Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Неизвестный из фотоальбома

Мой дед по линии мамы Илья Диомидович Федотов родился 13 сентября 1884 года в деревне Казанке Оханского уезда Пермской губернии, о чём в метрической книге Петро-Павловской церкви Андреевского села Оханского уезда имеется запись под № 66. Из этой же записи узнаем, что родился Илья в семье состоящего на службе унтер-офицера  Диомида Иоановича Федотова.

Пермская духовная консиситория

 

Земли Строгановых  

Появление Оханска да и развитие всего Прикамья связано с Строгановыми, которые получили эти земли в 1597 году. В 1647 году по указу царя Алексея Михайловича проводилась перепись населения вотчины Строгановых, и тогда впервые напротив деревушки, жители которой занимались рыболовством, была сделана надпись «оханщики». Охань – это вид особой рыболовной снасти. С этим словом связывают происхождение названия города. Но есть и романтическая версия, согласно которой влюбился однажды юный монах в деревенскую девушку по имени Анна. И она его полюбила. По ночам отправлялась девушка к своему возлюбленному на свидание на лодке. Стояла осень. Внезапно разразилась страшная буря. Лодка перевернулась от сильных волн, и девушка утонула. Долго бегал по берегу юный монах и восклицал: «Ох, Анна! Ох, Анна!», – а потом не выдержал разлуки и бросился в бурные воды Камы. С тех пор на берегу реки сквозь зловещие порывы осеннего ветра слышен горький плач и зов несчастного влюблённого. А построенный на месте гибели девушки городок назвали «Оханск».

 

На берегах Уфы

Как долго жила семья Федотовых в Оханском уезде неизвестно, однако известно то, что до поступления в 1898 году в Красноуфимское промышленное училище Илья Диомидович Федотов окончил двухклассное Красноуфимское приходское училище. Вероятнее всего, Федотовы обосновалась в Красноуфимске по месту новой службы Диомида Иоановича не позже 1894 года, когда Илюше исполнилось десять лет.

Красноуфимское промышленное училище Илья Диомидович не окончил. Он был отчислен 1 октября 1905 года из пятого класса по постановлению педагогического Совета за невзнос платы за обучение. Это официальная версия, подтверждённая документом.

А есть ещё и общеизвестный факт: весь выпуск Красноуфимского промышленного училища 1905 года был отчислен за участие в антиправительственных событиях, всколыхнувших провинциальный городок отголоском революции 1905 года. Возможно, педагоги и пожалели молодёжь, не стали ломать им судьбы и написали в свидетельстве об образовании просто:  «Не внёс плату за обучение». Дабы отчисленные имели хоть какие-то права и льготы при поступлении на гражданскую или военную службу. Скорее всего именно так и было, поскольку мой прадед Диомид Иоанович Федотов преподавал в этом училище гимнастику и военное дело. Надо сказать, что дедуля к моменту отчисления был уже вполне взрослым молодым человеком, в сентябре 1905 года ему исполнился 21 год.

И.Д. Федотов в Красноуфимске, 1906 г.

 

В январе 1906 года Илья Диомидович поступает на службу в Красноуфимскую почтово-телеграфную контору сначала учеником, а затем и почтово-телеграфным чиновником VI, а затем и V разряда.

И.Д. Федотов в Чердыне, 1909 г.

 

Служба в Чердыни

В ноябре 1908 года Илья Диомидович отбывает к новом месту службы – в маленькую Чердынь на севере Пермской губернии. С собой на память о родном Красноуфимске молодой чиновник берёт фотографические карточки друзей и подруг, а в январе 1909 года приобретает альбом для фотографий.

Альбом

 

Вот с этого-то альбома и начинается наша история.  В альбоме хранились небольшие (размера «визит-портрет») фотографии молодых людей и девушек.

Середина альбома

 

Дамы в альбоме

 

Альбом из детства

Я помню этот альбом с раннего детства. Помню, как благоговейно переворачивал мощные толстенные картонные листы с фотографиями и вглядывался в незнакомые черты не известных мне людей. На одной из первых страниц была фотография молодого человека в тужурке и фуражке.

Василий Полтанов, 1907 г.

 

Ни по форме, ни по петлицам, ни по фуражке, ни по околышу и кокарде я не мог определить принадлежность этого молодого человека к какому-либо ведомству. Не обладал я тогда такими знаниями, да и сейчас не обладаю. Скорее всего, полагал я, молодой человек – одноклассник моего деда, и одет он в форму Красноуфимского промышленного училища. Став взрослее, я решился вытащить толстенькие фотографии из тесных кармашков, располагавшихся по обеим сторонам листов альбома. И молодой человек приобрел имя – Василий.

Василий Полтанов 1907 г, оборот

 

1907 год. Мой дед Илья Диомидович Федотов уже год как трудится в Красноуфимской почтово-телеграфной конторе. А раз так, то может быть, молодой человек – коллега моего деда, так? Сложно сказать, но в течение какого-то периода я идентифицировал друга Васю именно как коллегу Ильи Диомидовича. Около двадцати лет назад я начал довольно серьёзно интересоваться своими корнями, рылся в старых альбомах, вглядывался в удивительного качества фотографии, разбирал чудом сохранившиеся письма. И вспомнил, что ещё в детстве меня всегда манили антресоли, где, наряду с ёлочными игрушками и украшениями, фотоувеличителем, глянцевателем и прочим, уже тогда складировались самые разные отслужившие своё вещи. Маленьким я вполне уютно устраивался там под самым потолком и читал старые журналы, рылся в каких-то тюках, коробках, узлах… И было там что-то ещё… Было!

И вот как-то, лет десять тому назад, я подставил стремянку и раскрыл дверцы антресолей. И вернулся в детство. И нашёл! Это была даже не коробка. Куча каких-то папок, документов, завёрнутых сначала в тряпку, а затем и в клеёнку. И фотографии. Разного качества, большого и маленького формата – передо мной был архив деда. Архив этот после смерти моей бабушки Федотовой (в девичестве Швецовой) Надежды Алексеевны родители забрали… Да засунули на антресоли, собираясь, вероятно, разобрать архив позже, а позднее руки не дошли, а потом и вовсе забыли…  Был в этом архиве и небольшой (размером современного формата А-5) портрет маслом на холсте. Холст был наклеен на толстенькую картонку.

Василий Полтанов, автопортрет 1905 года.

 

А на обороте была такая надпись. Благодаря каллиграфическому почерку деда довольно легко разобрать, что же там написано. Но тем не менее продублируем: «Василий Полтанов подарил мне портрет с себя и рисовал сам». Подпись деда и дата – 10 сентября 1905 года. Мой дед родился 13 сентября 1884 года, а значит, это был подарок деду ко дню рождения.

Василий Полтанов, автопортрет 1905 г., оборот

 

Верхнеуральский художник

Но и молодой человек с первой фотографии приобрёл фамилию. Итак, Василий Полтанов. Сканы фотографии и холста я опубликовал на своей страничке на сайте «Большой Русский Альбом», а вскоре ко мне обратился Станислав Корляков, создатель сайта «Забытые имена Пермской Губернии», и рассказал о том, что Василий Степанович Полтанов стал, оказывается, художником, работал в Верхнеуральске. Итак, у молодого человека появилось уже и отчество. Я тут же забил в поисковик полные ФИО и вышел на сайт «Тайны Верхнеуральского некрополя». Вот что там написано о нашем герое.

«Василий Степанович Полтанов вёл черчение и рисование в Верхнеуральских реальном училище и женской гимназии. В город он приехал из Пермской губернии, до этого окончил Строгановское училище в Москве. У него учился Иосиф Неизвестнов, отец скульптора Эрнста Неизвестного. Ещё один его ученик Виталий Маслов, сын верхнеуральского социал-демократа А.К. Маслова, вспоминал: «Его уроки были радостью для всех, имевших способности к рисованию. Этот чудесный человек был нам настоящим старшим другом. Он был беспредельно предан искусству … мы помогали этому учителю организовать студию во флигеле. Помню, как он начал писать картину «9 января», причём жаловался, что единственный натурщик – он сам. Всего больше подкупало в нём то, что мы чувствовали в нём товарища, не считающегося с нами возрастом. Только потом я понял, что это был исключительно талантливый человек».

Строгановское училище 1902-1903 гг

 

Небольшая справка. Строгановское училище, сейчас это – Российский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова – московское высшее учебное заведение в Москве, одно из старейших в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства. Был основан в 1825 году графом Сергеем Григорьевичем Строгановым как школа подготовки художников декоративно-прикладного искусства. Отметим демократические основы, заложенные Строгановым: обучение и питание учеников были бесплатными, в училище принимались в числе прочих дети разночинцев и крепостных. Критерием зачисления на учёбу было не привилегированное положение родителей, а одарённость поступающего, его способности к рисованию, художественному творчеству. Срок обучения составлял пять лет.

И ещё один исторический документ. Это фрагмент памятной книжки по Оренбургскому учебному округу за 1915 год. Давайте посмотрим, что там пишут о нашем герое.

Памятная книжка, 1915 г.

 

Итак, мы видим, что Василий Степанович Полтанов служит преподавателем с 1 декабря 1909 года. Помним, что срок обучения в Строгановке составлял пять лет, значит Василий стал студентом не позже 1904 года. А теперь давайте вспомним самую первую фотографию из альбома. Василий подарил эту фотографию деду в 1907 году, то есть уже будучи студентом Строгановского училища. Значит, именно так выглядела студенческая форма, замечательно, правда? Василий, вероятно, приезжал в Красноуфимск на каникулы, получается, именно в Красноуфимске его корни? Интересно, а остался ли кто-нибудь в живых по линии красноуфимских Полтановых?

Василий Полтанов был женат, в 1914 году у него родился сын. Выжил ли он в революционное лихолетье? Как сложилась жизнь сынишки? Оставил ли он потомство? Увы… О судьбе сына Василия Полтанова ничего не известно. Сам же верхнеуральский художник умер от тифа в 1921 году. Где-то мелькнула информация, что картины В.С. Полтанова выставлены в Верхнеуральском краеведческом музее.

 

Друг моего деда

К сожалению, в интернете не удалось найти ни одной картины Василия Полтанова, но надежды не теряю – я написал письмо в Верхнеуральский краеведческий музей с просьбой опубликовать картины Полтанова на их страничке в «ВКонтакте». Из музея мне не ответили. Впрочем, одна картина Василия Полтанова всё-таки есть – автопортрет художника, подаренный моему деду. Зато на просторах сети нашлась фотография Василия Полтанова в более зрелом возрасте. На ней Василий выглядит ну совершенно богемной личностью, и, в то же время, весьма узнаваем.

Полтанов — богема.

 

Друг моего деда по детству и юности Василий Полтанов стал художником, и вписал свою страничку в историю Красноуфимска и Верхнеуральска. Что касается меня, то я очень доволен тем, что удалось узнать очень много о неизвестном прежде юноше из фотоальбома Ильи Диомидовича Федотова. Конечно жаль, что Василий Полтанов ушёл из жизни молодым. Он прожил всего 36 лет. Мой дед Федотов Илья Диомидович переживёт своего друга на 25 лет, и скончается в 1946-м году.

Я никогда не видел своего деда живым, а дед не дождался рождения внуков. Но если наверху есть какая-то форма существования, то дед, как мне кажется, очень доволен моими поисками. Он улыбается и оберегает меня.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели