Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Острый Тур. Поход-разведка

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! 

 

Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым. Ночь была тихая и ясная, по небу рассыпались звезды. Водитель спокойно вел нашу «мини-яхту», и спать было весьма приятно.

Два часа по кочкам

Рано утром прибыли к базе «Серебрянский камень», выгрузились, переоделись. На улице было тепло и таинственно. Свежий горный воздух предвещал приключения! Около 4 утра, как и договаривались, подъехали ребята на вахтовках и УАЗиках. Сегодня у них много работы – на Серебрянку приехала половина Екатеринбурга и других городов. Ну, а мы были самыми первыми клиентами по заброске.

Загрузились в «буханку», и водитель с ветерком помчал нас в дебри. Аж дух захватывало! Удивительно, как хорошо он ориентировался в поворотах лесных дорог. Вначале проехали асфальт до Кытлыма, свернули на грунтовку, ушли на Косьвинский камень. Потом – долго по лесу, брод через Тылай, брод через Косьву и заброшенный поселок Усть-Тыпыл. Там и выгрузились. Дорога заняла 2 часа по кочкам лесной дороги. Но в пути мы встретили чарующий яркий рассвет!

Выгрузившись на краю поселка в лесной сырой воздух, быстро собрались, перепаковали и распределили общественный груз. И уже через 7 минут мы бодро шагали по старой дороге, ведущей дальше в Пермский край, а нас – к поляне у Косьвы.

Минут за 30-40, не замечая пути из-за разговоров, дошли до стоянки у реки. Здесь бывают сплавщики и местные рыбаки-охотники. А теперь место заняли мы. Разбили лагерь на ровном месте среди кустов и развели на берегу костерок. Поставили готовиться завтрак. Глядя на еловый лес на том берегу, поднимающемся на горку Каменная, на чистейшую реку и наслаждаясь чистотой и тишиной, потрапезничали перед дорогой. Скажу я вам, что в такие моменты даже самая простая еда кажется царским обедом! Собрали снаряжение для восхождения и в 8:40 вышли из лагеря.

С этой стороны Конжак не знают

С первых шагов тайга дала понять, что просто не будет. Тропы начали попадаться только через километр, и то звериные, нам не по пути и легко теряющиеся. Каждый шаг давался с некоторым усилием, ведь нечасто приходится ходить по мхам, густым травам, вперемежку с поваленными деревьями.

Искать тропу между буреломами и кустами. Петлять, как заяц, выбирая кусты или поваленное дерево: продраться или перешагнуть. Впрочем, через полчаса уже вполне вошли в ритм и стало как-то полегче. А вот первый раз, посмотрев на навигатор, я был весьма удивлен цифрой в 150 метров вместо ощущаемых 800. А через километр встретили поистине великанское древо – огромный кедр, вызвавший крики удивления и восторга.

Кстати, лес очень красивый! Вначале было больше мха и папоротников, елей-кедров и сумрачной атмосферы таежного темнохвойного леса. Потом –рощицы березняка с разнотравьем и малиной, залитые солнцем, следы лосей и медведей, грибы.

Ближе к вершине лес поредел и появился папоротник по пояс высотой, сквозь который и земли не видно – ямка ли, пенек, приходилось идти на ощупь. Потом начался ощутимый подъем и большие поляны с видами на вершину. Ближе к верху травы обрели осенние краски – необычно и тревожно. Неужели лето закончилось?

Безветрие и жара вызывали потоки пота по телу, с нетерпением мы ожидали выхода на открытые продуваемые места.

Огромная поляна на отроге, истоптанная медведями, и травой выше головы. По примятой траве идти легче. Время от времени оповещаю зверей свистом, на голову постоянно падают семена трав, отодвигаемых мной. Тишь и осознание дикости места, кто еще тут и когда побывает? И когда был кто-то тут до нас?

Приближается курумник, на бугорке замечаем крупную спелую чернику. В атаку! Припали, как шальные, и минут 15 жадно объедали заросли. После нас как будто меньше и не стало, но ягодный голод слегка утолили. Пошли дальше, в надежде, что на вершине тоже могут быть ягоды. Буквально через 20 метров стало понятно, что ягод здесь до самого конца. Появилась голубика, брусника, малина – ели на ходу, иногда приседая у кустиков, ягоды которых казались особенно крупными. Ну как тут пройти мимо?!

И все-таки, наевшись, стали проходить мимо. Короткий подъем по курумнику – и мы наверху. Открылась вершина с плато, окружностью метров 300, и виды на Острый Тур, Ослянку, Конжаковско-Серебрянский массив. Благодать! Тут и ветерок обдувает, начали просыхать от пота. И солнышко греет, и виды сногсшибательные. Особенно приятен Конжак. С этой-то стороны его никто и не знает!

Некоторое время просто сидели лицом в сторону Конжака. Отдыхали от тяжелого подъема и любовались заслуженными видами, радовались погоде и ягодам, которые здесь, конечно же, тоже «колосились» в изобилии. Приятная вершинка – ровные плиты камней, островки ягеля с ягодками, очень уютно! И ни следа человека, за исключением триангулятора и бутылки с запиской.

Острый Тур действительно острый

Обедать решили на плато под вершиной – там виднелись скальные останцы. Решил их посмотреть, узнать, какие виды с них, да и от ветра надо спрятаться.

Обед приготовили на небольшом костре в камнях. Наблюдали, как на западе формируются грозовые тучи. Ясное небо начало потихоньку заволакивать. Над нами стали пролетать облака, бросая тень. Затягивать обед не стали –  времени уже 4 часа от начала старта прошло. Преодолели 5 километров, а впереди еще 4 км до Острого Тура и 4 км до лагеря. Надо успевать! В 14:30 вышли на путь к следующей вершине.

Вначале пошли напрямик от останцев, но, увидев крутой склон, скорректировали маршрут – пошли вдоль края плато на перевал между вершинами, где более пологий спуск и наименьший сброс высоты. Склон в этом месте был особенно красным, осенним – красота!

Ребята начали уже подуставать, а я начал прикидывать, как бы нам не по темноте возвращаться. Когда закончилась тундра и началась трава – прибавил темп. Так как я тропил и не мог физически передвигаться быстро, команда по тропе за мной вполне успевала. Немного «промазали», прошли мимо самого легкого спуска и вышли на крутой курумный склон. Пришлось спуститься в лес, где трава еще выше. Предвкушая новый сложный этап травохождения, внезапно вышел на верховое болото. Какой кайф! Низенькая трава и мхи позволили идти намного быстрее, легче и безопаснее, а воды в болоте почти не было. Зато была в изобилии морошка. Правда, после голубики и черники на нее уже никто особо смотреть не стал. Попробовали и пошли дальше.

Вдруг посреди болота, в 20 метрах от нас, раздался громкий хлюп и за ним еще один. Испугавшись медведя или лося, засвистели и закричали. С той стороны послышался треск деревьев и тишина. Осторожно пошли дальше, набрели на лужу с мутной водой. Среди деревьев видел мелькнувшее темное и высокое нечто. Я предположил, что лось провалился, его засосало в грязь, и он с хлюпом выбирался, когда мы его напугали криками. Вокруг полно лосиных следов – наверное, все-таки не медведь был.

Адреналин отхлынул, успокоились, пошли дальше. Уже показался сквозь деревья Острый Тур. Крутой подъем и в 18:00 мы на поляне перед скалами. Бросаем вещи, напиваемся воды и карабкаемся наверх. 10 минут подъема и Острый Тур открывает нам свои великолепные виды.

Во-первых, этот скальный гребень с крутыми склонами действительно острый! Во-вторых, внизу течет, извиваясь, Косьва, теряясь в дымке горизонта. А в-третьих, взгляд обратно проявляет тот самый красный склон Чердынского Камня! С этого ракурса он выглядит максимально ярко!

Кстати, Острый Тур – это самая южная вершина плато Кваркуш! Вогульский камень с него, конечно, не видно – очень далеко.

С паутиной на лице

На вершине дул сильный ветер, а со стороны Конжака стали доноситься раскаты грома. Поэтому мы спустились и двинули в сторону живописных останцев на краю горы. За ними оказался высокий и не менее живописный обрыв. Пройдя вдоль обрыва, нашли спуск с него и самый короткий путь к лагерю. У меня снова проснулся голод, поэтому, пробегая вперед и ожидая команду, успевал срывать пригоршни ягод и уплетать их.

Добрались до еще одних скал, уже среди леса. Пока их огибали, пошел дождь. К счастью, на нашем пути уже закончились скалы и камни. Остался спуск через лес. Десять минут спустя дождь закончился. Но лес уже безнадежно промок – пришлось до конца идти в дождевике, собирая на себя влагу с травы.

Спуск показался бесконечностью. Каждые полчаса я убеждался, что мы прошли в четыре раза меньше, чем ощущалось. Ноги налились свинцом и заплетались. Медленно идти получалось трудно – терял равновесие, не в силах удержать себя в вертикальном положении. Но и быстро идти не вариант – не бросишь же ребят. Лес как будто стал менее проходимым. Больше коряг и поваленных деревьев, пеньков и кустов, трава как будто гуще и больше цепляется за обувь.

 

Разговоры стихли, шли в давящей тишине. Пока на очередной остановке не стали смеяться над какой-то глупой шуткой. Тут настроение поднялось и ногам стало легче – понеслись быстро, стараясь добить оставшиеся километры. На лицо постоянно налипала паутина с веток, от усталости ее было трудно замечать, соответственно, по телу ползали залетные паучки, потом добавились мошки, брр!

Бесконечность спустя мы вышли на дорогу и, скинув дождевики, налегке преодолели оставшиеся 800 метров, созерцая покрасневшие закатные тучи.

А дальше: купание в реке, приготовление ужина в сгущающихся сумерках и радость от преодоления испытания и полностью осуществленных планов!

Утром над рекой висел туман. Выспались после такой нагрузки превосходно, сон был крепкий! Солнце сновал засияло и как-то тепло на душе, ощущение, что уже день третий пошел. Позавтракав, устремились обратно в Усть-Тыпыл навстречу заброске. Пришли за две минуты до установленного времени, и ровно в 10 часов за нами приехала «буханка».

И долгий путь домой…

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели