Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Айгир. В гости к лесному чёрту

Поднявшись на высокую скалу, ты будешь наблюдать, как встаёт солнце, постепенно озаряя десятки километров вокруг, подсвечивая вершины гор и кроны деревьев на верхушках. А ниже гор стелется белый ковёр облаков… Чтобы увидеть эти красоты, совсем не обязательно ехать на Кавказ или ещё куда-то далеко и подниматься на тысячи метров, на Урале тоже есть такое место!

Начало пути – начало приключений

Собрав рюкзак и закупив продуктов на группу, мы отправились в путь. В городе уже темно, дорога предстоит длинная: сначала 8 часов на микроавтобусе, а дальше нас ждёт утренняя электричка. Других вариантов нет, поселок Айгир находится в глуши, куда можно доехать только так, либо на внедорожнике по плохой дороге.

На удивление, водитель ехал очень быстро и мы почти не просили его делать остановок, поэтому были на станции аж за 2 часа до прибытия электрички. Станция почти пустая. И только какой-то дедушка прогуливался по ней и приставал к сонным туристам с вопросами. Расположились на «сидушках» и постелили коврики на полу – поспим… Проснулся я от звуков, как мне показалось, пролетающего самолёта, звук повторялся каждые 5 секунд. Но я ошибся – это храпел один из наших туристов. Оказалось, что почти никто не спит, я встал и начал готовить завтрак на горелке. Опасаясь, что работники станции выгонят на улицу вместе с кашей, пришлось готовить на «тихом» огне, спрятавшись за рюкзаками.

На завтрак планировалась кукурузная каша, которая никак не хотела довариваться. И вот уже все проснулись и по очереди спрашивали у меня, когда мы будем есть. И даже электричка уже подала первый сигнал, что скоро отправление. Так что каша была вынуждена ехать с нами до Айгира.

Разместив свои вещи по полкам, заняли места в вагоне. Чуть больше часа – и мы на месте. На станции нам предстоит набрать воды по бутылкам и прочим ёмкостям, так как на вершине воды нет. Хотя раньше там бежал родник, но я предполагаю, что он появляется только после дождей, которых не было уже месяц, так что рассчитывать на воду не приходится.

Ну вот каша с горем пополам была готова, я высыпал в неё орехи и цукаты и нарезал яблоки. Плотно позавтракав, надели объёмные рюкзаки и отправились в путь. Дорога предстоит недлинная: пару километров вдоль железной дороги и ещё 800 метров крутой подъём в гору.

Зубы Шурале

На маршруте нас уже опередили группы, которые ночевали в турприюте, и мы не спеша шли, знакомились, играли в игры. Часть пути проходит по лесу мимо высоких деревьев, и вот уже слышно, как бурлит вода и деревья отступают в сторону – нам открывается вид на реку Малый Инзер. Когда-то здесь устраивали соревнования и обучение рафтингу. Но несколько лет назад провели работы по укреплению берега для ж/д путей и пороги были разбиты. Сейчас здесь можно приехать с палаткой и разбить лагерь. Отсюда открывается и вершина Айгирских скал, они же называются Зубы Шурале. Вокруг горного массива расположен Южно-Уральский заповедник. Но наша цель выше, мы поднимемся на самый верх и будем ночевать там. Подходя к крутому подъему, пара девочек замешкалась с вопросом: «А нам точно туда?» Я их заверил, что точно и торопиться не стоит, идём в своём темпе – дорога займёт не больше часа.

И вот, наступая на корни деревьев и выступающие камни, держась за стволы и опираясь на трекинговые палки, мы медленно, но верно поднимались наверх. И уже через 40 минут добрались до скальной площадки, на которой расположены костровища. Мы поднялись ещё выше и выбрали себе самую большую площадку. Благо, что вторая электричка приехала на час позже нашей и самый большой поток туристов приехал именно на ней.

С площадки можно было видеть далёкие вершины, долины полей и лесов. Где-то там прячутся озёра и карьеры. Открыв карту на телефоне, мы стали смотреть, какие же горы видим отсюда. Прямо перед нами расположился Малый Ямантау, у подножия которого вьётся змеей река Малый Инзер. А главная изюминка – знаменитая скалистая вершина хребта Караташ, что в переводе означает «Черный камень». Скалы «сплотились» полукругом и нависают над пропастью метров на 40. С края обрыва видно, как люди, словно букашки, пробиваются через деревья, поднимаясь к нам на Зубы Шурале. Такое название Айгирские скалы получили из-за формы, они напоминают раскрытые «челюсти» Шурале – Лешего или Лесного черта из башкирских сказок. Мифический персонаж представляет собой низкорослое существо с длинными пальцами и рогом на лбу. А самое главное, что в сказках этот Леший опасен тем, что может защекотать человека до смерти. Сразу захотелось почитать башкирские сказки.

И еще легенда

Некоторые скальные образования напоминают орла с раскинутыми крыльями, поэтому их называют Орлиными. Туристы же предпочитают именовать их Айгирскими по названию реки, берущей начало на хребте Караташ. Слово же «айгир» в переводе с башкирского означает «жеребец». По легенде, вожак табуна прыгнул с этих самых скал, уводя стаю волков от кобыл с жеребятами.

Пока мы обедали, сюда набежали толпы туристов, которые приехали из Уфы – всем не терпится сделать красивые фотографии на открывающейся панораме. А мы тем временем отправились на самую высокую точку хребта –  пик Уфа. Тропа несложная, проходит по лесам и выходит на скальное образование, с которого видно примерно всё те же виды, но на этот раз панорама открывается во все стороны. Здесь мы решили разделиться: часть пошла в лагерь, а часть спустилась в посёлок набрать воды и искупаться в речке. На ужин у нас была паста с пармезаном, томатами, оливками и курицей. Ужин был шикарным, и всё это с видами на закат. Мы решили не сидеть допоздна, ведь нам вставать в 5 утра, чтобы встретить рассвет.

А ночью было «веселье» – приходили мыши, чтобы полакомиться нашими продуктами, поэтому я просыпался каждый час и гонял их, чтобы ничего не погрызли.

И вот наступило утро. Звон будильника раздался один за другим во всех палатках вокруг, я до последнего сопротивлялся и ждал, когда зазвонит мой. Открыв палатку, ты видишь белую реку облаков, из-за которой волнуются тёмные тени гор, солнце только начинает освещать небо за горизонтом, подойдя к краю скалы, кажется, что ты можешь наступить на густой туман, который не может подняться выше скал. Только вчера здесь были леса и река, и уже сегодня ты наблюдаешь совсем другие пейзажи, ради которых стоило сюда подниматься с рюкзаком.

И вот за кружечкой кофе, взяв вафельку в руку, устраиваешься поудобнее, начинаешь следить, как солнце медленно показывает свои первые лучи, облизывая вершины гор, одну за другой, и эти могучие темные великаны, уже не такие мрачные, открывают свои леса и скалы. Лучи скользят по вершинам деревьев и «золотом» пронизывают туманные вихри, вышедшие из берегов белой реки.

Так прошло часа 1,5, каждый погрузился в свои мысли о бытие и красоте. Ну вот туман постепенно рассосался и взору снова открылся вид на реку. Собрав лагерь, мы отправились вниз, на берегу реки приготовили обед и, вдоволь накупавшись, обменялись впечатлениями. Дальше нас ждала долгая дорога домой.

Если ещё вчера новоиспечённые туристы не верили, что им придется не понятно ради чего подниматься в гору, то сегодня они просили меня взять их в следующий поход.