Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Меня так вдохновило всё, что здесь наблюдал и чувствовал! Наверное, поэтому этот останец для себя я назвал «Батыр-таш». То есть «Каменный богатырь»

С нами был проводник. Он вёл группу по кочкам залитого водой луга, стараясь быстрее достигнуть леса, в котором можно было бы схорониться от палящего солнца.

Мучила жажда

Вскоре мы оказались в тени, но от этого легче не стало, так как тропы, ведущей на Большой Кумардак, практически не было. Всюду чавкала грязь и стояли огромные лужи. Приходилось идти рядом с тем, что когда-то считалось дорогой, по густой и высокой траве, перешагивать через упавшие деревья, поднимая вверх тучи мошек, которые тут же начинали лезть в ноздри и рот.

Духота давила, вся одежда промокла от пота. Мы подставляли лица под небольшой распылитель с водой, направленный на нас одной из участниц маршрута, и становилось немного легче. Но ненадолго, и всё сильнее нас мучила жажда, ведь ёмкости, которые взяли в маршрут, уже давно были пусты.

«Горбатый» – так можно перевести с башкирского название хребта «Кумардак». Он вытянут в ширину до 6 километров, а в длину на 32.Такие известные южноуральские реки, как Юрюзань и Большой Инзер, берут своё начало именно здесь.Часть хребта находится в составе Южно-Уральского государственного природного заповедника.

карта Большой Кумардак

Выделяют несколько вершин: Большой Кумардак (1318 м), Малый Кумардак (1141 м), гора Кокуй (1114 м) и самая высокая – гора Колокольня (1354 м). Склоны этих мест живописно украшены берёзовыми и сосново-берёзовыми лесами.

Тянет наверх

Неожиданно среди травы показался ручей, рядом с ним и расположились на отдых. Напившись прохладной и чистой воды, поев и хорошо отдохнув, опять пошли вверх по тропе, пока в стороне не увидели огромный курум. Тогда мы остановились. Наш проводник, чуть задумавшись, смотрел на гору. Он предложил не идти всем известной тропой, а совершить восхождение прямо отсюда, по гигантским камням, сначала поднявшись на Малый Кумардак, и лишь затем на Большой. Вдруг он добавил: «Что-то или кто-то тянет сейчас наверх». Мы пошли, разойдясь по куруму, с трудом поднимаясь на огромные и острые валуны, то и дело попадая ступнями в расщелины и царапая о края руки. Красивый и жёсткий лишайник окутывал камни. Ящерицы и змеи грелись на солнце и нехотя расползались, едва нас увидев.

Где-то здесь были гнёзда, и птицы то и дело взлетали, начинали петь сладкозвучные песни, чтобы мы заслушались их и прошли мимо ещё не окрепших птенцов. Берёзы цеплялись за скалы, тянулись настойчиво в небо, при этом сохраняя стать и осанку. Совсем не такие, какими бывают деревья в горах. Ветер дарил прохладу, освежая тела и лица, прогоняя тоску и заботу, снимая усталость и боль.

Мы вспомнили

Так поднялись до вершины и встали, застыв в изумлении, увидев Батыра из камня, смотрящего прямо на нас. Казалось, он разговаривал с нами, безмолвно, одними глазами, и проникал в наши мысли, читая их все до одной. Мы испугались, что он «увидит» тёмные мысли, и нас завалит камнями, или снесёт со скалы.И вот уже грохнули тучи, засверкали небесные стрелы, затрещали отвесные скалы, подвигаясь всё ближе к нам. Мы вспомнили, как любили ползти по похожим скалам, как помогали друг другу всем вместе взбираться наверх… Как защищали природу от всяких злых супостатов и как кормили с ладони зимою зверей и птиц. И тут же рассеялись тучи, засветило по-доброму солнце, заласкало своими лучами и позвало идти вперёд.

Показалась в горе тропинка из прозрачного белого камня, и, чуть петляя по склону, привела нас на самый верх. На вершине мы долго смеялись, восхищались собой и друг другом, любовались окрестными видами, и хотели дальше идти. А проводник лишь слегка улыбался, говорил, что было частью маршрута, такое для нас испытание, которое с честью прошли.