цветками с необычно яркими для северного лета красками. Особенно богаты ими пойменные и припойменные луговины по сухим местам – щебнисто-гравийным развалам, на миниатюрных приречных луговинах и, особенно, на выходах реликтовых известняков по берегам Воркуты и вдоль устьев её притоков, там, где они пересекают выходы древних известняков.
Астрагал и кастиллея арктические
На вершинах известняковых скал, на сухих местах, а они по размерам нередко бывают не больше комнаты в современной панельной пятиэтажке, можно найти дриаду восьмилепестную, горечавку весеннюю (редкий вид северной флоры), другие красиво цветущие растения, которые образуют тут куртины или миниатюрные «коврики»-пятна.
Всевозможные сухие места вдоль реки, даже на удалении метра-полутора от воды, галечниковые бечевники и щебнистые места – характерные места произрастания колокольчика круглолистного, иван-чая широколистного и узколистного, астрагала арктического, других привлекающих своим необычным видом растений.
На пойменных луговинах среди ивняков и по задернованным не осыпающимся склонам крутых берегов реки нередко, особенно в первой половине лета, можно увидеть красочные ковры разнотравья.
Пожалуй, только тут вместе встречаются различные камнеломки, одноцветка, горец змеиный, или раковые шейки, купальница европейская и другие растения, выделяющиеся среди хвощей и злаков своими яркими красками цветков. А по выходам не задернованных известняков растёт незабываемая горечавка весенняя арктическая.
Чемерица Лобеля
Здесь, как и в тундре на водоразделах, на суглинках и сухих местах, встречается одно растение, которое, безусловно, привлекает своим необычным внешним видом. Это – чемерица Лобеля, имеющее высокий (до 160 см) и толстый (до 2–3 см в диаметре) круглый стебель.
Нижняя часть стебля, примерно до середины, имеет стеблеобъемлющие очерёдные, многочисленные, нижние широкоэллиптические (8–12 см длиной, 5–7 см шириной) листья. Выглядят они как гофрированные. Верхние же листья постепенно сужаются и кажутся совсем маленькими. Всё растение венчает пирамидальное соцветие-метёлка (у наиболее крупных экземпляров её длина до 60 см), с крупными (2,5 см в диаметре) жёлто-зелёными цветками. Растение впервые зацветает на 10–30-й год жизни, а живёт до 50–80 лет. Я специально обращаю внимание читателей на это замечательно растение: все его части ядовиты. Так что нужно быть особенно внимательными при сборе букетов.
Человек и Река
Для реки Воркуты характерна довольно обеднённая ихтиофауна. Здесь обитают хариус (в основном нагуливаются взрослые особи, спустившиеся из тундровых озёр и небольших рек), сиг, окунь, щука, гольян, налим и ёрш. Летом жители Воркуты и туристы занимаются рыбной ловлей на поплавочную удочку, спиннинг и «кораблик». Зимой же среди горожан распространена подлёдная ловля. В иные дни тут типична картина, обычно наблюдаемая на водохранилищах и реках средней полосы России, когда весь лёд усеян сидящими у лунок рыбаками.
С 1930-х годов на южной окраине города Воркуты и за её пределами, ниже по течению реки, где начинаются расширенные участки пойменных террас и распространены плодородные почвы, были организованы своеобразные локусы сельскохозяйственного освоения. Здесь были заложены сеяные луга, производились посадки картофеля и овощных культур, на природных сенокосах заготавливали на зиму корм для лошадей и коров. В течение 70 с лишним лет тут велось интенсивное сельское хозяйство.
Водные ресурсы Воркуты используются для обеспечения функционирования двух ТЭЦ. Чтобы создать гарантированный запас воды для работы ТЭЦ-1, в 1943 году русло реки на выходе из города перегородили плотиной-подпором, а в 1956 году с той же целью возвели ещё одну плотину выше города, у посёлка Цементнозаводского, для обеспечения водой ТЭЦ-2.
В начальный период существования Воркуты и строительства первых шахт, до сооружения в 1934 году узкоколейной железной дороги Рудник-Воркута-Вом (Усть-Воркута), по реке лодками и баржами, которые тащили лошади, к месту освоения угольного месторождения завозилось всё необходимое – лесоматериалы, кирпичи, оборудование и т.д. Этим же маршрутом, но в обратном направлении, вывозился и первый добытый уголь.
Интересен и такой факт из истории города. В 1950-х – 1960-х годах на реке Воркуте более десяти лет существовало «местное пароходство». В первые несколько десятилетий находившийся на правом берегу посёлок Рудник не был связан мостом с расположенным напротив, на левом берегу посёлка Воркута. Поэтому до сооружения моста для переезда жителей с одного берега на другой курсировало несколько тяжёлых, грубо сделанных «плавсредств», на которых людей переправляли через реку.
Знаменательное событие произошло 4 июля 1954 года. В этот день на правом берегу реки Воркуты в посёлке Рудник открылась водная станция с причалами для катеров.
Поскольку мест отдыха в городе и окрестностях было не так много, летом река, естественно, привлекала внимание воркутинцев. В этом же году на воду были спущены более пятидесяти прокатных лодок. Предлагались также услуги прогулок на моторных катерах. На водной станции работала танцевальная площадка и свой небольшой радиоузел. После открытия станции речную гладь реки Воркуты уже через две недели бороздили десятки больших и малых лодок, простых и спортивных, катера «Ласточка» и «Шахтер».
29 августа 1954 года в первый пассажирский рейс вышел новый многоместный катер «Воркута», построенный в судоремонтных мастерских водного транспорта автотранспортной конторы комбината «Воркутауголь». В начале 1960-х годов просторы реки в пределах города бороздил катер «Ильич», приписанный к речной переправе посёлка Рудник. Длина «линий» маршрута разномастных речных судов составляла около трёх километров – от шахты «Воркутинской» до плотины у ТЭЦ-1. Так величава, разнообразна и красива «Медвежья река», особенно коротким арктическим летом…