Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Уральский никель, чистая вода и дикий чеснок

После не очень удачной попытки погружения с аквалангом в карьере под Нижним Тагилом (об этом я уже писала в журнале) карьеры – совместное творение человека и природы – меня манят к себе только еще больше… 

Южный Урал был одним из крупнейших поставщиков никеля при советской власти. Но относительно небольшие запасы и высокая интенсивность добычи сделали свое дело – залежи были все выкопаны. Сегодня на месте двух карьеров живописные глубокие впадины с удивительно прозрачной водой, одно из любимых мест «диких» туристов. Отправилась туда и наша дружная компания…

Эти выработанные карьеры находятся примерно в 10 километрах от Верхнего Уфалея в Челябинской области и называются Старо- и Ново-Черемшанскими.

Залежи были открыты еще до Первой мировой войны, по итогам разведки 1916 года их охарактеризовали как крупнейшее никелевое месторождение Урала. Но добычу организовали только в период индустриализации, после постройки в 1933 году Уфалейского никелевого завода. Сначала руду добывали вручную, тачками свозили к дороге и на телегах везли на переработку. А через три года «злобные Советы» построили узкоколейную железную дорогу, связавшую рудник и предприятие, которое, кстати, функционирует и сегодня.

Без «ГУЛАГовской темы», конечно, не обошлось, лагерь для рабочей силы на этом месте был. Но содержались в нем не враги народа, а пленные из стран «европейских партнеров» после Великой Отечественной войны! А обычные рабочие и специалисты жили в специально построенной деревне Черемшанке.

Все названия – и карьерам, и населенному пункту – дала одноименная гора (источник руды), на склонах которой буйно произрастает дикий чеснок.

Но вернемся к нашим искусственным озерам. «Старый» – обычной овальной формы, длиной с километр, шириной – метров 300. Он менее глубок, зато больше по размеру водная гладь, а склоны заросли деревьями.  «Новый» – более крупный, его глубина достигает 250 метров, а диаметр – около 1,5 километров. Поэтому его так любят дайверы. Расстояние между обоими водоемами около километра.

Поражает цвет воды – ярко-голубой, и ее прозрачность – глубина ее метров 10-15 точно. Этот фактор является еще одной причиной для дайверских тусовок. А Верхний Уфалей забирает отсюда воду для городского водопровода. Правда, не из самих карьеров, а из специальных скважин, пробуренных на их дне. Такое вот единение индастриала – прошлого и современного – с дикой красотой Южного Урала.

А вокруг народ ходит: любуется, загорает, купается, камешки и монетки кидает в воду. Примета такая. Я туда, кстати, тоже бросила камень. Одну проблему ему нашептала и утопила.  Вместе с проблемой.

– Ты что ль ведьма?! – полушутя, полусерьезно спросил, глядя на мои странные манипуляции, приятель из нашей дружной компании, человек верующий, но вроде бы в мракобесии не замеченный. Да пусть думает, что хочет. Этому поверью не одна сотня лет, не дураками же наши предки были. Да и съездить туда я еще не раз планирую

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели