Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Прерванный полет. Аэропорт Уктус

Есть в Екатеринбурге такой забавный микрорайон – Ботанический. Интересен он по многим причинам. Его начинали строить в одной стране – Советском Союзе – а закончили уже в России. Здесь есть улица Крестинского, которая пересекает саму себя. К жилым кварталам, несмотря на все пертурбации, проложено метро, чему жители других уголков города Ботанике завидуют. А сам жилой массив частично расположен на территории бывшего аэропорта Уктус.

 

 

Два года назад в его здание я и отправилась. Сейчас строения уже нет. Первые воздушные ворота столицы Среднего Урала снесли в конце ноября 2021 года ради постройки других ворот – автовокзала, совмещенного с торговым центром. Различные активисты, любители архитектуры и защитники исторического наследия призывали оставить комплекс аэровокзала, вписать его в современный облик, это же памятник целой эпохи! Но равнодушные экскаваторы быстро превратили сталинский ампир в строительный мусор, который вывезли не менее равнодушные самосвалы. Аэропорт, кстати, «не сдавался» – во время сноса одна из машин с ковшом опрокинулась! К счастью, обошлось без жертв.

 

Этот комплекс (радиомаяки, техническая поддержка и метеопункт) для обслуживания уже существующей магистрали Москва – Владивосток начал работу 1 июня 1936 года, само здание вокзала построили чуть позже. Моя некогда родная газета «Уральский рабочий» сообщала, что «В основу архитектурного оформления положены четкие, простые линии. Над центральными входами, обращенными к городу и летному полю, будут скульптурные крылья – летный знак. Центральную часть здания займут вестибюль и ресторан со столовой для летного состава. На первом этаже разместятся управление связи, радио и метеорологическая служба, контора аэропорта, кабинет врача, приемная. На втором – гостиница для пассажиров, кабинет начальника порта, комнаты отдыха пилотов, ванные, душевые. Вблизи ресторана будут гостиная и комната пассажиров с видом на летное поле».

 

Самолеты летали не только к восходу солнца, но и в Тюмень, Челябинск, Магнитогорск, где был тогда запущен крупнейший в мире металлургический комбинат.

Я успела застать эту смесь эпохи Великого перелома с безличием практицизма современности. Колонны, лепнина, неповторимое внутреннее убранство и планировка, остатки мебели смотрелись абсурдно со стеклопакетами на окнах и автостоянкой по соседству. Охранник, словоохотливый дядечка в возрасте, рассказал, что раньше перед зданием еще стоял памятник Отцу народов, а под землей располагалось бомбоубежище. Но памятник Вождю снесли при Хрущеве, а катакомбы приспособили под складские помещения.

 

Пик работы аэропорта пришелся на 1970-е и начало 1980-х. Тогда воздушная гавань принимала и отправляла до 50 (!) рейсов в день. Сегодня это звучит фантастически, но наши родители спокойно летали на «кукурузниках» даже не в города, а в поселки. Например, в п.г.т. Арти. Ну, а что? Какой-то час болтанки, и ты на месте.

Затем аэропорт перенесли в Арамиль на бывший военный аэродром, находящийся рядом Уральский завод гражданской авиации тоже переехал, а территорию застроили панельными и кирпичными многоэтажками. Осталось только здание вокзала. А два года назад и его не стало…

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели