Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Воспоминания о малой родине

В прошлом году мы с моим братом Вячеславом решили установить памятный знак к 100-летию со дня рождения нашего дяди, лейтенанта Андрея Степановича Смольникова, пропавшего без вести в июне 1941 года. Родом он был из небольшой деревеньки, с забавным на первый взгляд названием – Пирожки, что стояла когда-то в Каргапольском районе Курганской области. 

Пшеничное поле. Вид на Пирожки и Колмогорову

Мероприятие с участием официальных и должностных лиц, представителей общественных организаций района прошло на кладбище соседней деревни Мишагина, где похоронены многие наши родственники по линии Смольниковых. Накануне в каргапольском храме Покрова Пресвятой Богородицы состоялось заочное отпевание Андрея. А непосредственно на кладбище отец Михаил (Тихонов) отслужил панихиду по усопшему воину.

Страница рукописи С.И. Колмогорова

 

В тот день один из родственников передал мне тонкую ученическую тетрадь с написанными от руки воспоминаниями уже ушедшего из жизни Степана Ивановича Колмогорова о ныне несуществующей деревне Пирожки. Я долго не знал, что мне делать с этой тетрадью. Сначала показалось – ничего особенного в содержании нет. Но потом мнение моё стало меняться. Подкупало желание пожилого человека успеть оставить память о своей малой родине, о родных и соседях, проживших порой сложную, порой простую, по-своему интересную жизнь. Бесхитростные строчки, раскрывающие страницы истории типичной зауральской деревни.

Пирожки, 1960-е годы

 

В конце концов, набрал текст на компьютере, внёс минимальную правку (она коснулась компоновки, но не содержания и стиля повествования) и, снабдив материал своими иллюстрациями, предложил его редакции «Уральского следопыта»... (Владимир Струганов, краевед, г. Лесной.)

Вид на Пирожки и Колмогорову со стороны борков

 

Деревня Пирожки образовалась в начале XIX века. Некогда она входила в состав Осиновской волости Шадринского уезда Пермской губернии. После революции стала частью созданной Уральской области с центром в городе Свердловске. Где-то в 30-х годах прошлого века из Уральской области выделили Свердловскую, Челябинскую и Пермскую. А в 1943-м из Челябинской выделили Курганскую область, куда вошли и Пирожки.

 

В окрестностях Таловой

Деревня наша располагалась на правом берегу реки Исеть (приток Тобола), точнее – на берегу её старицы, под названием Таловая.

Одна из стариц Исети

 

В окрестностях имелось много небольших озёр: Штанное, Андреевское, Пирожок, Долгое, Берёзовое и др. Луга вокруг тоже имели названия: Широкий, Мокрида, Подвалка, Дол. Свои местные народные названия носили и леса: Первые, Вторые и Третьи борки, Елькин сад, лес Васьки Грилина, Хабаров лог, Дуброва, Подвалка и др.

Между Пирожками и Колмогоровой. Ковыль

 

Ближайший лес – Подвалка – стоял к югу от Пирожков, на крутой горе и был любимым местом гуляния молодёжи. Здесь росло много черёмухи, боярышника, шиповника. Внизу, под горой, – несколько родников с холодной и чистой водой. Зимой Подвалка служила местом катания на лыжах и санках для деревенских ребятишек.

 

В составе колхоза

Наибольший расцвет деревни падает на предвоенные и послевоенные годы. В 30-е годы в Пирожках организовали колхоз «Красноувалец», просуществовавший до 1955 года. После укрупнения колхозов «Красноувалец» вошёл в состав колхоза «Память Ленина», впоследствии – в колхоз имени Калинина. В Пирожках было чуть более 50 дворов, проживало около 240 жителей.

Пелагея Смольникова со старшими сыновьями. Пирожки, 1919 г.

 

Интересно отметить, что фамилию Колмогоровы носили 27 семей, Авдеевы – 10, Смольниковы – 8,  Агапитовы – 2, Юркины – 1, Уфимцевы – 1. В каждой семье в среднем имелось по 5 детей.

Есть сведения, что деревню Пирожки, как и сопредельные с нею Мишагину и Колмогорову, основали переселенцы-старообрядцы из-под Холмогор Архангельской области, когда они бежали, чтобы сохранить свою веру. Сторонники этой веры, так называемые двоедане, вели свой уклад жизни, у них были свои молельные дома, свои обряды, свои кладбища. Староверы в Пирожках проживали вплоть до 1960-х годов.

 

Праздники нового времени

Расскажу о некоторых моментах из жизни жителей деревни тех далёких лет. Например, о праздновании новых для народа в 30-40-е годы праздников 1 мая и 7 ноября.  В дни праздника все жители, а особенно молодёжь, собирались с флагами, портретами вождей, плакатами возле конторы. Был небольшой митинг, а дальше все выстраивались в колонну и шли в деревню Мишагина или в Колмогорову. Там встречались, общались, был концерт, выступления. Затем все вместе двигались обратно, пели песни, частушки под гармошку. Гармонистов в деревне всегда было много, иногда играли 5-6 гармошек.

Пирожовцы, конец 1930-х

 

Например, у нас в семье мы с братом Александром играли на гармошках, причём у каждого была своя. Брат Павел играл на баяне, сестра Валентина – на балалайке. И так – с песнями, шутками – приходили обратно в Пирожки. А там уже в колхозной столовой были накрыты столы, всех ждал праздничный обед. Веселье продолжалось до вечера. Праздновали все: от мала до велика. Такие события запомнились на всю жизнь.

 

Исеть – река судоходная

В Пирожках каждое лето создавались бригады из молодых парней для работы на водном транспорте. Да, представьте себе, что река Исеть была судоходной! Ведь, чтобы перевозить грузы, нужен транспорт, а автомашин в то время почти не было, поэтому грузы сплавляли по реке.

На краю поля

 

Наш участок был от Шадринска до Мехонки. Работали мы на больших лодках, способных вместить до 15 человек. Нашей задачей было ставить вешки, бакены, столбы, знаки. Всё это необходимо для того, чтобы указывать капитану катера безопасную дорогу, минуя отмели, островки, заторы. Грузы перевозились самые разные: это и зерно, и топливо, и лес. Со мной в бригаде работали мой друг Смольников Андрей и мой брат Павел. Одновременно мы выполняли функции гребцов, готовили еду, ловили рыбу. Дойдя до Мехонки, сдавали вахту другой команде, а те уже плыли дальше, до Тобола и Иртыша. Платили нам неплохо, и к очередному учебному году мы зарабатывали себе на одежду, обувь, а остальное отдавали родителям.

Неводильщики

 

Готов к труду и обороне!

В довоенное время в Пирожках не было ни радио, ни электричества. В 1938 году в семье односельчанина Ивана Спиридоновича появился первый радиоприёмник. Вся деревня приходила слушать последние известия, передачи, песни. Никто не верил, что такое возможно, все считали это каким-то чудом. Мужики осматривали приёмник со всех сторон, заглядывали внутрь, считая, что кто-то там сидит и говорит. Бабы крестились и не пускали ребятишек слушать, считая, что это всё нечистая сила.
Ещё большим событием и чудом было кино. Кино привозили из района, оно было без звука, немым. Киномеханик читал вслух текст, слова героев фильма. Чтобы посмотреть фильм, нужно было вручную крутить «динамо», которое давало ток. Обычно рукоятку крутили те ребята, у кого не было денег на билет. Самыми интересными были картины на военные темы: «Мы из Кронштадта», «Броненосец Потёмкин», «Чапаев», «Трактористы» и др. Смотрели мы эти фильмы по нескольку раз. Сначала их показывали в Мишагиной, затем в Пирожках, а после – в Колмогоровой. Мы успевали посмотреть везде. Молодёжь подражала героям из кино. Говорили их словами, старались одеваться, как они, пели песни, звучавшие в картинах.

Закат над полем

 

Любимые фильмы воспитывали в нас патриотизм, веру в добро, в свою страну. Мы, дети довоенного поколения, все были патриотами. В школе сдавали нормы ГТО (готов к труду и обороне). Почти у каждого старшеклассника был значок «Ворошиловский стрелок». Всё это пригодилось нам на фронтах Великой Отечественной войны. Молодёжь того времени была более выносливой, физически и морально стойкой, приученной к любому физическому труду.

 

Через годы и войны

С момента возникновения деревни её жители участвовали в большинстве войн, которые вела Россия. Об участии их в Крымской войне 1853-1856 года мне ничего не известно. А вот в войне с Турцией 1877-1878 годов мои земляки участие точно принимали. Это, к примеру, мой дед, Колмогоров Яков Маркелович, и его односельчанин Смольников Ефим. В русско-японской войне 1904 года воевал Воронин Егор Васильевич, попавший потом к японцам в плен.

Лесной хмель

 

В Первой мировой участвовали мой дядя Василий Яковлевич и его друг Фадей Астафьевич. Оба были ранены в ноги и до конца дней своих оставались хромыми. В той войне принимал участие и мой отец – Колмогоров Иван Яковлевич. Призвали его в 1914 году. Провоевав год, он попал в плен, где пробыл три года. Было это возле города Штутгарта. Отношение к пленным в то время было вполне гуманным, им даже разрешалось писать письма домой. Отца взял к себе на работу один богатый фермер. У него, ухаживая за животными, отец обучился основам ветеринарии. Это пригодилось ему в будущей жизни, когда он вернулся на Родину. До конца своих дней отец трудился ветеринаром и заведующим фермой. Несколько моих земляков воевали в Гражданскую войну. Но пирожовским мужикам совсем не хотелось воевать ни за красных, ни за белых. Они скрывались от мобилизации в лесах и на лугах за рекой Исеть.

На лугу

 

Великая Отечественная

Об участии жителей Пирожков в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов я имею более точные сведения. Многих ребят призвали в армию перед самой войной. Она застала их во время службы. Это и мой родной брат Михаил, призванный в 1939 году, и мой близкий друг Андрей Степанович Смольников, росший без отца. Андрей учился в Усть-Миасской 7-летней школе. Весной 1941-го окончил Свердловское военное училище и в звании лейтенанта был направлен служить на западную границу. Погиб он в самые первые дни боёв за Родину.

У поклонного креста на месте бывшей д. Пирожки

 

Из Пирожков на фронт ушли 54 человека. Из них 24 были холостыми ребятами, в т.ч. две девушки – Мария и Таисья. У многих моих односельчан на фронт отправились трое и более детей. К примеру, семья Акима Дмитриевича Колмогорова проводила шестерых! Из ушедших на фронт пирожковцев погибло 37 человек. Места захоронений в большинстве своём неизвестны. Неизвестно, где погиб и мой старший брат Александр.

 

Михаил Колмогоров

Расскажу ещё об одном своём брате, Михаиле Ивановиче Колмогорове, участнике Отечественной войны, прослужившем 47 лет и дослужившемся до полковника. Родился он в 1920 году. После окончания Осиновской семилетки поступил в Шадринский сельхозтехникум. В 1939-м начал работать зоотехником в Покровском районе Челябинской области, откуда и был призван в армию. Потому в Каргапольском райвоенкомате данных о нём нет. Но в Книге Памяти указано: «Колмогоров Михаил Иванович, род. в 1920 г., военнослужащий. Полковник. Награждён двумя орденами «Красной звезды», тремя орденами «Отечественной войны», многими медалями. Умер в 1986 г.».

Службу Михаил начинал в военном городке Красная Речка, что недалеко от Хабаровска. Здесь его и застала весть о начале войны. Рядом, через пограничную реку Уссури, находилась враждебная нам Япония. В том же году брат окончил танковое военное училище. Он многократно обращался с рапортами об отправке на фронт, но ему отвечали: дескать, придёт время, отправят и без рапорта. Командование знало, что рядом стоит миллионная японская армия, готовая в любой момент напасть на Советский Союз.
И вот в сентябре 1944 года Михаил на фронте, в должности командира танка механизированного корпуса, которым командовал генерал Лелюшенко. Брат участвует в боях за освобождение Будапешта, в уничтожении группировки врага в районе озера Балатон. Потом – бои в Чехословакии, освобождение Праги. Последний бой состоялся 10 мая 1945 года.

Поклонный крест на месте бывшей д. Пирожки

 

Великую Отечественную Михаил закончил в должности начальника штаба танкового батальона. Далее вместе со своим батальоном его отправляют на Дальний Восток, воевать с японцами. После брат служил в Китае, Эстонии, в немецком Потсдаме (пригород Берлина), в Ленинграде. В последние годы проходил службу в Уральском военном округе, где неоднократно встречался с Г.К. Жуковым. Умер в возрасте 66 лет.

 

Выбор пути

Хочется отметить, что мои земляки-пирожковцы всегда стремились к знаниям. В деревне не было своей школы, и дети пешком ходили в начальную школу соседней деревни Колмогорова, затем – за 7-8 км в среднюю школу села Осиновского. Некоторые учились в Каргаполье или в селе Усть-Миасском.

Вид на Пирожки и Колмогорову со стороны борков

 

В любые морозы занятия не отменялись. Одежды, обуви не было. Порой приходилось учиться по очереди. У нас с братом Павлом были одни сапоги на двоих. Отец решил так: пока я буду работать в колхозе, Павел в моих сапогах будет учиться. И вот после 7-го класса я пас лошадей, коров, овец, работал на уборке урожая, чтобы заработать себе на одежду и обувь. Год учёбы пропустил, но заработал не только на одежду. Отец купил мне ещё ружьё и гармошку. И я снова продолжил учёбу в школе. В семье у нас одновременно училось четверо детей. Родители как могли помогали, убеждая, что надо обязательно получать образование, профессию.

После ранения я в 1943 году вернулся домой и сразу поступил в Шадринский учительский институт по специальности «учитель истории». В то время наш институт давал неполное высшее образование. В 1956-м заочно окончил Курганский пединститут, по той же специальности. В те годы я работал директором Усть-Миасской 7-летней школы. Мой брат Павел окончил Шадринский сельхозтехникум по специальности «агроном». Сестра Валентина тоже окончила этот техникум, по специальности «зоотехник», и до пенсии работала в колхозе «Память Ленина».

Вот ещё некоторые имена и фамилии моих земляков-пирожковцев, получивших образование и достойно служивших Родине. Авдеев Ерофим Иванович, 1916 года рождения, после Тюменского сельхозтехникума работал директором совхоза в Краснодарском крае. Колмогоров Иван Фёдорович, 1922 года рождения, окончил Уральский политехнический институт, работал старшим инженером на Уралмаше. Брагина Нина Васильевна, 1924 года рождения, окончила Шадринский пединститут, работала учителем математики в Осиновской школе. Авдеев Герасим Иванович, 1925 года рождения, участник Великой Отечественной войны, окончил Курганский машиностроительный институт, работал главным конструктором Курганского машзавода,  лауреат Государственной премии.

Придорожный указатель

 

Из более молодых – Уфимцев Афанасий Сергеевич, 1946 года рождения, после окончания Шадринского сельхозтехникума работал в Каргапольском зерносовхозе, был председателем сельсовета в посёлке Майский. Его сын, Уфимцев Сергей Афанасьевич, окончив политехнический институт в Свердловске, работал в Шадринске в системе «Уралэнергомонтаж». Агапитов Георгий Григорьевич, 1965 года рождения, окончив Курганский сельхозинститут, работал главным агрономом в Ольховском совхозе Шадринского района.

 

Вместо эпилога

Вот небольшая часть моих воспоминаний о малой родине.

Сенокосная пора

 

Да, деревня исчезла с лица земли, но скольких граждан России она родила, вырастила, воспитала! Мои односельчане живут в разных уголках страны, но все они помнят о своей малой родине, о своих предках, и эта память должна жить.

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели