Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Жизнь походная динамична и часто непредсказуема. Иной раз статус похода из простого превращается в сложный, из весёлого в трагичный, из короткого в длительный. Но все их объединяет одно — они навсегда остаются в нашей памяти.

Негостеприимный хозяин

Нередко, довольно простой поход превращается в экстремальный по причине возникновения непредсказуемых ситуаций или неграмотного планирования. Бывает и так, что сами события без влияния человека начинают развиваться неожиданно и неординарно. Это был один из подобных случаев.

Нам предстояло подняться на одну из вершин Полярного Урала. Запланировано это мероприятие было ещё на вчера, но мы его отложили по самой необычной причине. Перед самой нашей высадкой с катамарана на берег, из прибрежного леса выскочил огромный медведь и яростно бросился на нас. От злости и негодования он даже не ревел, а дико мычал! В секунду он добежал до уреза воды и остановился в двадцати метрах. Поднявшись на задние лапы, застыл в угрожающем напряжении и… спустя несколько секунд, убежал обратно в лес.

Происшествие это подействовало на всех не самым лучшим образом. Мы сидели и соображали, что же делать дальше. Решили такой «забавный» случай считать за знак Божий — предупреждение, а потому отложили наш подъём в горы на день.

Спустились мы вниз по реке метров на пятьсот от места встречи с негостеприимным хозяином этих мест и встали лагерем. Разожгли костёр, сварили ужин, поели. Остатки похлёбки в котелке отнесли подальше от места ночлега, завернули в пакет, крепко завязали его и повесили на дерево. Сделали это для того, чтобы Мишка, привлечённый запахом пищи, не полез именно к нам, к костру, покушать. А если все же и надумал бы, то пусть лакомится в стороне от нас.

Для безопасности, спать решили без палатки, открыто, у костра. Рассуждали так: если медведь обрушит палатку, то сопротивление в «мешке» будет бесполезным. А у костра, без палатки, все заранее видно и ты свободен для любых действий: хочешь беги, хочешь от страха пляши, а хочешь — топором маши.

Укладываясь спать, положили рядом топоры. Более серьёзного оружия для защиты от медведя у нас не было. Заготовили побольше дров для костра, чтобы поддерживать его с хорошим пламенем.

Авантюрная затея

Рано утром услышали самое настоящее токование тетеревов. Очень удивились этому. Не весна же! Однако такое явление — осеннее токование отмечено многими специалистами-биологами. И мы обязательно забежали бы на ток, но вчерашний инцидент остужал головы. Топать в сырых предрассветных сумерках в медвежье царство как-то не очень хотелось.

На покорение вершины планировали два дня. Поэтому в нашем распоряжении был только один световой день. Один день для выполнения поставленной задачи! Адская работа! Работа и ещё раз работа.

Только вчера предстоящее мероприятие классифицировалось как простой поход в горы. Но сегодня это уже штурм, который потребует от нас решительных, активных и безошибочных действий с полной отдачей всех своих сил. Понятно, что затея наша была авантюрной. А что оставалось делать?

Перед тем, как подняться на вершину, в начале — от реки до подножья хребта, надо тайгой пройти около десяти километров. И только затем начинать подъём, причём самый трудный участок будет как раз на последних сотнях метров, перед вершиной.

Решили палатку и продукты оставить у начала хребта — на берегу речки. А с собой взять самое необходимое: термос с чаем, плащи, топоры и немного пищи. После покорения вершины, как мы планировали, возвращаемся к палатке и ночуем здесь. Ясно, что любые промедления на этом маршруте должны быть исключены по причине ограниченного времени.

Только вперёд

Утром встали с рассветом, быстро переплыли реку, утащили катамаран подальше от воды — на случай дождей и повышения уровня воды в реке. Затем бодро потопали в направлении вершины. Ориентировались по компасу. Кругом нетронутая тайга! Мох под ногами, на деревьях, на ветвях! Какой-то сказочный лес. Владения Бабки-Ёжки. Похоже, её помощниками в этом царстве были медведи! Повсюду трава была примята ими и часто встречался медвежий помёт.

Помня вчерашнего неадеквата, — медведя-страшилу, мы старались обезопасить себя: громко шумели, разговаривали, стучали…

На маршруте вышли к гигантскому ключику — выходу подземной реки на поверхность. Удивительно! Идёшь-идёшь и внезапно, в центре малой лесной полянки, перед тобой появляется исток бурно «кипящей речки». Вода здесь била обильным ключом из отверстия диаметром около двух метров, растекалась от пульсирующего центра по сторонам, а далее формировалась в русло речки, которая скрывалась сразу же в густых зарослях.

Вскоре среди деревьев стал просматриваться сам хребет. Солидная горка, ничего не скажешь. Но как говорится: «Мы видали и не такие дали». Дошли до подножия. Спрятали палатку, продукты утопили в воде, «чтобы никто не догадался» из зверей и не учуял их.

По плану, на обратном пути, не должны были потерять нашу закладку, так как намечали сверху спускаться вдоль русла этой речушки. И по нашему предположению, всё равно должны были выйти к тайнику. А позднее поняли, что выбор спуска по руслу этого ручья было большой ошибкой.

Вообще, от более лёгкого маршрута отпугнул Топтыгин. Сейчас же нам приходилось штурмовать вершину в лоб. Здесь от самого подножья подъём начинался под сорок пять — шестьдесят градусов, а местами он был ещё круче. Но нам ли, устремлённым на победу людям, быть в печали? Вперёд! И только вперёд!

Силы и время таяли

С набором высоты пейзаж вокруг становился все более грандиозным. Красота нашей планеты неописуема: блистающие в лучах солнца змейки речек и рек, голубые блюдца лесных озёр, нескончаемое зелёное море, заканчивающееся на горизонте цепью многочисленных вершин. Все эти чудесные картины уральской природы приводили нас в восторг.

В начале всё шло по плану. По расчётам выходило, что нам надо подняться всего-то на высоту шестисотэтажного дома. Но не по лестнице, а по курумнику и по скалам.

Вскоре нас стали сопровождать густые облака. Иной раз они поглощали нас, но слава Богу, продолжалось это недолго, и они уходили по своим делам. В одном из просветов этих облаков мы увидели олениху с оленёнком. Они поразили нас своей грациозностью и великолепными физическими возможностями.  Убегая, взлетели на крутой подъём, словно птицы, и скрылись за перевалом, в окутывающих его облаках, в несколько секунд! Подумалось: вот нам бы иметь такую форму! Тогда все вершины мы бы покоряли за пол дня!

Вначале шлось легко. Но с появлением усталости начались ошибки. Есть золотое правило: падать в горах нельзя! Так как при передаче управления своим телом земному притяжению, без контроля этого процесса мозгом, всегда существует высокая вероятность травм и переломов. Без падений у нас не обошлось. Но нам повезло — отделались только ушибами.

Через час-другой нас стало беспокоить следующее обстоятельство: вершина приближалась, а силы наши таяли. Усталость всё нарастала с каждым шагом и охватывала уже не только ноги, но и всё тело. Вскоре подошли к озеру, что раскинулось у подножия вершины. Самая сложная часть маршрута начиналась именно здесь.

Сил не оставалось от слова «совсем». Я сам уже не мог сделать ни одного полноценного шага. Мой напарник ещё мало-помалу двигался. Мышцы-разгибатели ног работать полностью отказывались, а впереди был самый сложный и серьёзный участок, и он требовал больших сил!

Решили передохнуть, посовещаться. Попили чаю, перекусили, полежали немного на ковриках, но силы возвращались медленно, а время, отведённое нам судьбой на выполнение поставленной задачи, неумолимо таяло. А вершина – то, вот она!

Однако, если мы в этом состоянии пойдём на штурм, то вероятность покорения вершины будет существовать, но тогда ночевать придётся на вершине. Спускаться по скалам в темноте – это самоубийство! Этот дикий вариант отпадал сам собой.

Пока восстанавливались и думали, что делать, — поняли, что надо немедленно возвращаться обратно. Иначе до темноты нам не выйти с хребта. Опасность была ещё и в том, что не знали, каково же состояние нашей обратной дороги? Читали в отчётах о спуске по руслу ручья. Но, как потом выяснили, то был совсем другой ручей.

Выходит, что этот наш штурм заканчивается неудачей…

Мозг лихорадило, а разум успокаивал: «Обидно, досадно, да ладно» … «Не очень-то и хотелось» … «В гостях хорошо, а дома лучше» … И пошли мы в направлении ручья, ведущего к палатке…

Началась трагическая потеря высоты, набранная нами с таким великим трудом!

Снежник и водопады на спуске

Путь преградил огромный снежник. Та ещё покатушка! Удержаться на его склоне было почти невозможно. Обошли его, вышли к провалу-обрыву, откуда начинался исток ручья. Здесь обрыв был почти вертикальным, покрытый местами снежниками. Спускались по оттаявшим проталинкам между ними, осторожно переступая боком к направлению движения. Иначе могла произойти куролесица. Это когда голова неожиданно оказывается ниже ног и далее по кругу: голова – рюкзак – ноги – голова –рюкзак – ноги – голова – ноги…. И вот этого допустить как раз нам не очень-то и хотелось. Ведь известно же всем, что весьма быстрый спуск не всегда оправдывает себя.

Склон был очень крутой, поэтому отдыхали мы иногда, вроде бы и сидя, но, по сути, получалось, что почти стоя.

На спуске работали совсем другие мышцы ног – сгибатели, и мы ещё могли идти. Спустившись ниже, вышли к сформировавшемуся из снежников руслу ручья. Обрадовались, ну всё, сейчас пойдём весело по ручью. Но нас и здесь постигло полное разочарование.

В русле лежали мокрые булыжники размером от нескольких сантиметров до метра и даже более, и от них веером разлетались брызги. За многочисленными водопадами перепад высоты русла ручья мог достигать нескольких метров. Идти по воде получалось себе дороже. Во- первых опасно. Камни скользкие. Во- вторых, вода ледяная, а впереди возможна непредвиденная холодная ночёвка. Ведь никто не гарантировал нам, что мы успеем дойти до палатки. Возможно, придётся ночевать где-нибудь в горах, на пути к ней. Ночевать же под ветром в мокрой одежде — равносильно гибели. (

Никто не отменял и вариант с вынужденным возвращением обратно. С подъёмом в точку начала спуска и последующего возврата к палатке по известному маршруту. То есть по пути нашего подъёма. Это могло быть в случае появления непреодолимой преграды впереди, и такие моменты уже возникали. Но мы всё же их преодолели!

Момент истины

А между тем, сумерки и холодный воздух начинали напоминать о себе, что заставляло нас меньше думать и больше делать, причём в спешке. Спешка же, учитывая наш прежний опыт, зачастую приводит к непростительным и роковым ошибкам. Вскоре и думать уже не надо было, сгущающиеся сумерки чётко разъяснили нам, что подниматься вверх и возвращаться тем путём, по которому мы шли на подъём, уже не получается. Решили мы пробиваться вперёд на свой страх и риск.

В верхней части ручья местами можно было идти по берегу, по пояс в траве, выбирая проходы между булыжниками и глубокими провалами.  Однако, местами, скалы подступали к самой воде и тогда наша скорость замедлялась, а риск сорваться в бурное русло ручья увеличивался.

Спустившись ещё ниже, когда солнце скрылось, и сумерки уже начали властвовать над миром, мы вышли к гремящему водопаду.

Русло речки под ним обваливалось разом и отвесно вниз на несколько метров и далее вода продолжала свой путь уже в мрачном узком ущелье. Разогнавшийся поток воды нёсся вниз и зловеще гремел между вертикальных стен. Звук ревущей воды заглушал нашу речь.

Осмотрелись. Обход этого препятствия наверняка где-то есть, но нет времени искать его! Склоны ущелья местами поросли скудной травой и маленькими деревцами. Мы остановились в нерешительности. Наступил момент истины.

Нам предстоял второй штурм!

Никогда я не думал прежде, что придётся нам штурмовать не вершину, а низину!

«Непередаваемые очучения»

Между тем, сумерки наступали стремительно. У нас не оставалось уже никакого другого выхода, кроме как передвигаться только с помощью рук, цепляясь ими за траву и деревца, вися над потоком на высоте четырёхэтажного дома. И мы «пошли». Я старался не смотреть вниз: на камни и бурлящий поток, и вообще «забыл» о глубоком провале подо мной.

Надо было хладнокровно, осторожно и безошибочно решать вопрос по спасению своего организма. Для ног здесь никакой стоящей опоры не было. Берцы просто скользили по траве и ноги зависали в воздухе над провалом. Мы же, опираясь грудью на склон, перебирая руками, цепляясь пальцами за траву и растения, продолжали свой путь на руках. И было нам как-то невесело.

В этом месте даже холодную ночёвку было устроить негде. Вариант один всё же был! Стоять всю ночь на каком-нибудь малом выступе, удерживая себя руками, и для страховки, перецепив лямки рюкзака за себя и за какое-либо растение. Понятно, что описанное выше, — из области фантастики. Скорее всего, это были бы наши последние действия на земле.

Самое интересное ещё и то, что на этом отрезке, длиной около сотни метров, нам стал попадаться тёплый медвежий помёт, который мы не всегда могли проигнорировать и обойти.

Резко стемнело, но видимость всё же сохранялась. Это давало нам возможность и дальше «получать удовольствие» от нашего путешествия.

Страх остаться в подвешенном состоянии на всю ночь, над бурлящим водяным потоком, мобилизовывала и придавала нам необычайные силы. Мы лезли, лезли и лезли по отвесным стенам, как будто горные козлики.

Через какое-то время скалы ущелья начали снижаться, высотная наша дорога стала опускаться. Ура! Речка постепенно миновала ущелье и вышла на равнинный участок.

Не отдыхая, сразу же поплелись вдоль ручья искать свой тайник. К счастью, все было на месте. Нашли более-менее ровное место, разожгли костёр, поставили палатку. Дрова для костра готовили на автопилоте. Передвигались, как в замедленном кино. Иногда подключая, передние ведущие, то есть руки. Темнота была непроглядной, поэтому использовали фонарики.

Первый штурм — штурм вершины, получился неудачным, но всё же интересным и занимательным. А вот второй штурм — штурм низины, выдался удачным и потрясающим по глубине эмоций!

Ярчайших впечатлений от этих штурмов нам хватит на всю оставшуюся жизнь. Главная задача нашего путешествия всё же была выполнена: мы обрели «непередаваемые очучения»!

А иначе, зачем мы и все другие туристы-альпинисты лезем в горы, за тысячи километров от своего дома, в места, где человек редкий гость, а хозяева в них только девственная природа, Бабка-Ёжка, медведи и лоси, вместе с тучами комаров да мошек!

На другой день мы специально взглянули в бинокль на эту нашу дорогу в ущелье. И удивились, что всё-таки сумели пройти по ней без тяжёлых последствий для себя. Был потерян только компас, который ходил со мной в походы уже более 10 лет и порвана часть одежды. Фотоаппарат, точная оптика и, конечно, топоры, как и мы сами, остались в рабочем состоянии.

Сейчас нам предстояло вернуться к катамарану, но уже без компаса. День был пасмурный, видимость была недостаточной, а потому наша ориентировка сильно усложнялась. Впереди была тайга и девять километров пути.

Вначале мы корректировали свой путь, оглядываясь на хребет. А после его исчезновения — только с помощью нашего шестого чувства.

Вскоре путь нам преградило, вроде бы как вполне проходимое болото и целая цепь полузаросших озёр.

Так начались наши новые захватывающие приключения. Но это уже была совсем другая история.