Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Началом строительства Московско-Сибирского тракта принято считать 1733 год. От Москвы он прошёл через  Казань, Осу, Пермь, Кунгур и Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск и Нерчинск, до города Кяхта. 

Чудовы истоки Сибири. Частный музей Виктора Овчинникова. Фото Л. Левицкой

 

На землях Белоярской слободы и соседних с ней деревень работы по его строительству велись почти восемь лет – с весны 1737 года и до осени 1744 года.

Карта Сибирского тракта в районе Белоярской слободы.

 

При Пермском губернаторе Карле Модерахе (с 1798  по 1811 год) тракт расширили, осадили берёзами, на всём протяжении окопали канавами.  Ширина проезжей части составляла шесть саженей или, по современным единицам измерения, – 12,8 метра. А вдоль всего тракта были поставлены каменные верстовые столы.

Верстовые столбы в музее деревни Чудово

 

В тот период эта дорога во многих изданиях называлась столбовой и считалась самой благоустроенной в России.    Движение было весьма интенсивным. Только в течение одного 1872 года по тракту прошло почти 85 тысячи возов, карет и кибиток. А за вековую историю по тракту прошло более  миллиона арестантов всех категорий. По Сибирскому тракту проехали известные путешественники и особы царской семьи. Думаю, в будущем филиале музея Сибирского тракта у нас на Урале будет присутствовать перечень известных имён, которые совершили путешествие по этому пути, включая немецких путешественников и учёных с мировым именем: А.Гумбольдта, П.С.Палласа, А.Э.Брэма; русских ученых-путешественников:  Н.М.Пржевальского и П.П.Семёнова Тянь-Шанского. Здесь провозили в ссылку и А.Н.Радищева, и Н.Г.Чернышевского, и известных декабристов. Здесь проезжал в Сибирь и  будущий «царь-освободитель» Александр II в 1836 году.

По тракту прошли миллионы людей. Служивых, торговых, арестантов, каторжников, переселенцев, «вольных» людей и просто беглых. А еще богомольцев. Так раньше называли паломников, которые шли на святую землю поклониться гробу Господню. Шли они в летнее время, группами и поодиночке. В селе Грязновском, например, они  могли остановиться, передохнуть и подкрепиться. Сельское население считало их святыми людьми, относилось к ним с почтением и пускало на ночёвку. Это считалось богоугодным делом. Вот так с группой богомольцев и один из жителей села Грязновского ушёл на святую землю. С собой взял икону. По словам старожилов, путешествие продолжалось целый год. Вернувшись обратно, он всем показывал икону, к которой местные жители прикладывались с поцелуем. До конца жизни рассказывал о порядках и нравах в далёких землях.

Сибирский тракт у нас почти рядом, он проходит через посёлок Белоярский, идёт в восточном направлении на город Богданович извилистым маршрутом. ( По современным меркам это совсем рядом с нами, поэтому мы решили пройти по трассе Сибирского тракта. Пока его ещё можно различить на местности – что осталось от некогда самой знаменитой дороги России. Подстегнуло нас ещё одно обстоятельство. В прошлом году из Москвы приехали коллеги, которые интересуются историей Урала и родословными связями. Нам пришлось провезти гостей по интересующим их местам. По пути показали им трассу старого Сибирского тракта и услышали вопрос: «Какова ширина Сибирского тракта?».

Действительно, какова на самом деле ширина старого Сибирского тракта? В различных изданиях и всезнающем интернете цифры немного отличаются. А тракт вон, совсем рядом, и находится ещё в приличном состоянии. Поэтому было решено обследовать, промерять, запечатлеть, что ещё можно, на современные цифровые носители.  На сегодняшний день настоящий Сибирский тракт, на участке от посёлка Белоярского до города Богдановича, находится в стороне от проезжих дорог, а параллельно ему проложена современная асфальтированная дорога, которая так же называется Сибирским трактом.

Следы тракта

 

В полукилометре от асфальтированной дороги, прямо перед нами, – совершенно целое строение земляного полотна от старого Сибирского тракта. Здесь в наличии и в отличном стоянии не только сама дорога, но и тротуары по обеим сторонам дороги. Тротуары подняты над уровнем основной дороги примерно на метр. Интересная деталь: по обеим сторонам тротуаров сделаны кюветы. Они до сих пор хорошо видны на местности. Совсем недалеко от посёлка Белоярского мы произведём первое измерение. Дело в том, что во всех печатных изданиях и официальных документах ширина Сибирского тракта указана 6 саженей, или 12,8 метра.

Замер ширины тракта.

 

Самое первое измерение показало, что ширина кювета с южной стороны – 2,8 м, ширина тротуара – 4,2 м, ширина второго кювета к дороге – 3,2 м, ширина проезжей части – 14,10 м, ширина кювета –3,1 м, ширина тротуара с северной стороны – 5,2 м и ширина кювета – 2,4 м.

В своё время, разговаривая со старожилами села Грязновского, я слышал, что вдоль всего старого Сибирского тракта были сделаны тротуары. Только их почему-то называли не тротуарами, а «булеварами». И рассказывали, что сверху они были отсыпаны жёлтым речным песком.   Меня это очень удивило, понятно, что тротуары могли быть сделаны на территории жилых посёлков или деревень, но как они могли быть сделаны и, самое главное, зачем вне жилого пространства, например, в лесном массиве. Кроме того, старожилы рассказали, что через каждые 30 м росли берёзы, которые также были посажены на протяжении вдоль всего Сибирского тракта. В пургу, когда тракт переметало, – они служили прекрасным ориентиром.

Храм в селе Грязновском

 

Со всех сторон – лес, в низменных участках по обочинам растут буйные кусты, в которых перелетают мелкие птички… И в этой тишине, где-то далеко слышен перестук железнодорожных колес на чугунке. Именно так говорило старшее поколение: не железная дорога или транссибирская магистраль, а «чугунка». Кстати, современное поколение старожилов, проживающее вдоль железнодорожной магистрали на Дальний Восток, называет её «Китайским трактом».  В южном направлении видны поля до горизонта, скрывающиеся за холмами. На север прямо в открытом поле видна современная автомагистраль, по ней на большой скорости мчатся легковые автомобили и целыми караванами идут разноцветные фуры.     Убранные и перепаханные поля чёрного цвета, скошенные поля зерновых ярко-жёлтого цвета, а на поле лежат рулоны упакованной соломы до самого горизонта. Посредине ярко-жёлтого поля стоят небольшие берёзовые островки с ярко-зелёной листвой.

В левую северную сторону уходит хорошая дорога, это на деревню Чудова. Дорога эта существует с очень давних времен, она нанесена на все старинные карты. А на пересечении дорог обозначена часовня. Если сказать, что дорога на Чудова не меняла своего направления, то с большой долей вероятности можно сказать, что часовня находилась около пересечения дорог.

 

Трасса старого Сибирского тракта выходит на возвышенность, и с неё хорошо просматривается раскинувшееся впереди село Грязновское. Только вот церковь, которой так гордились старожилы Грязновского, видна не очень.  Издалека виден только современный, сверкающий золотом купол. Отлично видна металлическая вышка сотовой связи. Интернет, телефон и карты ГУГЛ, а также навигатор работают исправно на протяжении всего маршрута старого Сибирского тракта, пройденного нами.

Село Грязновское раньше считалось очень крупным. Вдоль дороги мы видим дома различной степени сохранности и размерности. Есть и параллельные улицы, и современные каменные дома, а также многоквартирные двухэтажные дома за перекрёстком рядом с храмом. Но вот что порадовало: на асфальтовом полотне автодороги на ямах свежие заплаты. В центре села напротив церкви административное здание и на постаменте танк. А ещё двухэтажный магазин с надписью советского периода «Универсам».  В былые времена советского периода многие проезжавшие по трассе заезжали в этот магазин и, как правило, что-нибудь покупали. Мне этот магазин запомнился совсем по другому случаю.

Магазин в Грязновском

 

В конце 70-х годов ХХ века,  заехав сюда так же с трассы,  мы шли в магазин. А вдоль дорожки стояла большая скамейка, на которой сидели старушки, они с улыбками и неподдельным интересом разглядывали приезжих. Поздоровавшись с нами первыми, одна из бабушек спросила меня: не Степана ли я родственник, может сын? И сама же покачала головой. Проходя дальше, я услышал за спиной оживленный разговор,  бабушки прикидывали мой возраст, что-то высчитывали.  Я прошёл в магазин, но вопрос, заданный старушкой, засел в голове. Нет, я не сын Степана, но внук, мой дед Степан действительно родился и жил в селе Грязновском, осенило меня. Выйдя из магазина, я подошёл к старушке и стал спрашивать, про какого Степана она говорила. Оказалось, она говорила действительно про моего деда! Как давно это было…  Мой дед,  рождённый в селе Грязновском, совсем ещё молодым человеком прошёл через революцию и гражданскую войну, с лихвой помотался по стране в тяжёлые грозные годы. И в конце 30-х годов ХХ века осел в Асбесте. Он иногда приезжал в село, потом рассказывал дома о нём, но я в то время, будучи школьником младших классов, естественно ничего не запомнил. А здесь, спустя полвека, деда кто-то помнил!   Теперь вот магазин на месте, правда с другой вывеской, но нет уже этой скамейки, да и тех бабушек тоже нет…  В центре села вдоль дороги установлен старинный каменный верстовой столб. В разговоре с местными жителями узнал, что он валялся где-то в лесном массиве, значит это настоящий, один из тех, которые были установлены вдоль всего Сибирского тракта.

 

Выехав из села по грунтовой дороге, проехали на поле и рядом со свалкой увидели ещё один старинный ориентир. Старая Угольная дорога, которая шла со стороны асбестовых копей, по ней с дореволюционных времён возили древесный уголь на Каменский завод. С этой Угольной дорогой связано много легенд, воспоминаний и примет у старожилов, проживавших в Грязновском в дореволюционный период.

А мы, зафиксировав её на современные цифровые носители, двинулись дальше. За пересечением с автодорогой, ведущей в сторону Барабы, трасса старого Сибирского тракта, пересекая поле, вновь идёт по лесу. Здесь, в лесном массиве, сохранность старой дороги почти идеальная. Двигаясь вдоль дороги, с интересом смотрим по сторонам. Мечтаем увидеть хотя бы старый пень от тех берёз, которые были высажены при строительстве вдоль всего Сибирского тракта. И нам повезло, мы увидели сначала один обломок старой берёзы, затем второй, но в более сохранном варианте.

Радостными восклицаниями выразили своё отношение к находке, и от наших громких разговоров в лесу сорвалось с лёжек небольшое стадо косуль. И увидеть их воочию совсем рядом с нами – это, конечно, здорово. Тем более, что на этом участке трасса старого Сибирского тракта подходит близко к автодороге, и звуки проходящих автомобилей долетают до нас отдельными обрывками.

У обломков старых берёз остановились, осмотрели со всех сторон сохранившиеся раритеты, сфотографировались и, конечно, произвели измерения. Один обломок старой берёзы доживает, наверно, последний период. Ещё пару сильных ураганов с ветром – и он упадёт, как и почти истлевший ствол этого дерева, лежащий рядом поперёк дороги. Со вторым деревом дело обстоит лучше. Видимо, много лет назад верхушка дерева была сломлена бурей, и на месте слома на сегодняшний день растёт два параллельных берёзовых ствола. Видимо, это и даёт силы корневой системе старого обломка. Выглядит он вполне неплохо для своих вековых лет.  Невозможно удержаться, чтобы не промерять между ними расстояние. Расстояние составляет 32 метра 38 сантиметров. Если переводить в сажени без учета мелких сантиметров получается 15 саженей. Уже через полкилометра трасса старого Сибирского тракта пересекает современную автомагистраль и с плавным поворотом влево уходит на восток к деревне Билейке. Здесь сохранность старой дороги также в отличном состоянии. Полотно дороги накатано, и, по всей видимости, здесь проходит периодическое перемещение колёсной сельскохозяйственной техники.  На краю дороги видим ствол старой берёзы, осмотрев дерево, пришли к заключению, что это берёза не периода строительства Сибирского тракта. Но дерево примечательное, крупный кряжистый ствол, и с южной стороны ствола в заросшем отщепе – гнездо небольшой птички.

Гнездо в старой березе тракта

 

Дальше трасса старой дороги выходит в поле, и здесь дорога используется, наверно, круглогодично, потому наезжена, как асфальт. Дальше с небольшими поворотами заходит в деревню Билейку. Деревня Билейка примечательна тем, что на её территории была пересыльная тюрьма для арестантов, которых перегоняли этапами в Сибирь. На сегодня деревня относительно небольшая, но пока живёт и работает.

Деревня Билейка.

 

Наверно, именно здесь уместно сказать, что на старинной карте вдоль старого Сибирского тракта отмечены почтовые станции, и находились они в Белоярке, Билейке и деревне Паршиной. Дальше старый Сибирский тракт частично проходит по селу Тыгиш и продолжается своим прямым маршрутом по полям в сторону деревни Быково. Там трасса обходит деревню с южной стороны и, пройдя вдоль леса плавным поворотом, теряется на распаханных полях. Здесь на месте от старого Сибирского тракта ничего не осталось.

 

Но если глянуть на старую карту, можно понять, что дальше тракт проходил в направлении современного города Богдановича и дальше в сторону села Чернокоровинского, через деревню Паршина и дальше на город Камышлов. Наш путь по небольшому отрезку старого Сибирского тракта окончен. Кроме информационного материала очень много впечатлений эмоциональных, которые перекрывают все другие этапы нашего присутствия на этой древней дороге.   Хорошая погода, которая сопутствовала нам на всем протяжении нашего пути, добавила положительных эмоций. Некоторым из нас понравились полевые пейзажи участков старой дороги на полях, но самое большое впечатление,  конечно,  произвели лесные участки именно на том месте, где сохранились хорошо видимые насыпи от тротуаров.  Именно по этой дороге гнали лихие тройки ямщиков до следующей станции. В зимний период из центральной России катили санные обозы на Ирбитскую ярмарку. Здесь же двигались тележные обозы местных крестьян и  шли понурые колонны арестантов. Как давно это было…

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели