Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В ожидании очередной экскурсии приезжаю на входную группу парка немного раньше обычного, чтобы первому пройтись по тропе и поймать в кадр что-нибудь интересное, пока по тропе не пошли первые туристы.

Но в этот раз мне точно не повезло. Навстречу идут туристы, на лицах которых было такое выражение лица, что казалось, это они увидели все самое интересное и мне уже здесь делать нечего.

– Здравствуйте, а мы только сейчас трех косуль видели, одну побольше и двух поменьше. Они по горке ходили и даже дали их сфотографировать.

– Ого, вам повезло! И снимки получились хорошие.

Фотографии получились действительно хорошие. Мне никогда не удавалось так хорошо снять косуль. Все обычно заканчивалось молниеносными прыжками, после которых эти пугливые животные растворялись в лесу. Рассматривая в мониторе фотоаппарата эти чудесные кадры, я ловил себя на мысли, что внутри тебя нет той гадкой ревности, когда случайному посетителю, а не тебе удалось сделать такие замечательные снимки. Ты слушаешь восторженные отзывы человека и, как ребенок, радуешься вместе с ним.

– Скажите, а вот мы ещё слышали такой тоненький свист, когда фотографировали. Вы не знаете, что это такое?

– Конечно, знаю! – мое лицо расплывается в улыбке, а издержки профессии и желание рассказать что-то новое человеку предательски показываются во всей своей красе – это же косули и были. Они так общаются между собой: дети и мама.

 

А далее идет незапланированная экскурсия и рассказ о тех удивительных созданиях, которых только что увидели посетители парка «Бажовские места».

По строению тела косули удивительно легки и изящны. И хотя высота в холке крупной сибирской косули не превышает метра, эти животные кажутся высокими. Создается такое впечатление, по-видимому, из-за длинных ног и длинной подвижной шеи животного. Кроме того, косуля высоко держит голову, чтобы вовремя заметить опасность. А если вам посчастливилось увидеть бег косуль, то вы долго его не забудете – создается ощущение, что они плавно пролетают над травой или снегом. Именно из-за своей изящности косуля часто появляется в искусстве. Вы можете увидеть её изображения в живописи и скульптуре, на монетах и даже на гербах, хоть косуля официально и не является геральдическим животным. Неудивительно, что именно это животное вдохновило П.П. Бажова написать сказ «Серебряное копытце», но, как показывает опыт, многие читатели об этом даже и не догадываются.

 

Что же послужило причиной этому? Все просто, в сказе П.П. Бажова животное упоминается как необычный лесной козёл. Это и вводит в заблуждение не только читателей, но и многих иллюстраторов, которые рисуют невиданное животное, внешне очень похожее на горного козла. Чаще всего козой или козлом называли и называют косулю охотники. Размеры, наличие рогов и раздвоенность копыт – перечисленные признаки делают это животное более похожим на козу, нежели на оленя. Бытует мнение, что охотники делают это специально… Убить козла или козу – такое звучит по представлениям охотников не так уж и предосудительно, чем убить грациозного оленя.

Есть еще версия, почему косулей называют козами – слово «косуля» (раньше это слово имело вид «козуля») образовано с помощью суффикса от существительного «коза».

Вот и появилось столь нелестное название у самого маленького представителя семейства оленьих на Урале. Однако сходство косули с козами, баранами и другими так называемыми полорогими лишь в наличии рогов и раздвоенности копыт. В отличие от коз, у которых рога без отростков и растут без сбрасывания всю жизнь, у косуль рога состоят из кости и имеются только у самцов, которые их сбрасывают среди зимы до следующего лета. Самцы косули щеголяют очень изящными, красивыми, лировидно изогнутыми рогами, с 3-5 отростками и большими грибовидными жемчужинами. Хотя нужны они им вовсе не для красоты, а для драк с соперниками за самок. Такие поединки случаются во время гона, с июля по сентябрь. Иногда бои оказываются нешуточными, вплоть до смерти одного из соперников. Острые рожки самца косули – довольно опасное оружие. А сами козлики в разгар гона могут стать изрядными забияками. Известны случаи, когда они, войдя в раж, атаковали даже людей. Во время гона можно услышать совсем необычный крик самцов косули. А голос у них, надо заметить, мало соответствует изящной внешности. Он больше похож на лай собаки, чем на оленье мычание. Поэтому люди, впервые услышавшие крик косули, изрядно пугаются. При столкновениях во время гона, как правило, уступает более молодой, независимо от развитости рогов и физической силы, у одновозрастных особей победителем оказывается владелец территории. Будучи побежденным, молодой самец отбегает на короткое расстояние и затем долго лает, старый самец при этом совсем не кричит.

К зиме обычная для косули бурая или рыжеватая окраска сменяется на пепельно-серую. А еще к зиме у каждой косули в области очень короткого хвоста, скрытого под шерстью, начинает резко выделяться ярко-белый участок – так называемое «зеркало». Считается, что оно нужно косулям и другим видам оленей для того, чтобы, убегая от опасности, при быстрой скачке по лесным зарослям отставшие животные лучше видели бегущих впереди и не отбивались от стада. Сигнальная функция «зеркала» более всего проявляется в условиях плохой видимости: в густых зарослях, в сумерках и ночью. Примечательно, что, когда косуля спокойна, волосы в области «зеркала» лежат гладко, прилегая к телу. Но у животного, почуявшего опасность и замершего на месте, эти волосы встают дыбом и все пятно за несколько секунд распускается подобно огромной хризантеме, увеличиваясь в размере более чем в два раза. Тревога одного животного тут же передается другим членам табуна, они также замирают, а зеркальца их распушаются. И далее за этим наблюдателю обычно удается увидеть только мелькание между стволами деревьев цепочки стремительно удаляющихся белых пятен.

В наших лесах зимой косуле приходится непросто. Если в летнее время в её меню находится более ста видов растений, то в зимнее время её рацион резко сокращается. Зимой косули вынуждены «копытить» – раскапывать снег своими копытами, находя под ними траву, сухие листочки, хвощ, кустики черники. А ещё косуля любит побеги и кору лиственных деревьев и кустарников.  Если в теплое время года косули ведут одиночный образ жизни, то с наступлением холодов они объединяются в группы. Таким образом животные облегчают себе передвижение и добывание пищи в более тяжелых зимних условиях. Звери стараются держатся в зарослях кустарников и молодых посадках, там они находят достаточный запас питательного веточного корма.

Время их активности сокращается по сравнению с летом. На кормежку выходят от трех до шести раз в сутки, как правило, в сумеречный период. Между жировками животные ложатся, выбирая безопасные места, позволяющие далеко контролировать пространство. Обычно это опушки леса или окраины полян, под молодыми деревцами и кустарником. В глубь леса они забираются лишь в сильную непогоду.

 

Укладываются косули невдалеке друг от друга и стараются расположиться так, чтобы смотреть в разные стороны и отслеживать все окружающее пространство. Если во время жировки эти животные двигаются небольшими шагами, а при спокойном перемещении рысью, то в случае опасности они срываются огромными скачками, достигающими до 10 метров в длину и 2 метров в высоту. Чтобы пережить это сложное время, в парке проводится подкормка косуль. Хотя подготовка начинается намного раньше, ещё летом. Именно в этот период идет заготовка самого настоящего лакомства для косули – соленых веников. Обычно при заготовке древесно-веточных кормов (веников) необходимо чередовать их с сеном, так как осыпавшиеся листья остаются в сене, что значительно улучшает поедание кормов. Чаще всего в парке веники заготавливаются из веток березы, в них содержится наибольшее количество дубильных и питательных веществ. Далее веники сушатся в тени, и их в процессе сушки несколько раз обрызгивают раствором поваренной соли. А зимой эти веники развешиваются на подкормочных площадках. Это позволяет косулям легче пережить сложную зиму, а беременным самкам выносить будущее потомство.

Молодые косулята появляются на свет в мае-июне – рождаются один-два детеныша, реже – три. Молодые животные первую неделю беспомощны и прячутся в укромных местах, их мех в первые недели жизни покрыт светлыми пятнами, помогающими маскироваться в высокой траве.  И заметить спрятавшихся детенышей очень трудно, даже пройдя в метре от них. В случае опасности мать дает своим малышам сигнал, по которому они прячутся. Сама же олениха убегает, стараясь увести за собой хищника. А косулята остаются лежать в зарослях.

Наряду с питанием материнским молоком косулята очень рано начинают поедать растительную пищу. Первые попытки скусывать и жевать отдельные травинки и самые мягкие, распускающиеся на концах древесных побегов листья у детенышей появляются на пятый день их жизни. Но перед тем, как начать есть новое растение, косулята один или несколько дней его пробуют.

Детеныши отличаются от взрослых косуль размерами тела вплоть до следующей весны. Фигура их с возрастом претерпевает определенные изменения. Годовалые особи обоих полов не имеют массивного туловища, так что ноги их кажутся сравнительно длинными, а круп слегка приподнят сзади; после осенней линьки эти отличия в значительной степени исчезают. Двухлетние самцы внешне выглядят более крепкими, чем годовалые, однако все еще стройными. Туловище 4-5-летних самцов, достигших максимального веса, кажется приземистым, ноги короткими. Рога у молодых самцов появляются уже осенью первого года в виде небольших выступов, но полного развития достигают только к апрелю следующего года. Чаще первые рога имеют вид простого стержня, иногда на них появляются небольшие отростки. Эти рога сбрасываются в декабре, и к весне вырастают вторые рога, с 2-3 концами. На третьем году рога достигают полного развития. У взрослых самцов в мае-июне рога окостеневают и очищаются от кожи.

Для природного парка «Бажовские места» косуля, несомненно, является знаковым животным, а для самых романтичных посетителей парка надеждой на то, что именно одна из них окажется тем самым лесным козлом с серебряным копытцем, из-под которого сыплются драгоценные камни.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели