Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Еще совсем недавно важной составляющей горного туризма и альпинизма были контрольные записки. Наши родители и старшие товарищи помнят, как бережно оставлялись донесения в укромных местах на вершинах гор и седловинах перевалов, поэтому еще их называют перевальными.

Записка на Нургуше

В них указывалась информация о группе, маршруте, дате и прохождении. Туристы оставляли свой листок, а старый забирали и уносили с собой, чтобы предоставить его на защите походного отчета. Сейчас, с развитием прогресса, необходимости подтверждать прохождение маршрута таким образом нет. У каждого в кармане смартфон с камерой, и при наличии устойчивой мобильной связи все восхождение можно транслировать в прямом эфире. И, несмотря ни на что, традиция все ещё жива, но уже без сугубо практических целей. Ведь это приятно – получить весточку от незнакомых людей, побывавших здесь ранее, и передать привет следующим.

Послание от Максима

В октябре я решил сходить в поход по Южному Уралу. В первой части мною был посещен Таганай. Имя национального парка известно за пределами Уральского региона, со всех концов нашей страны люди едут посмотреть на уральскую природу, вершины горных хребтов, густые леса и прозрачные реки. Во второй части путешествия – Национальный парк Зюраткуль, не такой раскрученный бренд, но не менее привлекательное место.

Мой рюкзак как влитой сидит на спине. Одежда и волосы пропахли дымом, ботинки впитали несколько слоев грязи. Пора сделать вид матерого таежника, как раз к центральной усадьбе подъезжает машина из Екатеринбурга с новыми участниками. Быстро знакомимся и загружаемся в транспорт. Свежие продукты куплены, последние новости получены, и родные знают, что со мной всё в порядке. Пора выдвигаться по новому маршруту.

Вершина хр. Зюраткуль

Уреньга. Первый хребет на нашем пути. На подходе к вершине Второй сопки дует шквалистый ветер и в то же время яркое солнце совсем не по-осеннему слепит глаза. Спрятавшись за громадным валуном, можно перевести дух, выпить чаю из термоса и любоваться окрестностями. Я же достаю фотоаппарат и готовлюсь запечатлеть всю красоту пейзажей. В поисках удобного ракурса забираемся повыше и совершенно случайно среди камней замечаем белую коробочку.

Уреньга. Восхождение

Да это же самый настоящий турик! С нетерпением открываем его и находим письмо на целый лист. Оказывается, что только вчера здесь был Максим, который очень любит Уральские горы. Он передает привет всему походному братству и желает удачи в дальнейшем пути. И, конечно же, к письму прилагается ссылка на аккаунт в соцсетях, время ведь не стоит на месте.

Направление на горизонт

Максим продумал все до деталей – в этом же тайнике лежит чистый блокнот и карандаши. Наша группа незамедлительно этим пользуется, и следующие туристы получат приветы из Москвы, Самары и Сургута.

Пустой тайник

К обеду третьего дня похода приходим к озеру Зюраткуль. Связь исчезла только позавчера, но от цивилизации совсем отвыкли, сельмаги со скудным ассортиментом кажутся огромными супермаркетами. Берег нас встречает шквалистым ветром и волнами. Не так давно прошел фотоконкурс Русского Географического Общества «Самая красивая страна», на котором в одной из номинаций одержала победу работа с именно этим озером. Сейчас все лодки на берегу, и повторить композицию не получается, но все равно стараемся сохранить красоту момента в памяти своих фотокамер. Куда ни поверни голову, везде видны вершины. Нургуш, Голая Сопка, Большой Уван – мы взойдем на все, и на каждой спрятан тайник.

Восхождение на вершину Большой Нургуш

Ветер чуть не сбивает нас с Большого Нургуша. Наметанным глазом сразу ищем большую скалу, где можно укрыться от ветра, отдохнуть и подкрепиться обедом. А после этого буря уже не страшна, главное – крепче стоять на ногах. Погода ясная, и открывается вид на многие километры вокруг, как на ладони.

Обитатели кордона

Осталось далеко внизу озеро, гора Лукаш (между прочим, тысячник!) кажется неприметным холмиком. Виден весь наш путь сюда, я умудряюсь рассмотреть даже вышку метеостанции на Уреньге. Так же четко угадывается наш дальнейший путь по долине.

Уреньга Вторая Сопка

Тайник здесь известный, но по описанию найти его никак не получается – «искать среди камней нелегкий труд». Прибегаем к помощи навигатора и через пару минут раскапываем содержимое заветной коробки. И на этот раз оставляем свои приветы в совершенно чистом блокноте. Тайник хоть и известен, но популярностью не пользуется. Однозначно, что традиция со временем уходит в историю.

Здесь и сейчас

Вид с вершины Б. Уван

На Большой Уван поднимаемся в самый золотой, предзакатный час. Нам открывается настолько превосходная картина, что я даже сейчас не могу передать словами. Мысль о каком-то тайнике даже не приходит мне в голову, хочется просто созерцать красоту этого мира и ни о чем больше не думать.

Лесная палитра

Поход завершается, и костер в этот вечер горит особенно ярко. Мы зеваем, но никто не уходит в палатку, каждый смотрит на огонь и думает о чем-то своем. Отойдя в сторону, полюбоваться на звезды, ловлю себя на желании пройти этот путь снова, уже в обратную сторону. Я уже не представляю себя в городской суете, опаздывающим на работу и спешащим по пути домой в магазин. Здесь совсем другие потребности и все необходимое можно унести на себе. И я знаю, что всё важное в моей жизни уже произошло здесь и сейчас.

Привал

Но не знаю того, что ночью вокруг кордона будет ходить медведь, а к нашей палатке придет лиса и утащит небрежно оставленные продукты на завтрак. Неизвестно мне и то, что проснусь я от шума дождя, которого не было ни разу за эти две недели. Будет переход под моросящим дождем до деревни Сибирка, безвкусный кофе на заправках по дороге в Екатеринбург и возвращение к порогу своей городской квартиры – никакого синдрома возвращения.

Вечерний чай

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели