Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Арктический регион всегда имел для России особое геополитическое значение. В военные годы Арктика стала театром особо ожесточённых военных действий. В 2000 году команда «Север» прошла по местам боёв на Новой Земле в честь 55-летия Великой Победы. 

Карта района станции Малые кармакулы

Каменистые россыпи полуострова Никольского задержали команду «Север» почти на сутки из-за жестокой пурги с порывами встречного ветра до 29 метров в секунду. Зарывшись в снег и загородив палатку защитной стенкой из снежных блоков, лыжники переждали наиболее сильные заряды «новоземельской боры», продолжив движение лишь после трёх часов утра, воспользовавшись тусклыми сумерками заполярной белой ночи.

Десять часов спустя, пройдя вдоль красивых обрывов губы Тройной и залива Храмцова, команда вышла на заснеженный лёд залива Домашнего. Впереди видны постройки полярной станции Малые Кармакулы.

Метеостанция Малые Кармакулы.

 

7 июля 1942 года английский транспорт «Эмпайр Тайд» вышел из полосы густого тумана и в тот же момент члены его экипажа стали неожиданными свидетелями жуткой гибели одного из американских судов из состава PQ-17. Вскоре на поверхности моря появились сразу три немецкие подводные лодки, одна из которых направилась в сторону англичан и попыталась атаковать «Эмпайр Тайд». Капитан Харвей успел развернуть своё судно и, дав самый полный ход, оторвался от преследования. Ещё раз изменив курс, английский капитан направил транспорт к берегу Новой Земли, где спрятал его в одной из скалистых бухточек чуть севернее полярной станции «Малые Кармакулы».

Малые Кармакулы. Остатки гидросамолета подбитого в 1942 голу

 

Позднее почти все спасённые моряки каравана PQ-17 доставлялись в район  Малых Кармакул, где размещались на борту транспорта «Эмпайр Тайд» в береговом палаточном лагере. Поиск терпящих бедствие союзников вели советские корабли-гидросамолёты, при этом до 13 июля у Новой Земли  находился лишь мотобот «Мурманец», небольшому экипажу которого удалось спасти 144 моряка с транспортов «Алькоа Рейнджер», «Олопана», «Паулус Поттер», «Вашингтон»,  и «Хатлбьюри».

Арктический конвой

 

В те же дни 1942 года в районе Малых Кармакул  работала детская промысловая экспедиция, добывающая на птичьих базарах Новой земли яйца кайр и гагачий пух. Позднее, Росс Расселл, один из американских моряков, пострадавших при разгроме конвоя PQ-17, вспоминал: «Если я говорю, что дети спасли нам жизнь, то хочу этим сказать, что именно так оно и было. Любопытными синими глазами они сразу увидели тяжесть нашего положения и немедленно взялись за доставку провизии нашим страдающим людям. Они даже снабдили нас просоленной рыбой и чёрным хлебом из своих собственных запасов, но, что ещё важнее, они научили, как добывать пропитание на суровом этом острове…» 

Немецкая подлодка

 

От нападений фашистской авиации и подводных лодок страдали не только Малые Кармакулы (17 и 20 июля 1942 года). Радиостанцию в проливе Маточкин Шар немцы обстреливали начиная с 1941 года, а на Губу Белушью, Мыс Желания и залив Благополучия противник нападал в ходе навигации 1942 и 1943 годов. Да и можно ли говорить лишь о Новой Земле, если даже в Карском море в 1942–1944 годах германский флот уничтожил четыре наших полярных станции.

По льду Большого Кармакульского залива

 

Скатившись на лыжах на лёд Большого Кармакульского залива, (команда полдня переходила на его противоположный берег, проваливаясь по щиколотку в находившуюся под снегом морскую воду. Выбравшись на сушу, лыжники ещё несколько часов петляли в тумане, то очищая лыжи от мокрого снега, то с огромным трудом перетаскивая тяжеленные нарты по каменистым полянам голой бесснежной тундры. К вечеру мы полностью выполнили дневную программу и разбили лагерь у западного входа в залив Пуховый.

Команда Север. Участники экспедиции. Касьяненко Иван Тиунов Дмитрий Сорокин евгений Букрин Леонид

 

Залив Пуховый – самая северная точка маршрута, согласованная с местным руководством в Губе Белушьей. Через несколько дней после гибели каравана PQ-17 к северу от залива Пуховый на берег высадились экипажи американского транспорта «Вашингтон» и голландского транспорта «Паулус Поттер», повреждённых в результате атак немецкой авиации 6 июля 1942 года.   Ещё дальше, почти в ста милях к северу от лагеря лыжников, находится полуостров Панькова Земля, где терпел бедствие экипаж американского транспорта «Файрфилд Сити», потопленного немецкой авиацией 5 июля 1942 года в трёхстах милях от Новой Земли.

Залив Пуховой. Северная точка маршрута

 

А ещё севернее, в проливе Маточкин Шар, в течение нескольких дней  укрывались от атак противника девять транспортов и 13 кораблей охранения PQ-17 – жалкие остатки каравана, потерявшего ещё на пути к Новой Земле и у её берегов более половины своего первоначального состава. Вместе с ними  в отражении атак фашистских торпедоносцев 18 июля принимал участие и «Мурманец».  4 ноября 1942 года советский транспорт «Декабрист» был торпедирован авиацией противника в западной части Баренцева моря. Весь экипаж перешёл в шлюпки, но через четырнадцать суток почти непрекращающегося зимнего шторма из восьмидесяти моряков уцелело лишь девятнадцать  человек, случайно попавших на норвежский остров Надежда. На следующий день одиннадцать из них замерзли. Ещё через несколько дней совершенно случайно на берегу был найден запас сухарей и консервов, после чего моряки смогли варить «настоящий суп», бросая на ведро воды несколько штук сухарей…

лекдокол Козьма Минин

 

27 июля 1943 года небольшое гидрографическое судно «Академик Шокальский» было потоплено одной из германских подводных лодок у северо-восточной оконечности Новой Земли.    В навигацию 1944 года, у берегов Таймыра, участь «Академика Шокальского» разделило гидрографическое судно «Норд», а северо-западнее полуострова Ямал немецкая подводная лодка U-365 торпедировала 12 августа транспорт «Марина Раскова» и два советских тральщика. На борту «Марии Расковой» находилось 56 членов экипажа и 354 пассажира, среди которых было 116 женщин и более двадцати детей. Судно, вышедшее 10 июля из пролива Югорский Шар, должно было доставить  персонал полярных станций и груз в Диксон и другие порты Западной Арктики. После трагедии удалось спасти лишь 145 человек…

Нападение на конвой PQ-17.

 

В навигацию 1897 года на Южном острове Новой Земли, в Губе Белушьей, было основано поморское становище, в котором поселилось несколько семей охотников-промысловиков с материка. Прошло почти полвека и в августе 1942 года бывшее становище превратилось в центр Новоземельской  военно-морской базы, сформированной из боевых кораблей Беломорской флотилии, усиленных эскадрильей истребителей и самолётами морской разведки. Позднее, для обеспечения обороны базы здесь же было развёрнуто несколько береговых и зенитных батарей.  Прошло после этих боевых событий всего лишь десять лет, и сама мысль о том, что в районе Новой Земли будут появляться боевые корабли наших бывших товарищей по оружию, казалась невероятной.

Технологические ангары в Губе Белушьей

 

31 июля 1954 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято закрытое постановление о начале строительства «Объекта 700» – будущего Государственного Центрального полигона России. Для гражданского населения нашей страны становище Губа Белушья «исчезло» с большинства карт Новой Земли, хотя всему остальному миру было прекрасно известно, что именно там находится строго засекреченная «Амдерма-2» – центр Новоземельского полигона. Любопытно, что многократно перепроверенные официальные данные о радиационной обстановке архипелага давным-давно рассекречены и прекрасно известны во всём мире. Персонал полигона и члены их семей даже гордятся тем, что радиационный фон на Новой Земле ниже, чем во многих материковых районах страны – всего от семи до двенадцати микрорентген в час.    Безусловно, данные о радиационной обстановке на архипелаге команде были прекрасно известны ещё до выезда на Новую Землю. Дозиметр, правда, у команды был, и им регулярно пользовались. Только вот никакой радиации, кроме естественного природного фона, обнаружить не удалось…

Губа Белушья. Перед построением личного состава для открытия памятной плиты морякам конвоя PQ-17

 

В последних числах апреля историко-спортивная экспедиция команды «Север», проводившаяся по заданию организации «Полярный Конвой», завершила свою работу на Новой Земле. Команда покидала этот суровый арктический архипелаг, навсегда запомнив бескрайние просторы тундры, мрачные расщелины речных каньонов и обледенелые скалы морского побережья. Однако наиболее дорогими всегда останутся воспоминания о людях, которые живут и работают на Новой Земле. Их сердечную заботу и внимание команда постоянно чувствовала все те дни, которые были прожиты в этом труднодоступном уголке Российской Арктики.

Используем попутный ветер. Вперед, к заливу Пуховой

 

Самолёт разворачивается и берёт курс на материк, оставляя далеко внизу домики посёлка Губа Белушья. На стене одного из этих домиков теперь долгие годы будет поблескивать на солнце мемориальная плита, открытая в честь 55-летия Великой Победы на совместном митинге местного гарнизона и представителей организации «Полярный Конвой». Текст на плите краток:

МОРЯКАМ  КОНВОЯ  PQ – 17
ТЕМ,  КТО  НАШЁЛ  СПАСЕНИЕ  НА  НОВОЙ  ЗЕМЛЕ
И  ТЕМ, КТО  НАВЕКИ  ОСТАЛСЯ  В  БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ

Арктический причал

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели