Мы знали, что марийские национальные костюмы очень красивы, особенно женские. Мы знали, что их песни напевны, а обряды необычны. Но нам еще никогда не удавалось побывать внутри их вселенной.
И вот ранним осенним утром мы отправились в путь к центру марийских поселений Свердловской области – селу Тавры и Сарсы. Дорога в эти места очень живописна: свернув с московского тракта на Нижние Серги, мы оказываемся в микро «Уральской Швейцарии», где горки и долины с зелеными елями сменяются просторами артинских полей.
За Арти нас уже поджидал марийский Манчаж – известный своим натуральным молочным производством. Через несколько десятков километров петляний за чистой Уфой мы увидели поворот на Юву и вскоре въехали в Сарсы. По пути, между желтеющих полей, нам попадались башкирские и татарские названия деревень: Усть-Бугалыш, Еманзельга и др. Река Тавра (марийское наим.) впадает в Ай (Луна – по-башкирски), которая несет свои воды в Уфу.
В Сарсах нас ждут. Мы въезжаем в село со стороны тракта и Монастырской горы, у основания которой бьёт целебный родник. Проезжаем мимо Управы, памятника трактору и машине, мимо садов и огородов, ухоженных домиков с национальным орнаментом на наличниках и останавливаемся у необычного дома,на ограде которого написано: Марий Порт! У меня возникла ассоциация, что именно отсюда нам удастся депортироваться в иную реальность. И мои ожидания оправдались. Войдя в дом, мы очутились в другом мире, где звенел колокольчик и читались «мантры» на красивом гортанном языке. Обыденность дороги сменилась чудом встречи с иным. Нам приоткрыли окно во вселенную Мари. Гости замерли на пороге от неожиданности, а затем нас пригласили к столу, где зазвучали здравницы в честь выращенного своими руками ржаного хлеба, гостеприимных хозяев и добрых гостей. Лед отчуждения «инокультур» быстро растаял, сменившись общим весельем, желанием слушать и петь. Залетали бабочки. Это Сарсаде Яллан, господа, вы не ошиблись!
На планете Сарсаде оказался писатель и певец, агроном и пчеловод, учитель и добрый человек. Нам не хотелось уходить, мы были дома, хотя впереди нас ждал мини-тур по сельским и лесным угодьям этой хлебосольной планеты: в настоящий полевой стан и пчеловодческое хозяйство на окраине леса.
Культ природы, культ единения с землей, лесом и травой стал нам мгновенно понятен и очевиден. На этой планете всегда было так, по крайней мере, со времен заселения этих чудных мест. Тавра, согласно легенде, – это отзвук прародины уральских мари.
Простившись с хлебосольными хозяевами, испив воды из родника под Горой, мы двинулись на Юву, где нас ждала Роза – хозяйка эксклюзивной коллекции национальных костюмов и кукол. Здесь же нас встретил разновозрастный национальный ансамбль. Свои костюмы, язык, песни и танцы – это инструменты сохранения особого и удивительного мира – Мари! Мы подплясывали и подпевали, жалея, что не выучили хотя бы несколько строк на этом чудесном наречии.
Мы обещали вернуться сюда. Дорога назад быстра и легка согревающими нас воспоминаниями о пережитом…