В семействе вьюрковых нашего самого массового отряда птиц – воробьинообразных – выделяются несколько видов, в оперении которых много красного цвета. Возможно, особым пристрастием к красному отличались самки, отдавая предпочтение самцам с красными перьями. В своё время теорию полового отбора выдвинул ещё Дарвин, но, в отличие от теории естественного отбора, у неё много противников среди учёных. Тем не менее одни птицы – и самцы и самки – сливаются с листвой или травой, другие раскрашены так, что бросаются в глаза. Особенно выделяются здесь самцы чечевицы Carpodacus erythrinus.
В прошлом веке птицеловы называли эту птицу черемошником, что подчёркивало пристрастие вида к пойменным урёмам, где в изобилии растут черёмухи. Самец чечевицы очень красив – у него красные голова, грудь и поясница. Но такую окраску они приобретают лишь на третий год. Молодые самцы, которые перезимовали в Индии и вернулись, выглядят такими же серыми, как самки. Самки имеют скромную окраску – они оливково-серые с продольными тёмными пестринами.
Ареал вида простирается от Северной Германии и Скандинавии на западе до Камчатки и побережий Охотского и Японского морей. Места зимовок располагаются в Индии и Юго-Восточной Азии.
Песню самцов чечевицы принято изображать словами «витю видел…», «ты витю видел» или вообще «чечевицу видел». При беспокойстве они произносят «чжуи» или «чуии». Во время наблюдений в природе нередко получается, что услышишь звучную песню самца чечевицы и, ожидая увидеть роскошь гвардейского красного мундира, получаешь глубокое разочарование, обнаружив невзрачную серую форму самца-первогодка.
Прилёт птиц происходит как по расписанию – в середине мая. В 2023 году первую чечевицу в Красновишерске я услышал 13 мая.
Чечевицы селятся в пойменных лесах, на пойменных лугах с кустарниками, опушках, окраинах болот, изредка встречаются в горах в ивняках и зарослях крупнотравья. Гнездо устраивается в кустах или на деревьях невысоко над землёй. Строит его только самка из травы. В кладке может быть от 3 до 6 голубых или зеленовато-голубоватых яиц с тёмными пятнами. Насиживает самка, самец её кормит. Птенцов выкармливают вместе.
Чечевицы питаются семенами различных трав, молодыми побегами, бутонами и в незначительной степени прихватывают насекомых. Таким же кормом снабжают своих птенцов, отрыгивая им пищу из зоба.
Отлёт заканчивается в середине сентября.
Другим родственником чечевицы, изредка гнездящимся на Урале даже под Пермью, является урагус. Урагус – самая обычная, местами многочисленная птица Сибири – многократно меняла свои русские названия. В определителях птиц, изданных в середине прошлого века, урагус назывался длиннохвостым снегирём, именно так упоминает его в своей прекрасной книге «Певчие птицы» уральский писатель Николай Никонов. К концу XX века его переименовали в длиннохвостую чечевицу, что более соответствовало современной систематике. Неизменным оставалось латинское название птицы – Uragus sibiricus, данное ей известным исследователем Сибири Пьером Симоном Палласом в XVIII веке. Звучное латинское название – урагус орнитологами и любителями птиц использовалось чаще и охотнее, чем невзрачное русское название. В конце концов, это стало причиной закрепления и в русской номенклатуре этого латинского слова, как бы подчёркивающего обитание птицы за Уралом.
Ареал вида простирается от Урала на западе до побережий Охотского и Японского морей, Северного Китая и Кореи на востоке.
В Сибири урагус является массовой птицей речных пойм, где он встречается вместе с уже знакомой обыкновенной чечевицей. Здесь то и дело слышатся его непритязательные позывки – «фить-фить» и звучит приятная щебечущая песня. Из-за необыкновенно длинного хвоста оперение урагусов во время полёта издает характерный, почти звенящий звук. Самец своеобразно красив сочетанием розового и серебристого цветов. Самка, как это обычно бывает у птиц, невзрачнее, серее. У урагусов мощный клюв, в самом деле, напоминающий клюв снегирей. По этому признаку они могут быть отнесены к зерноядным птицам, хотя с удовольствием едят насекомых. Содержание в неволе урагусов не представляет труда. Немецкие любители в своё время вывозили их из Сибири и теперь уже научились успешно разводить в неволе.
Урагуса не назовёшь оседлой птицей, в межсезонье они широко кочуют, а с наступлением весны не торопятся приступать к гнездованию. Пары образуются во время кочёвок или ещё раньше, а гнёзда появляются только в конце мая – начале июня. Гнёзда представляют собой травяную чашу с толстыми стенками, которую птицы устраивают невысоко в развилках деревьев или кустарников. В кладке обычно бывает 4–5 яиц красивого зеленовато-голубого цвета. Окраска яиц довольно близка к таковой обыкновенной чечевицы.
Совсем редко на Урале можно встретить сибирскую чечевицу Carpodacus roseus. Эта красочная птица появляется на Урале редко, но тем не менее отмечена в книге Николая Никонова. В рассказе «За малиновым щуром» он пишет:
«Я вглядывался в берёзовую поросль. Вот у тока появились две птицы. Они были похожи на маленьких щуров. Такие же толстоклювые, но более аккуратные. Головы птичек отливали странным серебристо-розовым блеском. Перья на груди и спинке тоже были розовые… Никогда не встречал я в лесу таких. Кто они? Неужели это те «пестророженькие», о каких говорил парень с базара. Действительно, на головках птичек смутно виднелись мелкие пестринки. И всё-таки где-то я видел таких… Это… это… Это сибирская розовая чечевица! Редкая залетная птичка, которую никто ещё не встречал на Урале. Я видел её чучело в Новосибирском музее. Даже про образ жизни сибирской чечевицы ничего не известно…».
Мне встречали только кладки с 4 яйцами. Насиживает самка. Птенцов кормят оба родителя, но первое время самка неотлучно находится с птенцами, и пропитанием всё семейство обеспечивает самец.
В синантропном ландшафте они кормятся на бурьянах, огородах и весьма радуют глаз. По яркости оперения сибирская чечевица превосходит своего близкого родственника – обыкновенную чечевицу. У старых самцов преобладает густая тёмно-розовая окраска оперения, серебристые наствольные пестрины образуют на темени и под клювом благородную «седину». Подобная окраска представлена и у самцов урагусов, но цвета у них не столь сочные. Молодые самцы и самки имеют красноватую окраску, что отличает их от серых самок и молодняка обыкновенной чечевицы.
Сибирские чечевицы гнездятся в тайге и горных лесах Средней и Восточной Сибири в поясе кедрового стланика и горных редколесий. Гнездо в виде чаши строится на деревьях или стланике из травы и лишайников, лоток выстилается шерстью или перьями. Голубоватая окраска яиц походит на кладки обыкновенной чечевицы и урагуса. Птицы питаются различными семенами и вегетативными частями растений, в рационе птенцов велика роль насекомых и других беспозвоночных.
Ареал вида изучен весьма приблизительно. Птицы встречаются от Алтая до Сахалина, при этом во многих районах Сибири и Дальнего Востока отсутствуют.
Конечно, птицы с красным или розовым оперением на Урале не ограничиваются этими 3 видами. За кадром остались снегири, уже упомянутые щуры, клесты, о которых уже писалось в «Уральском следопыте», зарянки и горихвостки. Даже старые самцы сереньких чечёток могут похвастаться в брачное время изрядной краснотой на груди. Возможно, в будущем получится поговорить и о них …