Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Существует множество различных спортивных дисциплин, в которых человек и собака должны взаимодействовать. Один из относительно новых видов спорта, на который я наткнулась, изучая статьи, советы и рекомендации, – каникросс.

Всё началось с того, что прошлой осенью я взяла щенка из приюта. Для меня, как и для любого человека, ведущего активный образ жизни, собака – это не просто питомец, которого достаточно вовремя кормить и выгуливать. Собака должна вписаться в жизненные планы, стать компаньоном, партнёром, с которым можно интересно и динамично проводить время, заниматься спортом и путешествовать. Но, когда смотришь на щенка-подростка, особенно, если это первая собака в твоей жизни, возникает закономерный вопрос – а как?

А вот как! Я нашла свой способ – каникросс, которым сегодня хочу поделиться с вами.

Что это за зверь такой и с чем его едят?

В смысле, откуда он взялся? Всё начиналось с ездовых собак, точнее, с индивидуальных тренировок каюров (погонщиков) с вожаками упряжки. Собака должна была тянуть тренера, стоящего на лыжах. Такие занятия стали проводить на регулярной основе, и постепенно они набирали популярность, пока не выделились в отдельный вид спорта – скиджоринг. Родиной первых соревнований по этой дисциплине в 1930 году стала Норвегия. Со временем к ней примкнули и другие страны, где не только увлеклись скиджорингом, но и тоже стали проводить масштабные соревнования.

 

Не отставал и Советский Союз, который сделал скиджоринг не общедоступной дисциплиной, а специальным обучением служебных собак в питомниках. Называлась подобная техника «буксировка лыжника».

А дальше… любой тренер, и человечий, и собачий, знает, что тренировки организму нужны круглый год, а не только в зимний период. Вот и начали практиковать бег с собакой по пересечённой местности. Спасибо молодому французскому ветеринарному врачу Жилю Перну. Так зародился каникросс.

 

В самое сердце

Этот вид спорта произвёл на меня сразу неизгладимое впечатление, хотя, признаюсь честно, бег я никогда не любила. Но здесь, благодаря связке с собакой, можно в разы увеличить скорость и побить все свои предыдущие личные рекорды бега. Пёс тянет тебя за собой с хорошей силой. Ощущения сравнимы местами с полётом. Однако почти сразу я поняла – чтобы бежать с собакой быстрее, чем без неё, нужно целенаправленно тренироваться вместе, потому что в этом спорте человек и зверь – одно целое, одна команда.

 

Важно, чтобы они могли чувствовать и слышать друг друга вовремя. Для удачного выступления требуется, помимо подготовки физической, полное взаимодействие и взаимное доверие.

 

Звезда в шоке

В этой дисциплине обычно бегают по пересечённой местности и грунтовым дорожкам. И для меня, как для фитнес-тренера в прошлом, это был психологически трудно преодолимый барьер. Во-первых, бежать по мокрой от росы или после дождя хвое – это совсем не то, что бежать по стадиону, с его ровным и чистым покрытием, или залу, или беговой дорожке. Во-вторых, ямы, овраги, кочки и грязь, постоянно встречающиеся на трассах, приводили меня в ужас. Судите сами – скорость значительно выше, чем при обычном беге, впереди овраг с липкой чёрной грязью, а мой пёс ещё не обучен команде, после которой он должен снизить скорость. Я не боялась испачкаться. Я в прямом смысле этого слова боялась умереть в этих канавах, разбиться об эти корни и получить сотрясение мозга (минимум), встретившись с сосной. После второй тренировки мой тренер посоветовал мне сменить кроссовки! Это действительно помогло!

По лесу и лесопаркам бегают не случайно – асфальт или манежное покрытие могут травмировать лапы собак. Вскоре и я привыкла к этому, и однажды, пробегая по лесу, ощутила его запах, увидела его красоту, яркие краски. Так, будто шла по этой тропинке прогулочным шагом, а не неслась вперёд с приличной скоростью, которую обеспечивал мой мохнатый партнёр.

 

Снаряжение

В любом спорте требуется наличие специальной амуниции. Есть такое снаряжение и в каникроссе. Безобидный на первый взгляд бег может быть довольно травматичным, если не уделить внимание подготовке.

Итак, на лесных подиумах модели «человек и его питомец» выступают в костюмах от кутюр, состоящих из шлеи, потяга и пояса. Но обо всём по порядку.

Шлея. Именно конструкция ездовой шлеи обеспечивает равномерное распределение нагрузки на позвоночник собаки и весь скелет в целом. Ни в коем случае не используйте для беговых тренировок обычную прогулочную шлейку!

 

Потяг – это важное связующее звено между человеком и животным во время бега. Специальная система амортизации потяга позволяет избежать травм позвоночника двуногому и четвероногому во время начала движения и при резких рывках на треке.

Пояс. Широкий (7-10 см), многослойный, но мягкий. Он должен сидеть достаточно плотно на бёдрах человека, но не в обтяжку, чтобы не стеснять движений. Мне его конструкция чем-то напомнила скалолазную «беседку», однако пояс для каникросса категорически нельзя носить на талии, во избежание травмирования позвоночника. На поясе расположено безопасное крепление, которое должно легко отстёгиваться, на тот случай, если собака стала неуправляемой или бежит не туда (в ту самую пресловутую сосну, сотрясения мозга о которую я так боюсь).

 

Как с цепи сорвались

Что будет, если хорошо тренированный легкоатлет встанет в пару с такой же быстрой и выносливой собакой? Побьют ли они все мыслимые и немыслимые рекорды? А вот и не обязательно!

Эта парочка может запросто «продуть» забег, потому что собака должна многое уметь, а человек уметь управлять этой собакой. Бег здесь немного другой, да и бегун не может сконцентрироваться только на движениях своего тела и отключить голову, ведь он должен отдавать команды своему четвероногому напарнику. (Даже самая физически развитая и мощная собака без специальной подготовки может запросто пойти нюхать цветочки, вместо того, чтобы тянуть вас к финишу.)

 

Научить собаку тянуть – навык, над которым придется поработать. Скорее всего, опыт «тягания» человека на поводке во время прогулки у нее уже есть, и это не то умение, которое приветствуется хозяевами. Поэтому четко разграничивайте прогулки и забеги: всегда пользуйтесь разными ошейниками и экипировкой.

Хороший способ контролировать режимы «мы просто гуляем» и «давай, побежали» – пользоваться шлейкой для бега. В первом случае шлейка не надевается и собака точно знает, что это прогулка и отдых, во втором – вы на тренировке.

Ваша задача на будущее – научить напарника базовым голосовым командам «вправо», «влево», «вперед» и «стоп».

 

Лапа за лапой

Признаюсь честно, наверное, я и сегодня только читала бы о каникроссе и смотрела красивые фото, если бы не нашла для нашей с псом пары хорошего тренера. Теперь пёс прекрасно проходит трек на «голосовом управлении». И да, впереди у нас с ним ещё немало зон для роста, но всё это преодолимо, благодаря прекрасному наставнику.

 

Наш инструктор – опытный тренер, один из отцов-основателей тренировочного клуба по ездовому спорту «Оставь след» в Екатеринбурге, Дмитрий Пархайтинов. 2 спортивный разряд ЕС (ездовой спорт), спортивный судья 2 категории по ЕС, в ездовом спорте более 8 лет, участник и призёр многих соревнований в Уральском округе, автор собственной методики тренировки собак.

– Дима, а какая часть истории зарождения каникросса у тебя самая любимая?

– Начнём издалека. Изначально ездовые племенные собаки жили на северах. И выполняли свои непосредственные функции – то есть перевозили грузы и человека из точки А в точку Б. В каждом регионе были свои особенности и свои собаки. Например, наш Уральский север – это самоедские собаки, выше Якутские севера – это сибирские хаски, дальше чукотские лайки, аляскинские маламуты, гренландские лайки, карело-финские лайки – то есть на каждой территории, в каждой местности были свои аборигенные (выведенные) собаки, которые жили в племенах и помогали людям в выполнении бытовых задач.

 

На Аляске сейчас проходит крупнейшая ежегодная гонка на собачьих упряжках, которая называется Iditarod Trail Sled Dog Race (Iditarod, Айдитарод). Она создана в память и по следам Великой гонки Милосердия 1925 года, когда в город Ном на Аляске, поражённый эпидемией дифтерии и находившийся под угрозой полной гибели населения, доставили партию противодифтерийной сыворотки. Другого способа быстро доставить лекарство в труднодоступный город не было. 20 погонщиков, управлявших нартами, запряжёнными 150 ездовыми собаками, с максимально возможной скоростью везли жизненно важный груз. По мере того как упряжки по разным причинам выбывали из строя, ящик с сывороткой перегружали на оставшиеся на ходу упряжки. Расстояние от порта Сьюард до Нома, равное 1085 км, эстафета преодолела за 5 с половиной суток. Это был настоящий подвиг собак и каюров.

Но дальше, с ростом цивилизации, технологий, способствующих распространению информации и т.д., необходимость в ездовых собаках снизилась. На Кольском полуострове, например, нашли нефть и газ. И племена, населявшие его, оттуда разогнали. А собак-самоедов истребили практически всех. Часть из них была вывезена в Европу и Америку, но ездовое собаководство на данной территории окончательно пропало.

А потом пришло время, когда информация стала распространяться с безумной скоростью и появились романтики, которые захотели встать в упряжку и отправиться в закат.

Аляскинская гонка – как раз пример этого.

Дистанция сверхдлинная, сравнимая с ультрамарафоном, соответственно, нужны тренировки.

И самое первое, с чего всё начинается, – это каникросс. То есть когда происходит непосредственно индивидуальная работа с собакой, со-настройка с ней. Для четвероногого друга это также хорошая щадящая нагрузка. Как для молодого, так и для того, кто три года лежал на диване. Такого с ходу в упряжку не поставишь, он никуда не побежит! Поэтому всё начинается с каникросса.

 

Да даже опытные собаки, с которыми мы занимаемся в нашем клубе и на лыжах зимой, и на велосипеде летом, в межсезонье, или, когда недостаточно снега, активно практикуем просто бег в паре с человеком. Это такая дополнительная дисциплина, которая помогает воспитывать псов, если другие, более скоростные виды не подходят или недоступны.

– Кстати, о псах. Я читала, будто собаки думают на протяжении всей трассы, простраивают траекторию бега в своей голове. Так ли это

– У меня есть что сказать по этому поводу. На официальных соревнованиях просмотр трасс с собакой запрещён. Человек может посмотреть, куда и как ему бежать (или ехать) придётся, а пушистым спортсменам, оставляющим метки, этого делать нельзя. И считается, что собака должна читать маршрут с «листа». Все трассы на соревнованиях размечены ездовыми знаками. Круг, квадрат, треугольник. Круг – поворот, квадрат – движение прямо, треугольник – внимание (возможна опасность). Со временем и опытом, я заметил по своему псу, что, когда он видит вешку с круглым знаком, он старается её оббежать и повернуть. Квадрат же, например, он проходит прямо. То есть, когда мы проходим круглый знак (знак ставится за 20 метров до развилки, по той стороне, куда нужно совершить поворот), он начинает поворачивать ещё до моей команды. Кажется, собака молодец, интуитивно «читает» путь, но это происходит всегда и безошибочно.

А вот недавно был хороший, подтверждающий теорию случай. Шла гонка, на которой разметку произвели немного неправильными знаками – круглый знак, обозначающий поворот, должен быть действительно круглым! А там на поворотах стояли квадраты, внутри которых был нарисован круг.

И перед награждением наши бывалые ребята стояли и обсуждали заколдованные повороты, перед которыми собаки «тупили». Не слышали команд и пытались пробежать прямо. Хорошее подтверждение гипотезы о том, что четвероногие читают знаки.

У моего пса на незнакомых трассах замечена одна реакция – мы подбегаем к перекрёстку без знака, и он заблаговременно начинает поворачивать голову, оборачиваться на тебя, ожидая подсказки – куда бежим? То есть он видит развилку и понимает, что он должен что-то сделать.

 

Ещё про трассу – собаки режут углы. Отсюда вывод: видя поворот, он в голове обдумывает и, если траектория просматривается, угол «срезает». К этому нужно быть готовым. Всегда смотрим внутренний радиус на предмет деревьев, чтобы избежать встречи с ними на скорости.

То есть да, собака бежит, думает, «читает»!

– А если наш читатель, у которого уже есть собака, захочет попробовать поканикроссить? Но при этом на диване у него не хаски, не лайка, не самоед, а неопределённого вида «крокодил»?

– Всё просто: обращаемся в клуб к ребятам, которые занимаются каким-то из видов ездового спорта, пробуем, смотрим на «крокодила» и определяем его перспективы. Если «крокодил» породы мопс или бульдог, им, вероятно, лучше дальше сидеть на диване, потому что система дыхания этих пород для такого спорта не подходит. Большим, грузным, ширококостным ребятам типа мастифов, тоже бегать будет тяжело. Но в целом, если сам активный и любишь бегать и собачка перед тобой бежит вперёд и под ногами не мешается, то это хороший дуэт. Почему нет? Главное, чтобы пёс бежал впереди, а не сбоку или сзади где-то.

 

Берём, пробуем на короткие дистанции, в команде, с хозяином, с другим человеком и находим подход! Если лапы, суставы, дыхательная и сердечно-сосудистая системы позволяют – то можно бежать!

– Мы с тобой знаем, что ездовой спорт – лучший! А как доказать это читателю?

– Надо просто прийти и попробовать пробежать!

– Хорошо. А какой режим тренировок ты рекомендуешь? И когда будет результат?

– 2-3 раза в неделю вполне достаточно. Обычно при такой интенсивности хватает трёх месяцев, чтобы у собаки включился мозг и она поняла основные принципы.

Но есть такая формула: то количество, которое мы потренировались с собакой, нужно умножить на 3, и потренировать себя, чтобы соответствовать!

Возможно, увлекательный и азартный каникросс станет и вашим фаворитом в мире спорта. Двигайтесь, путешествуйте, выбирайте себе дорогу по душе!

 

Помимо каникросса, в ездовом спорте есть и другие похожие бесснежные дисциплины (драйленд):

Картинг – гонки собачьих упряжек с тележками, в которых находится человек или другой груз;

Байк-джоринг – гонки велосипедистов с собакой;

Дог-скутеринг – гонки спортсменов на специальном самокате с собаками.

 

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели