Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Память о пропавшем без вести возвращается на уральскую землю спустя восемь десятков лет благодаря работе поисковиков и местных краеведов.  

Много наших земляков полегло на полях сражений Великой Отечественной войны. В те далекие времена кому-то пришли похоронки, а кто-то до сих пор не знает о судьбе своих родственников.

Фото семьи Акима Мезенцева.

 

На западных территориях, где велись ожесточённые бои, работают поисковые отряды. Работа этих отрядов, организованных на добровольной основе, даёт свои удивительные результаты.   К руководителю Рефтинского общества родоведов и краеведов Юрию Сухареву обратились поисковики из подмосковного города Коломна. На них же вышли представители поисковых отрядов из Воронежской области.  Поисковики искали адрес асбестовских краеведов и просили оказать помощь в поиске родственников погибшего солдата.

В Воронежской области, во время раскопок на местах боёв, были найдены останки солдата Мезенцева Акима Григорьевича, 1989 г.р. из Асбеста, его медальон и личные бумаги. В медальоне сохранился адрес супруги Марии Семёновны Мезенцевой из города Асбеста (посёлок Окунёво).  Аким Григорьевич служил в 167-й  уральской стрелковой дивизии, которая была сформирована в районе города Сухой Лог Свердловской области в самом начале войны под номером шестнадцать. С декабря 1941 года она именовалась уже 438-й стрелковой дивизией, а с 07.01.1942 была переименована в 167-ю стрелковую дивизию. Наш земляк был призван Асбестовским РВК в апреле 1942 года и погиб в июле этого же года.  Боец числился пропавшим без вести, но погиб в бою. Поисковики просили нас оказать помощь в розыске родственников погибшего солдата.  Информация попала ко мне в пятницу после шести часов вечера. В этот же вечер по всем адресам, которые могут помочь и дать информацию, направил короткие письма.

Лист из документов медальона бойца.

 

Внимательно прочитав информацию, быстро сообразил, что солдату на момент призыва было 44 года. Следовательно, у него должны были быть взрослые дети, а возможно и внуки, в то время в семейную жизнь вступали рано.   Есть вероятность, что у него были братья и сёстры. И кроме того, в небольших рабочих посёлках, каким был посёлок Окунёво в те годы, все друг друга знали, как говорят в народе «до седьмого колена…».   Просчитав на своем примере примерный возраст родственников (мой дед 1893 г.р., я его хорошо помню, знаю его военную и трудовую биографию, его родственников), понял, что должны быть живы его внуки.  В отправленном письме я объяснил суть проблемы и попросил помочь в поиске родственников погибшего солдата. Официальные органы, в которые можно было обратиться, и которые имеют свои информационные базы, в пятницу вечером уже не работали. Это пришлось оставить на рабочие дни недели.  Но это был не единственный путь, который мог дать результаты.

Необработанный лист медальона.

 

Наш город небольшой и, хотя поколения наших дедов, которые начинали разработки асбеста, строили город и уходили на фронт, в живых уже нет, но остались дети и внуки. А память человеческая безгранична.    Информация от поисковиков ко мне поступила вечером пятницы, а уже в субботу после обеда благодаря неравнодушным людям, жителям нашего города А.П.Русских и его маме Людмиле Павловне (она лично знала дочерей Мезенцева А.Г.) стали известны имена, фамилии и контактные телефоны родственников погибшего солдата.  Все данные были оперативно отправлены руководителям поисковых отрядов. Дальнейшие действия они уже согласовывали между собой сами.

Поисковики попросили прислать им фотографию погибшего солдата. Я в свою очередь попросил прислать всю имеющуюся информацию, в том числе фотографии и краткое описание произошедших событий.    Останки солдата были обнаружены в Воронежской области недалеко от посёлка Большая Верейка.   По информации, полученной от руководителя работ Леонида Бащева,  в 1942 году в этом районе шли ожесточённые бои. Территория, на которой были расположены небольшие деревни (на сегодняшний день они не существуют), неоднократно переходила из рук в руки. На одной из небольших высот, около несуществующей на сегодняшний день деревни Чудиново, в заваленном окопе поисковики отряда «Дружина» обнаружили останки трёх солдат.

Поисковик Леонид Бащев в экспозиции музея.

 

По словам воронежских поисковиков, нашедших останки, скорее всего солдаты погибли от миномётного огня, потому что рядом с останками найдено большое количество миномётных осколков. И впечатление такое, что сверху по окопу крутился немецкий танк, заваливая солдат.  Только у одного из поднятых солдат был найден медальон и бумаги. Поисковики переправили их в город Коломну Московской области в поисковый отряд «Суворов». Именно там занимаются восстановлением и расшифровкой, казалось бы, навсегда потерянных текстов.

Смертный медальон

 

Расшифровка заняла очень много времени. Бумаги, попавшие в руки Ольги Стружановой, руководителя отряда «Суворов», практически не читались. Это хорошо видно на фотографиях, которые прислали поисковики. Если на первой фотографии можно увидеть только коричнево-жёлтый, полуистлевший, свёрнутый в несколько раз лист бумаги, то на следующем фото, сделанном после специальной обработки, можно увидеть с трудом просматриваемые буквы. А правильно прочитать их, написанные возможно на колене, в спешке, где-то в окопе, тоже большое искусство.

Второй лист документа после обработки.

 

А если ещё учесть, что надпись сделана на каждой из сторон листа… Но лучше приведём выдержки из письма Ольги Стружановой:  Леонид Бащев командир отряда из Воронежа, ещё в апреле написал, что они подняли в Воронежской обл. у посёлка Большая Верейка бойца со смертным медальоном. Кроме медальона ещё у бойца в кармане находился листок бумаги, на котором было что-то написано, но текст было не прочитать.   Нам часто присылают такие медальоны. В надежде, что нам удастся вернуть имя воину. И нам удалось это сделать. Хотя шансов было очень мало. Если в листке удалось проявить текст, то медальон никак не поддавался. На листе были написаны полевые почты и адреса, по-видимому, родных. …Месяц работала над медальоном. Текст поддавался с трудом.   Сразу прочитала: домашний адрес Свердловская обл… Район было вообще не разобрать… Потом, привыкая к почерку, буковка за буковкой прочитали слово ЖЕНА, а дальше … Через некоторое время, вернулись к медальону (дали глазам отдохнуть) и, сверяя буквы в листе и в медальоне, прочитали и там и там, что жена бойца – Мезенцева Мария Семёновна. Затем прочитали и район Азбестовский (пишет через З).

Лист анкеты красноармейца из архива ЦАМО.

 

После прочтения адреса подключила помощников – Дмитрия Гаврина. Попросила его писать письма во все инстанции и  начать поиск родных Мезенцевой Марии Семёновны по адресу,  указанному в смертном медальоне. И он, и я начали писать МЕЗЕНЦЕВЫМ в контакте и одноклассниках. Кто-то отвечал, кто-то игнорировал.  Дмитрий в базе данных Министерства обороны параллельно искал  всех Мезенцевых, проходивших как безвозвратная потеря. И ему удача улыбнулась… Появились данные из Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО):   ФИО:  Мезенцев  Аким  Григорьевич, 1898 г.р.  Место рождения: Новосибирская обл., Барабинский р-н, д. Старо-Крапус Дата и место призыва: 19.04.1942 Асбестовский ГВК, Свердловская обл. Последнее место службы: 167 СД 520 СП.  Воинское звание: красноармеец. Причина выбытия: пропал без вести. Жена – МЕЗЕНЦЕВА Мария Семёновна.

Данные из анкеты.

 

Ушедшему на фронт в 1942 году нашему земляку Акиму Григорьевичу было 44 года и было у него четверо детей: два сына и две дочери.  Родственники пропавшего без вести солдата до последних дней ждали известия о своём отце и деде. И только спустя много лет пришло известие из далёкого прошлого.

Довоенное фото семьи Мезенцевых.

 

Останки красноармейца с воинскими почестями были перезахоронены 21 июня 2018 года  в братской могиле около посёлка Большая Верейка (рядом с местом боев) Воронежской области. Всем, кто принимал участие, оказал посильную помощь, содействие и выразил сочувствие, была выражена огромная благодарность. Внуки и правнуки Акима Григорьевича Мезенцева хранят память о русском солдате, погибшем на безымянной высоте за свою малую родину и свободу близких ему людей…

Фотография на стенде музея.

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели