Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Пещера Садыковская, которую иногда называют Неуловимой, незаслуженно обделена вниманием спелеологов Урала. Хотя, казалось бы, до открытия пещер на Вижае она считалась самой глубокой пещерой Свердловской области и на момент первой топосъёмки её глубина была заявлена в 88 м. Да и продолжала быть самой глубокой сухопутной, потому что глубина пещеры Таёжной считается вместе с подводной частью. Но почему-то история её исследования сложилась довольно интересным образом.

Кленовые леса у деревни Усть-Бугалыш. Фото _Елена Попова

 

Пещера находится в Красноуфимском районе, на берегу реки Уфа, недалеко от деревни Усть-Бугалыш в воронке на скале. Впервые спелеологи СГС попали в неё в 1969 г. Местные жители показали исследователям вход в пещеру, впоследствии названную по имени нашедшего её охотника Садыка. Во всяком случае, так гласит легенда. Отчёт экспедиции под руководством Александра Рыжкова содержит следующее: «На левом берегу Уфы, в 4–5 км к северо-западу от посёлка Усть-Бугалыш, на высоте 115 м над рекой находится вход в шахту Садыковская – развитую на северо-восток трещину шириной 1–2 м, на разных высотах перекрытую глыбами. Глыбовые пробки образуют наклонный пол шахты. На глубине 65 м трещина сужается до непроходимого хода». Шахтой пещеру назвали из-за её глубины и вертикального входа. А дальше…

Разрез 1969г

А дальше спелеосекция занялась более глубокими и перспективными пещерами в Кутукском Урочище, на Кавказе и в Средней Азии. Менялись люди, помещения клуба, архив переезжал и однажды при разборе старых карт уже в 2 000-е была найдена и карта пещеры Садыковской. Единственное, чего не хватало – это её координат. Было организовано несколько экспедиций, склоны гор вдоль реки у деревни Усть-Бугалыш были прочёсаны неоднократно, но безуспешно. Самая глубокая пещера стала неуловимой легендой.

Вход в Садыковскую. Фото_Анна Яковлева

 

Но при очередном разборе архивов клуба летом 2012 г. Евгений Цурихин заметил ещё один листочек, где уже помимо карты были привязки к местности. Несколько месяцев уточнений, переписки с краеведами, и к ноябрю подобралась команда, которая выехала на поиски пещеры Садыковской. Участниками экспедиции стали Вадим Логинов, Евгений Цурихин, Игорь Лавров и молодые спелеологи СГС. Удача улыбнулась такой звёздной команде, или Евгений точно вычислил всё по найденным привязкам, или и то, и другое вместе, но воронка на склоне горы была найдена. Группа спустилась в пещеру и, помимо сравнения с планом, увидела на развилке старые батарейки 1969 г. Новое открытие старой пещеры принесло и новые цифры. Оказалось, на плане были неточности и на самом деле её глубина не 88, а 65 м при общей длине ходов около 200 м. А дальше…

Батарейки 1969г на развилке. Фото_Владимир Акулов

А дальше пещера почему-то снова стала забытой. Возможно, из-за того, что она потеряла более 20 м глубины. Хотя даже с оставшимися 65 м она продолжала быть самой глубокой ближайшей к Екатеринбургу пещерой с вертикальным входным колодцем, но почему-то поездки для отработки навыков SRT продолжались в уже привычные пещеры Губахинского района Пермского края.  Но теперь хотя бы координаты и описание Садыковской были в надёжных руках Евгения Цурихина.

Почти через 10 лет после переоткрытия пещеры ею заинтересовались новые кадры Свердловской городской спелеосекции. Так получилось, что один из выпускников спелеошколы Алмаз Садыков родом из тех мест. Может и тот неизвестный охотник, имя которого носит пещера, на самом деле был не Садык, а Садыков. Как бы то ни было, «родовую» пещеру нужно было обязательно навестить, тем более дом семьи Алмаза расположен в нескольких километрах от пещеры. В 2021 году предпринимались попытки организовать экспедицию, но, как и повелось с 1969 г., другие проекты постоянно перетягивали внимание и ресурсы.

Переправа через реку Уфа. Фото_Анна Яковлева.

И вот в августе 2022 г. ребята вместе с Алмазом Садыковым пошли на спелеосплав по реке Уфа, чтобы ещё раз уточнить найденные в 2012 г. координаты и посмотреть по пути другие пещеры вдоль берегов. Начав сплав от деревни Усть-Бугалыш, группа быстро дошла до места и сразу нашла уже не неуловимую Садыковскую. Но без сложностей не обошлось, руководитель выезда, который его организовал, Владимир Акулов, не смог присоединиться к сплаву, а менее опытные ребята, провесив входной колодец и пройдя немного по пещере, не стали её исследовать. И на то были причины – очень узкая, извилистая щель входа постоянно засыпалась камнями и песком с поверхности, нависающие глыбы мешали пройти в снаряжении. И, со слов участников августовской экспедиции, соответствие имеющейся у них карты и ходов, которые были перед ними, было весьма условным, и они не стали рисковать. Поэтому, пройдя по основному ходу и не заглядывая в ответвления, группа вернулась на поверхность и поплыла дальше. Основная задача была выполнена, координаты подтверждены, и можно было планировать выезды для исследования и топосъёмки пещеры уже современными методами.

Не откладывая снова на 10 лет и успевая до холодов (пещера расположена на противоположном от деревни берегу и переправляться нужно на лодке), в сентябре Владимир Акулов, который не смог поехать в первый выезд, провёл еще 2 экспедиции в Садыковскую. Под руководством Юлии Устиновой группы топосъёмки за оба выезда получили наиболее точную на текущее время карту и современную 3д-модель пещеры. Это была довольно непростая задача. Из-за того, что пещера малоисследованная, все шаткие камни и глыбы не обрушены десятками и сотнями спелеологов и туристов, как в других, более проходных пещерах. И каждое неосторожное движение может вызвать обвал. Так, один из ходов, отснятый группой в начале сентября, во время второго выезда оказался завален камнями, и топосъёмщики, получается, были последними, кто в нём побывал.

Топосъемка. Фото_Владимир Акулов.

 

И вот тут уже новые данные действительно удивили.  Глубина пещеры оказалась 76 м, что, конечно, меньше данных 1969 г., но и не 65 м, полученные позднее. А вот длина ходов составила 519 м, что передвинуло Садыковскую из конца списка в десятку протяжённых пещер Свердловской области.

.Окаменелые морские лилии. Фото_Владимир Акулов

Несмотря на опасность (а все пещеры опасны в той или иной степени без подготовки), пещера очень интересна для изучения, недалеко от неё расположен карстовый провал, который вполне может оказаться вторым входом. Надеемся на продолжение исследований в следующем году, как только снова можно будет безопасно подплыть к берегу. И что интерес к этому району снова не пропадёт ещё на десяток лет.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели