Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Одна из самых известных не только спелеологам уральских пещер официально носит название Шемахинская 1, но больше известна как Сказ или даже Ледяной Сказ. И с наступлением настоящих холодов нескончаемый поток автобусов и машин едет в небольшой посёлок Сказ. В хорошие выходные туристов бывает больше, чем жителей. Чем же привлекательна эта пещера?

фото Александра (Ёж) Осипова

 

Она находится в Шемахинском карстовом поле, где, помимо неё, известно более 20 пещер. Пещера обводнённая, по ней проходит русло подземной реки, вход в пещеру представляет собой источник, из которого весной с большой скоростью выходит поток воды. После половодья уровень воды падает, но глубина озера в привходовой части достигает 2,5 метра, что делает пещеру недоступной и для туристов, и для многих спелеологов.

А вот к концу декабря, после сильных морозов, озеро покрывается льдом, достаточно толстым, чтобы выдержать человека. И на этот лёд, первое время настолько прозрачный, что видно все пузырьки в нём, и устремляются туристы и фотографы. Из-за того, что пещера образована стремительным потоком, её стены имеют характерный рельеф. Множество небольших впадинок образованы кавитационными процессами, когда в воде под давлением образуются «полости» или «пузырьки». И при схлапывании этих пузырьков образуется ударная волна, оставляющая на стене пещеры округлую выемку.

фото Ярослава Мурзина

 

Хотя лёд зимой после входа в пещеру достаточно толстый, нужно помнить правила безопасного посещения пещер и зимних водоёмов. К последним относится то, что при нахождении слишком большого количества людей на небольшой площади, он может треснуть и провалиться. Поэтому не стоит пытаться сделать красивые фотографии всей группой. А так как это в первую очередь пещера, то не нужно забывать об источниках света – основном и запасном и каске. Также следует помнить, что среднегодовая температура в уральских пещерах +3+5 градусов, и чем дальше от входа, тем становится теплее. И там льда уже нет, вода не замерзает круглый год.

С Ледяным Сказом у меня особые воспоминания. Это первая пещера, в которую я попала до знакомства со спелеологией. Нам с друзьями стало интересно, что же такое пещеры, как в них можно попасть неподготовленным людям. Так мы и получили доступную информацию. Взяли резиновые сапоги, ручные, да, даже не налобные, фонарики, одежду, которую не жалко испачкать. У нас не было касок, что является достаточно серьёзным нарушением безопасности в пещере, но тогда мы об этом не знали. Карты тоже не было, но мы понадеялись на большой поток туристов с гидами, которые не дадут нам потеряться. И так тоже лучше никогда не делать – погода испортится, тургруппам не продадут билеты – и что вы будете делать в таком случае, если вывести вас будет некому?

фото Ярослава Мурзина

 

Тем не менее, мы добрались до пещеры и попали внутрь. Какая же нам открылась красота! Стены, словно исковырянные большими ложками, в каждой выемке отражается свет фонариков. А под нами ледяной пол. К тому времени лёд в основном направлении был затоптан грязью и глиной, но у стен можно было лечь и посмотреть, подсветив, вниз.

Так как мы были более-менее подготовлены, относительно многих туристов, у нас хотя бы были сапоги и одежда для грязи, то мы решили сходить и посмотреть, что же там дальше. А дальше – ледяное озеро закончилось и началась обычная пещерная глина. Мы сползали до грота с летучими мышами, прошли вперед до следующего озера, уже не замёрзшего, но оно было глубже высоты сапога, и мы пошли обратно. Вышли мы из пещеры с твёрдой уверенностью, что нам нужно найти людей, которые научат и покажут нам подземный мир.

фото Александра (Ёж) Осипова

 

Так мы оказались в Свердловской городской спелеосекции (СГС). Помимо крупных экспедиций, больших открытий и научных исследований в пещерах, каждый год спелеосекция набирает школу. И там-то школьники, независимо от пола и возраста (да, в спелеологию приходят и достаточно поздно), получают необходимые базовые знания. Про комбинезоны и теплое бельё под них, про необходимость двух источников света, про каску и что в пещеры ни в коем случае нельзя ходить по одному. И очень много информации про сами пещеры.

фото Александра (Ёж) Осипова

 

В следующий раз мы попали в Шемахинскую 1 уже после окончания спелеошколы. Это было поздней осенью. Хотя при наличии необходимого снаряжения в дальнюю часть пещеры можно попасть и без замёрзшего озера у входа, но весной и летом пещера таит в себе другую опасность. После сильных ливней она впитывает в себя воду с поверхности, уровень воды в пещере стремительно повышается и поднимается до потолка. Поэтому с октября посещение более-менее безопасно (потому что любое посещение пещер всегда опасно).

фото Александра (Ёж) Осипова

 

Шемахинская 1 – не единственная обводнённая пещера, во многих пещерах встречаются такие участки – озёра, полусифоны, вертикальные участки под водопадами или постоянный капёж. Для решения этой проблемы спелеологи, как и многие другие, используют гидрокостюмы. Это комбинезон из прорезиненной ткани, на ногах заканчивается «носочками», на руках и шее плотные манжеты, не дающие воде залиться внутрь. Как правило, такие гидрокостюмы изготавливаются под заказ, учитывается всё – размер ног, обхват шеи, помимо стандартных размеров и роста. Гидрокостюм надевается на термобельё, но под комбинезон. Это делается для того, чтобы защитить ткань от острых углов и шкурников, потому что до обводнённых мест нужно ещё добраться, а гидрокостюм, как правило, надевается и герметизируется в сухом чистом комфортном месте. На ноги надеваются сапоги. Есть модификации гидрокостюмов с капюшонами, они плотно облегают лицо. Каска надевается в любом случае.

фото Ярослава Мурзина

 

И, закончив всю подготовку у входа в пещеру, мы вошли в воду. Очень необычные ощущения – плыть в сапогах, комбинезоне и перчатках. За счёт воздуха в гидрокостюме держишься на поверхности, но плавучесть и маневренность как у мячика. Снизу со всех сторон тёмная, холодная вода, сверху давит такой же тёмный потолок пещеры. Аккуратно, стараясь держаться стены, мы проплыли первое замерзающее озёро. Затем также прошли второе. А дальше уже по руслу реки, глине и узким ходам дошли до сифона. Сифоны в пещерах тоже проходимы, но не в нашем снаряжении. Этим уже занимаются спелеодайверы. Поэтому мы пошли обратно. Оказалось, у озера на входе есть свои плюсы. Всю грязь и глину, которые мы собрали на комбинезоны, пробираясь по узких ходам, мы смыли, пока плыли обратно. И вышли такие же чистые, как зашли.

фото Александра (Ёж) Осипова

 

Несмотря на то, что пещера Шемахинская 1 известна с 40-х годов прошлого века, из сложности прохождения обводнённого участка в ней ещё есть неразведанные ходы. И до сих пор нет ответа на вопрос, соединяется ли она с находящейся неподалеку пещерой Шемахинская 2.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели