Пропащая Яма – одна из глубочайших пещер Башкирии и Урала. Она находится в Бурзянском районе, на береге реки Белой, недалеко от села Атиково. Задолго до спелеологов местным жителям была известна не приметная в траве дыра – примерно с метр на склоне высокого берега. Да и название получила не зря – очень много костей разных животных было найдено на дне колодца глубиной около 80 м.
Спуск в пещеру, который и так невозможен без спелеоснаряжения и соответствующей подготовки, осложнён тем, что колодца в пещере два. Первый, ставший ловушкой для зазевавшихся животных, – слепой. А чтобы попасть в параллельный второй, от которого уже и начинается сеть многокилометровых разветвлённых ходов, нужно на верёвке закачнуться в окно между колодцами, расположенное примерно в 15 м от дна.
Даже сейчас, когда спелеологи используют надёжную технику SRT, это очень небезопасно. Только самые опытные могут сделать навеску, чтобы по ней смогли спуститься остальные. А ведь исследование пещеры началось в далекие 1970-е годы, и в 1971 году группа, состоящая из А. Рыжкова, В. Илюхина и других, смогла составить первый план. Как же они туда попали?
Для этого необходимо углубиться в историю техники спуска. Как известно, сейчас используется техника SRT – single rope technique – техника одной верёвки. Для передвижения по ней необходимы надёжно фиксирующие устройства – кроль и жумар. Эта техника позволяет покорять самые глубокие пещеры, так как верёвка и карабины компактны и относительно легки.
А до этого использовались двухопорные техники – это лестнично-верёвочная, двухверёвочная, и трос-верёвочная. В Пропащую Яму до 1980-х годов спуск и подъём осуществлялись с использованием лестнично-верёвочной техники (ЛВТ). Первые лестницы были громоздкие и тяжёлые, из верёвки с широкими деревянными ступенями. Потом им на смену пришли плетёные из тонкого стального троса с перекладинами из алюминиевых трубочек.
Такие лестницы путались при разматывании и подъёме, цеплялись за все выступы на рельефе, требовали серьёзной ловкости, гибкости и физической подготовки. И были ограничены по длине: как правило, лестница была около 30–40 м. Страховка или самостраховка осуществлялись по верёвке, висящей параллельно лестнице. Плюсами этой техники были минимум личного снаряжения, скорость и понятное передвижение и простота кустарного изготовления из тех же старых лыжных палок, что было немаловажно в дефицитные времена СССР.
Недалеко от Пропащей Ямы в 1973 году была обнаружена ещё одна вертикальная пещера, представляющая собой спускающийся уступами ледник. В некоторые годы она промерзает настолько, что спуск вниз становится невозможен. Пещеру назвали Медвежий Колодец.
После многих лет исследования обеих пещер был найден ход, их соединяющий, и теперь это единая система. Можно спуститься в одной пещере и выйти на поверхность в другой, такой проход называется траверс.
В настоящее время общая длина пещерной системы составляет более 4000 м, глубина 90 м. Одна из нижних точек – озеро Брехунов, расположенное недалеко от входного колодца Пропащей Ямы.
Прозрачным, красивым, стоячим озером заканчивается тупиковый ход, а всё развитие пещеры идёт в сторону Медвежьего Колодца. Несмотря на большое количество глины в Пропащей Яме очень много необычайно красивых мест. Водопад Виктория – уходящая ввысь стена белой натечки, Алтарь или Каменный водопад – как будто за мгновение схватившийся каскад.
На дне пещеры протекает ручей, поднимающийся в сезон паводков. Также встречается редчайшее образование – пещерный жемчуг, есть обнажения пещерного оникса.
Но чтобы увидеть все эти красоты, недостаточно преодолеть только входной колодец. Вся пещера представляет собой череду уступов и колодцев, непроходимых без навески, а для прохождения меандров необходимы перила.
Вообще, плато, на котором расположена система, достаточно интересное. Помимо этих двух самых известных на нём пещер найдено несколько десятков менее глубоких, в том числе и пока безымянных. И ежегодные поисковые выезды приносят новые результаты. Но и сама Пропащая Яма исследована не до конца, и строение района предполагает гораздо большую длину. И, возможно, в ближайших, уже запланированных, экспедициях нас ждут новые открытия.