Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Живые деревья — ровесники 300-летнего города

Идея выявления и защиты самых старых деревьев Екатеринбурга и окрестностей от  Президента УОЛЕ-Наследия — писателя  Юрия Бриля дала свои первые результаты в юбилейный год.

Каких только деревьев не представлено в книгах путешественника Юрия Бриля. Величественные секвойи Северной Америки, огромные баобабы Африки, священные деревья Израиля. И, конечно, именно он вдохновил нас на защиту и сохранение деревьев родного Урала. Деревьев, помнящих наш край ещё совсем иным, переживших вместе с ним не один век.

 

Исследовательская группа программы Деревья — живые свидетели истории

 

Как-то просто и необыкновенно прозвучал этот проект на очередной встрече общества в стенах усадьбы Дмитрия Ивановича Казанцева, в гостях у Геннадия Васильевича Короленко, и был с энтузиазмом встречен членами УОЛЕ-Наследия.

Вскоре «двигателем» программы стала сотрудница Института экологии Людмила Аркадьевна Горланова — профессионал дендрохронологических исследований. Людмила Аркадьевна и к.б.н. Владимир Витальевич Кукарских определили возраст известных тополей на территории бывшей усадьбы городского головы М. А. Нурова.

Старовозрастная лиственница между Северкой и Соколиным камнем

 

Вскоре мы выбрали первый маршрут для исследований – известную туристическую тропу от посёлка Северки до Соколиного Камня.
Это было в середине июня 2023 года. Жаркий летний день, воздух, напоённый ароматом смолы и трав. Всю дорогу мы определяли биологические виды растений, делились знаниями о лекарственных травах, делали снимки и описания для дневника наблюдений.  Старые лиственницы, как везде, стоят тут особняком. Гигантами возвышаются они над привычными глазу соснами и елями, выделяются мощью и толщиной ствола.

Окрестности Соколиного камня, где проводились первые исследования программы

 

Рядом натоптанные полянки, на камнях высечены славянские символы – попытка вернуться к истокам, к силе предков. Да только никто из ныне живущих не помнит уже те старинные ритуалы. Никто? Или присутствуют на этих полянах свидетели и хранители тайн старины? Как оказалось – да. Мы выявили деревья в несколько обхватов: длина окружности ствола лиственниц, обследованных нами, составила 3,4–3,6 м. А высота – 22-32 м.

Измерение обхвата ствола лиственницы

 

Конечно, мы посмотрели на обломанные верхушки, на мощные стволы, поразмышляли над невзгодами этого дерева, прикоснулись к нему и зарядились энергией.  Сделали ставки на возраст. С использованием возрастного бурава Пресслера (способ безвреден для дерева) взяли керн – образец древесины диаметром 5 мм, длина которого равна радиусу дерева от коры до сердцевины.

Исследование лиственницы

 

А дальше пили чай, взбирались на скалы Соколиного Камня, рассказывали истории у газовой плитки (был пожароопасный период) и заряжались оптимизмом.Программа стартовала в начале лета и обогащала наши выезды весь полевой сезон 2023 года. А что показали исследования?

Склон Соколиного камня

 

Людмила Аркадьевна бережно доставила керны, упакованные в специальные контейнеры, в дендрохронологическую лабораторию Института экологии растений и животных. А мы пришли в гости, чтобы прикоснуться к биологической науке и лично посчитать кольца прироста наших лиственниц.

Людмила Аркадьевна в дендрохронологической лаборатории

 

Вы когда-нибудь физически заглядывали в прошлое? Держали в руках живое колечко, выросшее ещё во времена Российской Империи? Это непередаваемые ощущения! Кольца прироста дают исследователям информацию о благоприятных и неблагоприятных годах, позволяют анализировать погоду и климат в данной местности, скажем, 300 лет назад. И многое, многое другое.

Собранные нами керны лиственницы сибирской (Larix sibirica) были приклеены, зачищены и проанализированы. Под микроскопом подсчитаны годичные кольца, измерена их ширина с помощью прибора Lintab5 и полученные данные проанализированы в программе TSAP.

Снимок незачищенного керна под микроскопом

 

Был сделан вывод, что представленным лиственницам 180, 220 и 300 лет. Мы взяли керны только у трёх деревьев, но в этой местности можно найти достаточно много старовозрастных лиственниц, некоторым из них, мы уверены, более трёхсот лет. Подумать только! Лиственница могла родиться ещё при Петре I… И как-то совпала наша находка с днём основания города Екатеринбурга, особенно нас порадовав.

Трехсотлетная лиственница — ровесница города Екатеринбурга

 

В год празднования 300-летия найти лиственницу – ровесницу города. И сразу родилась идея связывать такие деревья с историей, рассказывать через них о родном крае, обогащать туристические маршруты. Конечно, это поспособствует сохранению деревьев… Анализ керна показал, что лиственницы полностью здоровы и смогут порадовать ещё наших потомков.

Последствия вырубки деревьев. Окрестности села Черемисского

 

Только нужно бережно относиться к ним. Бесхозяйственность и тотальная вырубка уносят жизни целых экосистем, что уж говорить об отдельных, хоть и исключительных, деревьях.

Спил старой сосны, вырубка. Окрестности села Черемисского

 

Следующим звеном программы «Деревья – живые свидетели истории» стали исследования на берегу реки Чусовой близ деревни Каменки. Летом 2023 года представители УОЛЕ. Наследия, Санкт-Петербургского бюро УОЛЕ и гости из Москвы совершили исследовательский сплав по Чусовой.

Старт сплава от села Слободы

 

Конечно, не обошли вниманием и дендрохронологические исследования. Снова вдохновил Юрий Григорьевич. Хорошо знакомый с окрестностями Каменки, он выявил огромные лиственницы, которые непременно нужно было исследовать. Не скроем, это был один из самых сложных этапов экспедиции. Мало того, что Чусовая, мелкая на всём маршруте, в этом месте резко стала глубокой, так и сами лиственницы стоят на таком крутом и каменистом берегу, что приходилось цепляться за поросль и кусты. Уставшие после дня гребли на жаре, мы шли долго, несколько раз падали, но добрались. И результат себя полностью оправдал. Лиственницы здесь мощнее и выше тех, что мы измеряли на Соколином Камне. Некоторые пострадали от пожаров, но всё также стоят великанами над Чусовой.

Высадка на берег для исследования лиственниц и сосен, заставших сплавы чугуна по Чусовой

 

Возраст деревьев по взятым образцам определить трудно из-за полого ствола. Внешние годичные кольца дают четкое понимание, что деревьям более 170 лет. Нужны дополнительные исследования в этой местности. Центральное кольцо сосны (взяли для сравнения) 1804 года! Дереву сейчас 219 лет. 20 метров высотой, 220 см в обхвате на уровне груди. А главное, что сосна здорова и полна сил. Она помнит, как по Чусовой шли караваны с металлом. Как скрипели тяжёлые барки, как пели песни сплавщики. И уже тогда эта сосна была взрослым красивым деревом. По взятым образцам керна и внешнему виду лиственниц можно выдвинуть гипотезу, что им более 300 лет. А это значит, что они могли застать Чусовую ещё до того, как на ней построили первую пристань для барок!

Для нас кажется, что сплав чугуна и железа по Чусовой – древность. Начался он по указу Петра I, логистику налаживал основатель Екатеринбурга. Уже несколько поколений сплавщиков — туристов и исследователей — покоряли реку до нас. Уже крайне редко можно найти артефакты того времени.

Исследовательский сплав по реке Чусовой. Лето 2023 года

 

Кажется, что всё ушло в прошлое. Однако есть живые свидетели тех далеких лет и событий. Есть деревья, стоящие по берегам, как гордые богатыри. Тогда они были молоды, а лес вокруг был другим. Наша исследовательская группа пообщалась с этими свидетелями. Сплав закончился. Прошли встречи с учёными, обсуждения актуальных вопросов относительно роли реки Чусовой в индустриальном развитии Урала.

Мы двигались дальше, искали старые деревья не только в области, но и в районе города Екатеринбурга. В этом сезоне для замеров были выбраны парк Энгельса, где идёт большая реконструкция, и парк Блюхера. В парке Энгельса мы замерили ивы и тополь. Охват ствола деревьев редко меньше 3-х метров, но по данным исследований им не более 75 лет. Конечно, они тоже являются свидетелями истории. Всё же 75 лет – солидный возраст, но для нашей программы хотелось найти в городе что-то более древнее.

Парк Блюхера порадовал. Лиственницы, к которым мы там прикоснулись, стояли на этом месте, когда Онисим Егорович Клер ещё жил и здравствовал. Возможно, ещё до основания Уральского общества любителей естествознания. Обхват стволов лиственниц доходит до 3 метров. Они великанами поднимаются над парком. Их возраст точно больше 166 лет. Вероятно, от 180 до 200.

Взятие керна с помощью возрастного бурава Пресслера

 

Эти деревья точно являются живыми свидетелями истории. Пережили Российскую Империю и СССР. Сменили вечный покой на парковые будни. Уже наступили холода, и наш полевой сезон подходил к концу.

Река Северка зимой

 

Оставалось только установить охранную табличку. Решено было вернуться на тропу к Соколиному камню, навестить лиственницу – ровесницу Екатеринбурга. У её могучего ствола и была установлена деревянная табличка с возрастом дерева и призывом беречь леса. Задумываемся ли мы, изучая историю края, что есть ещё её живые свидетели? Лиственницы, которые помнят Чусовую ещё до сплавов продукции заводов, деревья – ровесники города – в его черте, тополя и дубы у старинных усадеб, посаженные руками их хозяев и помнящие разные вехи становления Екатеринбурга…

Охранная табличка, установленная рядом со старовозрастным деревом

 

Урал щедр на красоты и тайны природы. Сколько ещё кроется от глаза городского жителя в лесах, парках и старинных садах… Будем же продолжать открывать для себя и других тайны природы. И, конечно, искать и защищать самых старших живых свидетелей истории Екатеринбурга и его окрестностей в следующем полевом сезоне. Присоединяйтесь, друзья!

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели