Благодаря профилактическим мероприятиям губернского врача Фёдора Граля в страшную пандемию холеры 1829–1830 годов Пермская губерния стала единственной в России, избежавшей эпидемии. Традиция врачебного служения своему народу в Перми не прерывалась…
В Перми за её трёхвековую историю было много знаменитых докторов и ученых-медиков. Первым в этом славном ряду стоит Фёдор Христофорович Граль (1770-1835) – первый в истории, в которую тогда входил и Екатеринбург, главный доктор Пермской губернии. В 1791 году молодой петербургский доктор медицины, хирург Граль был назначен доктором в Ирбит и Алапаевск. Талантливый врач попеременно работал в двух этих городах, будучи не только хирургом, но и, одновременно, акушером, терапевтом и окулистом. О замечательном докторе доложили главе Пермской губернии К.Ф. Модераху, который в 1797 году пригласил его в Пермь для организации первой губернской больницы, где тот поначалу служил не только без жалованья, но и на собственные средства содержал больных! Фёдор Христофорович заведует Пермской губернской больницей, являясь до последнего дня жизни главным губернским доктором.
Здание этой больницы на 25 коек было деревянным, одноэтажным, но с пристройками занимало целый квартал в начале улицы Вознесенской (ныне – Луначарского). «Вся медицинская часть в больнице находилась в руках Граля. Он был и оператор, и терапевт, и окулист, – писал в конце XIX века известный краевед В.С. Верхоланцев. – Кроме того, Граль состоял бесплатным врачом учебных и благотворительных учреждений. Он лечил весь город и с утра до вечера находился в разъездах, еженедельно по субботам объезжал ближайшие к Перми деревни, чтобы и там помочь больным. За своё бескорыстие он уважаем был всеми».
Нет пандемии!
Всю оставшуюся часть жизни (почти 40 лет) Фёдор Христофорович проработал в Перми, нередко выезжая для организации медицинской помощи и лечения больных в Екатеринбург, Кунгур и другие уездные города. Граль считал себя хирургом, но он умел лечить все болезни. Блестяще выполнял хирургические операции, лечил и удалял зубы, в совершенстве владел кровопусканием. Прекрасно знал глазные, терапевтические, нервные, психические и инфекционные болезни. Он умел выполнять абсолютно все хирургические операции и медицинские процедуры, известные в мире к началу XIX века. Граль впервые на Урале выполнил прививку от оспы и широко внедрил в Пермской губернии, в том числе в Екатеринбурге, оспопрививание. Благодаря профилактическим мероприятиям губернского врача Ф.Х. Граля в страшную пандемию холеры 1829–1830 годов Пермская губерния стала единственной в России, избежавшей эпидемии! Фёдор Граль был не только умелым доктором, но и неутомимым тружеником; его рабочий день начинался в 5 часов утра и заканчивался поздно вечером. Он принимал по 100–200 больных ежедневно, включая выходные и праздничные дни. Бедных лечил бесплатно. Фёдор Христофорович был бессребреником и пользовался огромной любовью народа. За многолетнюю самоотверженную службу надворный советник Граль был удостоен орденов Святого Владимира, Святой Анны и других высочайших наград. Ф.Х. Граль ушёл из жизни 6 июня 1835 г., погибнув в результате самоотверженного оказания помощи тяжёлому больному, которого ему удалось спасти. Во время операции доктор поранил руку и вскоре умер от «заражения крови». Возле дома врача у Сенного рынка (район нынешней Октябрьской площади) собралось почти все население города и множество крестьян, приехавших издалека проститься с любимым доктором. Поскольку Граль был лютеранином, власти не желали хоронить его на церковном кладбище. Толпа взбунтовалась (и страшен пермяк в гневе!), люди вместо лошадей впряглись в катафалк, привезли тело Граля к Кафедральному собору и похоронили его на Архиерейском кладбище.
На могиле «народного доктора» была установлена огромная чугунная колонна. Пермяки до сих пор любят и вспоминают этого удивительного доктора. В его честь названа Городская больница № 2, а в 2005 году при огромном стечении народа был торжественно открыт памятник Гралю (скульптор Залазаев) – один из самых красивых памятников Перми.
Личный врач наследника
В Перми и в Екатеринбурге помнят царского доктора Владимира Николаевича Деревенко (1879–1936), дворянина, доктора медицины и профессора.С 1912 года он лечил Николая II и его семью от хирургических заболеваний. Историки много пишут о терапевте, лейб-медике Е.С. Боткине, забывая, что лейб-хирург В.Н. Деревенко был врачом высочайшего профессионального уровня, оставившим заметный след в отечественной хирургии и урологии. В.Н. Деревенко был не только лейб-хирургом, но и личным врачом наследника престола Алексея Николаевича Романова, страдавшего гемофилией – наследственным заболеванием, при котором нарушается свёртываемость крови.
Владимир Николаевич, живя при царской семье, в течение многих лет прикладывал немалые усилия для остановки многочисленных кровотечений у цесаревича, ускорения рассасывания гематом (скоплений крови в тканях), профилактики и лечения тугоподвижности суставов, в которые часто изливалась кровь. Когда Николая II с семьей доставили в Екатеринбург, члены Уралсовета разместили в Ипатьевском доме из сорока человек царской свиты лишь четверых из прислуги и одного доктора (Е.С. Боткина). Именно это и спасло В.Н. Деревенко от расстрела в ночь на 17 июля 1918 года.
Жемчужина Урала
С июля 1918 года Деревенко заведовал хирургическим отделением городского лазарета в Екатеринбурге, выполняя большое число сложных хирургических и урологических операций, тем самым внеся большой вклад в развитие хирургии Екатеринбурга. Весной 1919 года был объявлен конкурс на заведование впервые создаваемой кафедры факультетской хирургии и урологии в Пермском университете – единственном тогда на Урале, открытом в 1916 году. Учёный совет университета 27 мая 1919 года тайным голосованием единогласно присвоил Деревенко звание профессора и заведующего кафедрой факультетской хирургии и урологии. Профессор В.Н. Деревенко, помимо заведования данной кафедрой, одновременно с 1920 по 1924 гг. являлся директором (главным врачом) клиники Пермского университета.
Эта клиника располагалась на улице Биармской (ныне — Плеханова, 36). В стационаре лечились терапевтические, хирургические и урологические больные, а в здании поликлиники вели приём терапевты, хирурги, уролог, окулист, лор-врач, гинеколог и другие специалисты. С точки зрения научной деятельности, это был наиболее плодотворный период жизни Владимира Николаевича. Он образцово организовал функционирование клиники университета, внедрил в её работу все известные в мире на тот период времени методы диагностики и лечения больных хирургического, терапевтического и урологического профилей, виртуозно выполнял операции, читал лекции студентам. В клинике оказывалась специализированная помощь всему населению Пермской губернии, на операции к профессору приезжали больные из Екатеринбурга, Челябинска, Кирова, Ижевска и даже из Москвы и Петрограда. В.Н. Деревенко был блестящим хирургом, о чём свидетельствовал позднее знаменитый хирург, академик А.Г. Савиных, которому в молодости довелось ассистировать Владимиру Николаевичу на операциях.
Как директор клиники, Деревенко проделывал огромную административно-хозяйственную работу. Был удивительно вежливым в общении с больными и сотрудниками, но не терпел разгильдяйства и бездушного отношения к больным. Знал литературу и три иностранных языка. Работал в клинике по 14–16 часов в сутки. Хорошо известны в мире 10 наиболее крупных научных работ профессора В.Н. Деревенко и его главы в отечественных руководствах по хирургии и урологии. В короткие сроки клиника превратилась в передовое лечебное учреждение, в 1920-х годах её посетил знаменитый российский хирург С.П. Фёдоров, который остался доволен организацией работы, и нарком А.В. Луначарский, назвавший клинику «жемчужиной Урала». Несмотря на все успехи в 1924 году В.Н. Деревенко был снят с должности и репрессирован. Тот факт, что ранее он являлся доктором царской семьи, был основным подспудным обвинительным аргументом. Отсидев в тюрьме 5 лет, он работал профессором хирургии в Днепропетровске, затем вновь был подвергнут репрессиям, в качестве заключенного участвовал в строительстве ДнепроГЭСа и погиб в одной из зон ГУЛАГа в 1936 году.
Настоящий волшебник
В 1924 году с отличием окончил медицинский факультет Пермского университета талантливый выпускник. Он получил опыт работы хирургом и урологом в различных больницах Перми, к 1930 году овладев всеми сложными операциями. Его руки внешне казались грубыми и мужицкими, но во время операции они чудесно преображались и действовали точно и быстро, создавая впечатление подлинной виртуозности. Звали талантливого молодого врача Илларион Иванов. В годы Гражданской войны военфельдшер Илларион Иванов самоотверженно работал в сыпнотифозных бараках, не боясь заразиться и умереть от этой смертельно опасной болезни. В 1939 году он защитил кандидатскую диссертацию в Москве, посвящённую действию боевых отравляющих веществ на почки и способам спасения людей при таких поражениях (диссертация настолько актуальна, что до сих пор засекречена!) В период Великой Отечественной войны доцент Иванов возглавлял работу в качестве ведущего хирурга в специализированном урологическом госпитале, развернутом в Перми. За годы войны произвел более 4 тысяч операций. За самоотверженный труд был награждён орденом Ленина.
Именно в годы войны сложилось основное научное направление, прославившее доктора Иванова на весь мир – он разработал способ восстановления мужского полового органа при его утрате в результате ранения. Для этого уральский умелец использовал кожно-мышечный лоскут из бедра, содержащий нежную мышцу (musculus gracilis). Пациенты, их жёны и сотрудники клиники считали И.А. Иванова настоящим волшебником. Ведь большинство оперированных им жили теперь счастливой семейной жизнью. По данной проблеме в 1956 году в Москве И.А. Иванов защитил докторскую диссертацию, стал профессором. В те годы профессор И.А. Иванов считался одним из самых выдающихся урологов страны. В 2016 году мне довелось читать научный доклад по урологии на международной конференции в Нюрнберге. Каково же было моё удивление, когда в перерыве ко мне подошёл один из ведущих немецких профессоров и показал руководство по урологии для врачей Германии. На одной из страниц был портрет пермского профессора и рисунок с его методикой операции по восстановлению утраченного полового органа. Имя этого пермского кудесника, которого хорошо знают за рубежом, – Илларион Андронович Иванов (1895–1965). По его методикам ныне оперируют в Китае, США, Канаде, Германии, Франции, Японии и других странах.
Врач колонии
В ХХ веке в Перми работало много замечательных хирургов. Но самым выдающимся хирургом является академик Е.А. Вагнер (1918–1998). Этот человек прожил невероятно трудную жизнь. Родился он в семье обрусевших немцев вблизи Херсона. Началась Великая Отечественная война, и вскоре выпускника Одесского мединститута, военврача, лейтенанта Евгения Вагнера из-за «вражеской» национальности депортировали в колонию, располагавшуюся в Соликамском районе. Заключённые работали на лесозаготовках, жили в землянках за колючей проволокой. Евгений едва не умер от истощения. С трудом ему удалось попасть на должность врача колонии. И здесь проявились его уникальные способности к врачеванию. Он спасал даже самых безнадёжных больных. В короткие сроки Вагнер прошёл путь от врача-заключённого в ГУЛАГе до главного врача Областной больницы № 2 в городе Березники.
Быстро освоил и стал выполнять сложнейшие операции на лёгких, сердце, пищеводе и других органах, которые не проводили даже в Перми. Он совершил настоящую революцию в лечении больных с травмой груди. Об уникальном хирурге узнали в Москве. В 1956 году он защитил кандидатскую диссертацию, в 1965 году – докторскую диссертацию по травмам лёгких и сердца. С 1965 года профессор Вагнер работал в Пермском мединституте сначала заведующим кафедрой факультетской хирургии, затем – госпитальной хирургии, с 1970 по 1996 гг. одновременно являясь ректором вуза, который ныне носит его имя – Пермский медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера.
Основатель научной школы
В 1970-х годах Е.А. Вагнер превратился в одного из самых авторитетных хирургов страны, в 1986 году ему было присвоено звание академика АМН СССР. В истории Е.А. Вагнер является первым хирургом на всей территории Сибири и Урала, кому было присвоено высокое звание академика. Он автор 24 медицинских книг, более 500 научных статей, 30 изобретений. Евгений Антонович лично выполнил более 15 тыс. операций, многие из которых были сложнейшими или уникальными. Академик Е.А. Вагнер успешно представлял отечественную науку на международной арене, выступая с докладами и выполняя операции в США, Канаде, Италии, Индии и Непале. Под руководством академика было защищено 28 докторских и 76 кандидатских диссертаций (так случилось, что автор этих строк стал последним диссертантом Евгения Антоновича, защитив диссертацию в 1997 г.). Е.А. Вагнер создал научную школу пермских хирургов, хорошо известную в стране.
До сих пор успешно трудятся многие ученики академика Е.А. Вагнера – Почетного гражданина Перми, орденоносца, лауреата государственных премий. Вот такими они были – знаменитые и уникальные хирурги Перми, о которых многие мои земляки в канун 300-летия города вспоминают с гордостью, благодарностью и любовью. И я уверен, что славные имена, золотые руки и врачебное искусство настоящих врачей-подвижников будут вечно жить в памяти народа…