Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

На Среднем Урале растёт движение любителей велосипедов с мотором

Помните, в нашем, ещё советском, детстве были такие необычные транспортные средства – мопеды. Этакая помесь велосипеда с мотоциклом. Оказывается, они есть до сих, только их изготавливают с применением более современных технологий. У этих «коняшек» имеется немало поклонников. С группой таких вот энтузиастов я неожиданно познакомилась. И даже отправилась в небольшое путешествие.

 

Советские традиции

«В Советское время мопеды делались готовые, – начал сходу исторический экскурс мой новый товарищ по приключениям Кузьма Махнёв.  – Например, всеми известный и популярный Рига 13. Это была небольшая металлическая рама с педалями для разгона и двигателем небольшого объёма (порядка 45 куб. см). Позже, в 2000-х годах появилась вторая категория – это комплект: малый подвесной двигатель для простого велосипеда объёмом до 49 кубических сантиметров, бачком для топлива и крепежом. Он ставился на любой велосипед, даже с треугольной рамой».

Теперь же двигатели ставятся не бензиновые, а электрические. Движение обладателей таких транспортных средств в Екатеринбурге получило развитие благодаря одному популярному городскому форуму. Это было чуть более 10 лет назад. Проводился пробег «Критическая масса», и мой гид по миру электробайков впервые увидел эту необычную для того времени машину. Вроде бы, обычный велик, но с бобиной, надписью на багажнике «место для роллера» и соответствующими ручками для зацепа.

Я помню, как все начиналось

«Я понял, что это устройство что-то типа мопеда, – продолжает Кузьма. – Порылся на форуме, вышел на человека, который уже начал заниматься этими машинами, продажей и установкой комплектов оборудования. А я вообще не знал, что у нас такое существует. Был обыкновенным велосипедистом».

Существует комплект «мотор-колесо». К нему также идёт небольшая электробатарея плюс ручка газа, и таким образом происходит электрификация велосипеда. Можно и крутить педали, а можно ехать без «напряга» в прогулочном режиме, например, на работу. «Основным контингентом были люди 35–40 лет, – вспоминает Кузьма. – Те, кто любят велосипеды, но уже силы не позволяют напрягаться или боятся, например, получить травму коленей. Среди них также были любители прогулок выходного дня или ездоки на дачу».

Поначалу это было дорого. К тому же, мало кто понимал, как такой агрегат собирается. Со временем пришло понимание, электробайки – это отдельный класс транспортных средств: уже не велосипед, но еще не мотоцикл. Стали увеличиваться масса байка и мощность батарей. Появились обособленные сообщества любителей «электричества». В Екатеринбурге, например, излюбленным местом их сбора стали три озера в Парке лесоводов России.

 

Междоусобица по интересам

С увеличением мощностей в тусовке появилось разделение – на тех, кто просто катается недалеко, с напитками, и тех, кто загорелся идеей туризма. Естественно, у последних движки были сильнее. И они стали постепенно отмежёвываться от любителей лёгких прогулок и пива.

Начались первые путешествия – на Исеть, на Чёртово городище. А потом всё дальше и дальше. Тогда-то и возникло такое понятие, как «электробайк»: машины тяжелее, мощнее, быстрее. Какой же это велосипед?! На нём можно и в горы, и на озёра, и в пещеры.

«Я сам загорелся этой идеей, – признается Кузьма. – Начал делать видеоролики. И чуть позже ввёл понятие «Электровелотуризм». У движения были даже свои противники – говорили даже, мол, такого термина не существует. Но как явление может не существовать, если по факту оно есть! Потом просто перестали обращать на таких людей внимание».

 

Видовые отличия

Электровелосипедисты признают, что они не так организованы, как другие – например, мотоциклисты. «Едешь по городу, навстречу тебе «собрат», так даже рукой не махнёт, – признался Кузьма. – Вот у мотоциклистов настоящее братство. Такое же можно наблюдать у водителей подготовленных джипов. А у нас – нет. Почему – понятия не имею».

Возможно потому, что у людей нет коллективного увлечения. Это достаточно молодое движение. Да, есть небольшие группы, которые осваивают уральские просторы, путешествуя. Кому-то интересны прогулки по лесопаркам с пикниками. А для большинства это средство передвижения: на работу, на дачу. Плюс, ограниченная автономность: мотоцикл заправился за пять минут и поехал, велику вообще топливо не нужно. А вот у электробайков на зарядку батареи уходит несколько часов. То есть поехать очень далеко от города толпой в 20 человек просто нереально, где взять одну большую стоянку с зарядкой на всех, чтобы потянула такую мощность? От силы можно зарядить на одном месте 5–6 человек.

И объединяющего всех фактора нет. Есть лишь пара форумов да тройка чатов. И несколько энтузиастов, как Кузьма…

 

Плюсы «лесопедов»

Первое, на что обращают внимание сами электробайкеры (да и простые граждане, наверняка) – это отсутствие шума. Ведь кроме правовых ограничений по этому параметру, например, в парковых зонах, существуют и этические: время суток, детские площадки и т.п. Ни мотоциклы, ни мопеды, ни автомобили такой характеристикой похвастаться не могут.

Затем, экологический фактор: вонь, выхлопы. Можно прямо дома хранить, что сложно представить в случае мопеда и мотоцикла. Все плюсы велосипеда, плюс «чистый» двигатель. Едешь, заносишь в дом – и никого не раздражаешь. Хочешь – едешь по тротуару, хочешь – по дороге (главное аккуратно).

Преимущества перед обычным велосипедом в скорости и, соответственно, во времени. «Мы можем ездить круглогодично, в отличие от тяжёлых мотоциклов», – резюмирует Кузьма.

 

Снаряга

«Я долго не мог понять, почему в нашей среде мало девушек, – продолжает Кузьма. – Потом до меня дошло: у нас в городе практически нет центров обслуживания. Если что-то поломалось, особенно в электрочасти, а сам не понимаешь, не умеешь устранить, нужно связываться с Москвой, откручивать агрегат, высылать на ремонт и замену. Да любая барышня скажет: чё за фигня, зачем мне это надо? Это, на мой взгляд, главная проблема».

Что касается шлемов, наколенников – можно использовать таковые, предназначенные для велосипедов или скутеров. На мотоэкипировку обычно переходят те, кто вышел на «большую дорогу». Но и в этом случае никаких проблем нет.

 

Права категории «М» (для мопедов) выдаются с 16 лет. Тем, у кого есть категории А, В, С, право управления присваивается автоматически.

 

Прощай, романтика

Когда только появились электровелосипеды, они обрели популярность у населения, в том числе и по причине того, что на них не обращали внимания сотрудники ГИБДД. Просто никто не понимал, что это не просто велик, а велик с двигателем. И люди ездили где и как хотели. Изменения в отношении начались, возможно, по вине электросамокатчиков, которые массово гоняли по тротуарам, пугая пешеходов. Появилось слишком много мобильных средств такого рода, в том числе каршеринг, и взять такой самокат мог вообще любой желающий на время, а за рулём игнорировать ПДД. И вот тут за такой двухколесный транспорт гаишники решили взяться «не по-детски».

В частности, для электровелосипедов были введены ограничения: по скорости – не более 25 км/час, а мощность двигателя не должна превышать 250 ватт.

«Это пришло года три назад, – вспоминает Кузьма. – До этого все балдели, как хотели. Бывало, конечно, полицейские останавливали – но как-то по-простому, с улыбкой. Сейчас обязательно посмотрят документы, мощность движка. В общем, мы стали «полноценными участниками движения» со всеми вытекающими последствиями».

 

Травм бояться – не кататься

Главная ошибка – а таковая присутствует во всех видах транспортных средств – человек, дорвавшись до управления, сразу же начинает гонять. «Он не понимает, что это уже не велосипед: другая масса, другая манера управления, – констатирует Кузьма. – Почувствовав мощь, некоторые «топят» сломя голову, по привычке нарушая правила, как на обычном велике. Например, часто же можно увидеть курьеров, едущих по встречке. Ребята, которые продают комплекты, вывели даже статистику – чаще всего их покупатели попадают в аварии в первые две недели после приобретения электровела».

Тут нужно понять, почему многие и берут электробайки: ездить без прав, но, типа, на мотоцикле. Но далеко не все могут оценить скорость или обзор других участников движения. Поэтому лучше всего ездят либо мотоциклисты, либо автолюбители – то есть, люди с определенным опытом, и если хотите – с правильно работающей головой.

 

Вот так весело беседуя, мы катились с моим «гидом» в составе небольшого отряда единомышленников. И чёрт меня дёрнул спросить про травматизм! Поездка закончилась с последствиями: я не справилась с управлением и в результате ушибла ногу. Не очень сильно, но все равно – неприятно.

 

Подводя итоги

По словам моих спутников, очень сильно мешает развитию таких транспортных средств – это отсутствие необходимой инфраструктуры. Про сервис я уже упоминала. Но вот хороший вопрос: а где ты будешь заправлять байк, если уехал далеко? Есть стандартные зарядки, есть быстрые – но кто тебе даст бесплатно зарядиться на той же заправке на розетке без счётчика?

Это в Москве или Санкт-Петербурге есть заправки для электромобилей, можно поменять розетку и зарядить велобайк. До нас же такая цивилизация ещё не дошла. Можно, разве что зайти на шиномонтажку или на заправки одного федерального бренда. А в остальных случаях – только дома.

Но, несмотря на все эти сложности, путешествия из Екатеринбурга – пусть на день, два – медленно, но верно развиваются. Растёт и география поездок – радиус достигает в некоторых случаях 500 километров! Но, чтобы в пути не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, путешественники должны очень тщательно планировать свой маршрут.

«На велосипеде ты можешь взять насос, запаску и ехать куда хочешь, –грустно констатирует Кузьма Махнёв. – Мы же не можем себе такого позволить, потому как зависимы от зарядки. Выезжая, например, с утра на несколько дней, вы должны чётко знать место ночёвки, где можно будет зарядить батареи: населенный пункт, турбаза, дом отдыха. И обязательно доехать туда полным составом, не потеряв никого по дороге по разным причинам».

СПРАВКА

По европейским правилам дорожного движения все транспортные средства, что едут сами и имеют ручку газа, пусть скорость и 25 км/час, а мощность 250 ватт – это уже мопед. В России не так строго. Например, каршеринг-самокат без педалей, но ручка газа есть, едущий со скоростью 25 км/час, мопедом не считается, и прав на него не надо. Те, кто собрали на велораме маломощные двигатели, и педали есть и могут крутить, считаются электровелосипедистами. А те, кто снял педали, и двигатель у них более мощный, подчиняются правилам для мопедов.

 

Вместо послесловия

«Есть такие понятия как езда «по-велосипедному», «по-мопедному», – объясняет Кузьма мне на прощание. – Те, кто остаются в категории велосипеда, ездят тихо и прижимаются к обочине по привычке простого велосипедиста. А те, кто побыстрее и как мопед, они едут уже в потоке. Навешивают стоп сигналы, габариты. И так далее. В ПДД – да, там вполне конкретно написано. Но это на бумаге. А по факту… То, что мощность не 250, а 500 ватт, почти ничего не меняет. Едешь небыстро, педали себе крутишь – и ДПС таких не тормозят. Так что возможностей для желающих много».

 

 

От автора

Мы ездили на Зимний слет электробайкеров Екатеринбурга. Было прохладно, но и все оделись по-зимнему: тёплые пуховики, балаклавы, очки, перчатки – как и подобает истинным уральцам. Меня от ветра ещё защищал мотоциклетный закрытый шлем. Судя разговорам парней, оповещение о мероприятии проходило через социальные сети.

В итоге собралось 12 парней и я. Мне сразу присвоили позывной «Дэн в юбке» (какая юбка, холодно на дворе!?). В итоге получилось как в сказке «12 месяцев». Подснежников, правда, не было. Но зато были большой костёр, горячий чай и е-байки (ещё одна вариация названия в сокращённом виде). Такие вот у нас на Урале зимние развлечения!

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели