Колхозную грязелечебницу на озере Молтаево строили с особым размахом. Процесс строительства санатория лично курировал маршал Георгий Жуков.
Сапропелевыми грязями заполнены многочисленные уральские озера. Сапропель – иловые отложения, которые образуются на дне пресных водоёмов. Быстрота накопления сапропеля различна, зависит от обилия животных и растительных организмов водоёма. Отложения эти вначале неплотные. Почти взвешены в воде, затем они уплотняются. Нижние слои достигают плотности пастилы. На протяжении многих сотен и тысяч лет иловые отложения на дне водоёмов могут накапливаться толщиной до нескольких метров. Так, Молтаевское озеро, давность происхождения которого достигает 30 тысяч лет, имеет толщину сапропелевого слоя до 6 метров. Молтаевский сапропель представлен четырьмя цветными слоями (оливковым, серым, вишнёвым и розовым), которые различны по своему химическому составу.
На озере Молтаево инициаторами создания санатория стали не исследователи и научные работники, а местные жители. В 1945 году колхозники сельхозартели «Закалённый боец» Коптеловского района Свердловской области по собственному почину организовали колхозную грязелечебницу. Она была очень примитивной, помещалась в обычной деревенской избе, одну половину которой занимала процедурная комната с тремя топчанами, а в другой половине находилась раздевальная, самодельный душ и плита для нагрева воды и грязи.
Лечебной грязью служил сапропель озера Молтаево, которое было расположено на территории колхоза. Необходимое оборудование колхоз приобрёл на собственные средства. Обслуживалась грязелечебница колхозницами под наблюдением местного фельдшера. Основная масса людей проходила оздоровительные процедуры по вечерам, в свободное от работы время. Так возникла первая в Советском Союзе колхозная грязелечебница.
Об инициативе колхозников рассказали Георгию Константиновичу Жукову, который после войны возглавил Уральский военный округ. После войны многие нуждались в лечении экзем и гнойных заболеваний. Жуков, будучи депутатом по Ирбитскому избирательному округу Свердловской области, настоял на возведении в Молтаеве санатория для военнослужащих. Он лично следил за процессом строительства, трижды приезжал на стройку, где работали 150 немецких военнопленных (их в 1950-м вернули обратно в Германию).
Завершали строительство местные жители, в основном женщины.
Уже в 1951 году курорт открыл свои двери для первых гостей и проработал более трёх десятков лет.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 1963 года озеро Молтаево с прибрежной зоной было передано курорту «Озеро Молтаево» для добычи сапропеля и отдыха больных.
За свою историю курорт получил два ордена Трудового Красного Знамени как победитель соревнований ВЦСПС.
В основном санаторий работал на жителей Тюмени и на города ХМАО. Главные направления лечения – гинекология, простудные заболевания, проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом. Строительство грязелечебницы привлекло сюда ещё больше отдыхающих, их число летом достигало пяти сотен человек.
Люди снимали квартиры в близлежащих деревнях Маёвке и Молтаеве. По воспоминаниям Юрия Кривых: «Жили у моей матери. 5–6 человек, летом постоянно квартировали. А мы сами, хозяева, ютились на веранде, в чулане». Путёвки в санаторий «Курорт озера Молтаево» были достаточно дешёвые. Курорт реализовывал их по 90 рублей. Но отдыхающим доставались они с 90% скидкой, которую компенсировали профсоюзы. «Берег в этом месте болотистый и проход на озеро был сделан в виде деревянного настила, который был ограждён перилами. У меня как раз отец его строил. Скамейки стояли для отдыхающих, а на озере был оборудован пирс. С левой его стороны было мужское отделение, там топчаны находились. А через заборчик, чтоб не видно было дам – женское отделение. К услугам отдыхающих в наличии около 40 лодок. Цена за час катания составляла 20 копеек. Я даже после школы поработал лодочником пару месяцев». (Ю. Кривых)
На территории курорта был фонтан, вокруг которого проводились летние праздники, включая праздник Нептуна. Юрий Синатчин, организатор, также был талантливым баянистом. Администрация выделяла ему средства для этих мероприятий. «В советские времена на берегу находилась изба, которая охраняла пристань. Сюда привозили грязь. Имелись две большие баржи. На каждой барже стояли металлические ёмкости. Баржи выплывали на озеро и черпали грязь. Работы производились следующим образом: брали длинный шест, на конце которого крепилось ведро, литров на 15, может быть на 20. Донышко было у ведра хитрое: одна половинка была сделана жёстко, вторая была на шарнире. Шест опускался. Соответственно, одна половинка открывалась внутрь. Грязь собирали в ведро. При вытаскивании донышко закрывалось. Пожалуйста, ведро полное! Вычерпывали в лодку – и снова. И так целый день. Когда мужчины наполняли металлическую емкость на барже – шли к берегу. Лебёдкой поднимали и выливали в кузов машины, которая ехала на станцию Самоцвет. Также грузили и в деревянные бочки». (Андрей Кузовников) Зимой колхозы и совхозы добывали сапропель для своих нужд, используя его для кормления скота. Устраивали гидропоническую систему: в противни заливали грязь, укладывали зерно, которое затем проращивали. Эти «бутерброды» скармливали скоту для увеличения надоя молока.
На курорт ходил автобус. Работников привозили в основном с деревни Молтаево.
Возможно, что и с деревни Деева тоже были люди. На въезде у ворот была остановка. Автобус курсировал по маршруту: Маёвка – Молтаево – Арамашево – станция Самоцвет. Было расписание, и жители пользовались им, чтобы доехать до вокзала, а также с вокзала вернуться домой. По воспоминаниям – последним общественным транспортом был ПАЗик жёлтого цвета. Местность вокруг санатория всегда привлекала людей своей красотой. Охотники застрелили лебедя, после чего они исчезли на долгие годы. Но в 2000-х постепенно лебеди начали осторожно возвращаться на озеро Молтаево, но теперь они уже очень осторожны, помня о прошлой трагедии и опасности.
Старожилы села Арамашево вспоминают: «Зимой пошла в сильный мороз и обморозилась. У меня ноги вздулись выше колен. Главврач Николай Фёдорович посмотрел на них и попросил медсестр, чтобы она шприцем вытянула жидкость… Потом смазали обмороженные места рыбьим жиром и горячей грязью. Так я попринимала грязевые процедуры неделю. (фото 21 Валентина Миронова в родном селе). К концу лечения пришёл снова Николай Фёдорович, посмотрел и говорит: «Пусть все врачи придут». Врачи собрались, и он им, показывая на меня, сказал: «Вот, как помогает наша грязь обморожению!» На моих ножках даже не осталось никаких следов!» (Валентина Миронова).
Юрий Кривых работал на заводе настройщиком радиоаппаратуры и ракет «земля-воздух» СС-300, осваиваемых с 1979 года. Однако из-за болезни матери он оставил работу и устроился электриком на курорт. Вскоре его повысили до мастера, а затем он временно занял должность главного врача. В конечном итоге ему пришлось приступить к процедуре закрытия курорта, так как процесс развала предприятия начался задолго до его прихода. Юрий основал на его месте Центр реабилитации инвалидов, который также столкнулся с финансовыми, материальными и кадровыми проблемами.
Попытки развития курорта через кооперативы также не принесли значительных результатов. Курорт «Озеро Молтаево», к сожалению, был ликвидирован в постсоветское время.
Сторожил села Арамашево | житель села Маевка, зам.главврача по АХЧ курорта «Озеро Молтаево» (конец 1980-х годов) | экскурсовод музея села Арамашево. | краевед, житель села Арамашево |
Фото из архивов Арамашевского музея