Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Под кодовым названием "Лесхоз"

Старшее поколение лесничан помнит о существовании в окрестностях Лесного небольшого военного городка-посёлка, именуемого в народе «51-й». Городка нет уже более двух десятилетий. С ним, похоже, канули в Лету и многие факты его биографии. 

 

Поселковый пруд. 2011

 

Секретность объекта ко многому обязывала жителей. Потому и воспоминания немногочисленны, и фотоархив невелик.  В текущем году населённому пункту с названием «51-й квартал», о котором до сих пор ходит немало слухов, исполнилось бы 70 лет. Теперь мы можем лишь помянуть уже несуществующий объект. А как же он возник?

Появление этого военного городка непосредственно связано с историей города Лесной. Официальной датой рождения Лесного (прежде – База-9, затем Свердловск-45) считается 19 июня 1947 года, когда вышло Постановление Совета Министров СССР, коим в районе Нижней Туры утверждалась площадка на предмет строительства здесь завода № 814 по электромагнитному разделению изотопов. В первую очередь – урана-235 и лития-6. Они были необходимы для создания атомного оружия. Важнейшую государственную задачу выполнили.

Корпус боеголовки. Экспонат учебно-выставочного центра комбината Электрохимприбор

 

Но в сентябре 1951-го правительство страны решило изменить профиль предприятия, а заодно – и назначение строящегося в 7 км от него объекта «Гора». На их основе создали завод № 418 по серийному изготовлению атомных бомб. Вот тут и начинается история упомянутого военного городка.
В 1952 году в 16 км от Базы-9 началось строительство сверхсекретного объекта под кодовым названием «Лесхоз». Его возникновение и задачи были тесно связаны с «Базой-9» и объектом «Гора» в посёлке Горный.

 

На окраине посёлка. 2011

 

Курировавший выполнение советского атомного проекта заместитель Председателя Совета министров СССР Лаврентий Павлович Берия требовал завершить строительство объекта в течение года. Однако решение задачи осложнялось недостаточной механизацией и значительной удалённостью площадки от Базы-9. Не забудем – здесь была глухая тайга. На место несколько раз приезжал ближайший соратник Берии, генерал-лейтенант госбезопасности Павел Мешик.

Вход в спецобъект.

Возводился так называемый «Лесхоз», как и Свердловск-45, преимущественно руками военных строителей и заключённых исправительно-трудового лагеря строительства № 1418 (с 1949 года – ИТЛ строительства № 514, а с 1953 года – Красногорский ИТЛ) в количестве до 1000 человек. Начинали с прокладки многокилометровой бетонной дороги, на которой было задействовано несколько бригад женщин из числа заключённых.

 

2022-06 Под кодовым названием «Лесхоз» Хроника секретного объекта
Спецобъект в тайге

 

 «Лесхоз» являлся одной из центральных баз хранения (ЦБХ) ядерного оружия в СССР. По сути, арсеналом, откуда боеприпасы поступали в закреплённые за ним войсковые базы хранения. Закладка боеприпасов на хранение началась в 1954 году, когда строительство отдельных надземных и подземных хранилищ ещё продолжалось. Толщина железобетонных стен складов доходила до четырёх и более метров,  они могли выдержать ненаправленный ядерный взрыв.

 

Спецобъект в тайге

 

Параллельно строился жилой посёлок воинской части № 32136 (40274), занимавшейся хранением, сборкой и обслуживанием произведённых на заводе № 418 специзделий.

 

Здание бывшего штаба воинской части № 32136. 2001 год

В СССР ядерные боеприпасы с заводов-изготовителей поступали на первых порах в разобранном виде. На ЦБХ проводилась проверка их составных частей, а затем – монтаж в корпус.  Начиная со второй половины 1957 года, когда центральные базы хранения стали передаваться в подчинение Минобороны, наладили складирование изделий в более высокой готовности.

 

Ещё один заброшенный объект в тайге…

Посёлок лишь формально считался частью Свердловска-45, так как относились эти населённые пункты всё же к разным ведомствам: Свердловск-45 – к Минсредмашу, а «Лесхоз» – к Министерству обороны СССР. Въезд сюда осуществлялся по специальным пропускам, отличным от пропусков в Свердловск-45. Скорее, это были поселения-спутники. Поселковые автобусы, встречавшие пассажиров курсировавшего когда-то сообщением Свердловск – Нижняя Тура фирменного поезда «Уралочка», приходили на железнодорожную станцию, соблюдая конспирацию – с табличкой «Лесхоз».

Другое своё название, закрепившееся в обиходе, «51-й квартал» этот населённый пункт получил по номеру здешнего участка лесного хозяйства. Располагался военный городок у границы между Свердловской областью и Пермским краем, на левом берегу извилистой и маловодной речушки Чёрная (правого притока р. Большая Именная, впадающей в Туру). Это был своеобразный анклав на территории Нижнетуринского района. По свидетельству бывших жителей, на правом берегу речки Чёрная, вниз по течению, когда-то стоял лагерь заключённых. Там же находилось и кладбище, где похоронены те, кто строил посёлок.

Поселковая баня и котельная. 2001

Жизнь на 51-м была довольно обеспеченной и комфортной.  Как и Свердловск-45, он по советским меркам прекрасно снабжался товарами. Здесь имелись все необходимые для жизни людей службы и учреждения: почтовое отделение, медпункт, детский сад и ясли, библиотека, баня, прачечная, продуктовый и промтоварный магазины. Работала школа-восьмилетка, которую впоследствии, правда, сократили до начальной. Поселковый Дом офицеров являлся местом проведения собраний и праздников. (фото 4., 2.1.) В нём демонстрировались кинофильмы, работали разнообразные кружки.

Дом офицеров

Управление посёлком осуществлял командир части в звании генерал-майора. Большинство личного состава составляли офицеры. Лишь в автороте служили солдаты-сверхсрочники. Наряду с военнослужащими на 51-м проживали и семьи вольнонаёмных (гражданских) лиц. Из-за строжайшего режима секретности выезд вольнонаёмных даже в Свердловск-45 без письменного разрешения командира части был невозможен.

 

Построение перед парадом

Говоря об улицах 51-го, бывшие жители упоминают одну единственную – Гвардейскую, указывая, что к ней «привязывались» все строения посёлка.

 

51-й (Лесхоз), ул. Гвардейская. 1980-е годы

 

Уже позднее, исключительно в связи с перенумерацией, добавились новые названия: Центральная, Тихая, Парковая улицы и Солнечный проезд. Дома – преимущественно двухэтажные, характерные для типовой застройки 40-50-х годов прошлого века. На Парковой стояли три индивидуальных коттеджа: командира части, начальника политотдела и гостевой.

 

Возле одного из коттеджей. 1960-е

К 1970 году число военных в городке существенно сократили. Оставался отдел с инженерной и авторотой. При этом использовалось единственное подземное хранилище, где держали заряды для утилизации.
В 1980-х директор комбината «Электрохимприбор» в Свердловске-45 А.И. Галин обнародовал планы по созданию в 51-м квартале завода кинескопов. Предполагалось даже пустить туда скоростную электричку. Однако намерения по дальнейшему развитию посёлка так и не исполнились. В период рыночных реформ, глубокого экономического и политического кризиса, приведшего к развалу СССР, воинскую часть отсюда вывели окончательно.

 

Бывшая казарма

Оказавшись без финансирования, населённый пункт начал стремительно хиреть. На пустующих площадях в это время стали возникать частные предприятия. Одно из успешных – ТОО «Элмопровод» по производству медной проволоки. Предприятие просуществовало около десяти лет (официально ликвидировано в 2003-м).

Офицеры военной части 32136, ветераны Великой Отечественной. 1960-е

Лишившись статуса закрытой территории Министерства обороны, после безуспешных попыток продать свою недвижимость, посёлок отошёл к Нижней Туре. Командиром части и одновременно командиром гарнизона тогда являлся генерал-майор Крыжов (до него командирами части являлись генералы Филиппов, Старостин и др.). Руководство Нижнетуринской ГРЭС всерьёз намеревалось открыть на территории бывшего военного городка кирпичный завод. Ведь в округе большие запасы глины. Но вскоре посёлок передали городу Свердловск-45, получившему имя «Лесной» и статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО).

 

Поселковый пруд. 2011

  Администрация Лесного лелеяла надежду превратить удалённый 51-й квартал, с его речушкой и прудом, в «маленькую Швейцарию». В конце концов, городская Дума признала посёлок неперспективным. На состоявшемся 5 августа 1998 года заседании рассматривался вопрос об утверждении программы переселения людей. В 2002 году отселение жителей завершилось, и населённый пункт «51-й квартал» (Лесхоз) прекратил существование.

 

Бывший магазин


Спустя годы брошенные на территории 51 квартала капитальные строения превратились в руины. Теперь вблизи развалин обитают исключительно немногочисленные дачники. В окрестной тайге, под землёй и на поверхности можно обнаружить остовы мощных железобетонных сооружений, где иногда орудуют заезжие сталкеры и диггеры.
Нет уютного городка, нет воинской части, нет секретных складов… Но название «51-й квартал» по-прежнему используется в бытовом общении жителей Лесного.

перед Домом офицеров. Конец 1950-х.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели