Почему самая удаленная от речки Алапаихи моя родная деревня, ставшая частью города Алапаевска, называется именно так – Алапаиха? Кто из земляков прославил ее, какою была типовая крестьянская семья?
Долго существовало мнение, что деревня Алапаиха была основана в 17 веке на самой речке Алапаихе, притоке Нейвы. На первый взгляд логично: раз деревня Алапаиха, то обязательно должна быть расположена на берегу одноименной реки. Эту же точку зрения в статье, посвященной Алапаевску, высказал Иван Яковлевич Кривощеков в 1910 году в книге «Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии». Это мнение закрепилось в краеведческой литературе на несколько десятилетий. Однако недавно нашим уральским историком Юрием Коноваловым в московских архивах были найдены переписные документы 1683 года и крестьянские книги XVII века по Мурзинской слободе, проливающие свет на подлинную историю основания и наименования деревни Алапаихи.
Основание деревни
В 1639 году на землях, которые ранее принадлежали Верхотурскому уезду, по поручению тобольского воеводы князя Петра Ивановича Пронского сыном боярским Андреем Бужаниновым была основана Мурзинская слобода и на протяжении всего XVII века с момента возникновения она подчинялась Тобольскому уезду. По правилам того времени, воеводы, создававшие хлебопашенные слободы на незаселенных территориях, включали их в состав своих уездов. В середине XVII века развернулась упорная борьба за земли в бассейне среднего и верхнего течения реки Нейвы. Для создания хлебопашенных слобод в этом районе у верхотурской администрации не хватало сил и средств, а Тобольский уезд для своего нормального существования и дальнейшего развития стремился строить новые слободы. Появление Мурзинской слободы привело к конфликту между администрациями Верхотурского и Тобольского уездов, что хорошо видно по грамотам 1640 года, в которых говорилось об основании Мурзинской слободы и переселении 18 пашенных крестьян из старой, Невьянской слободы, во вновь созданную.
Производители хлеба
Главной целью образования Мурзинской слободы, в состав которой входила деревня Алапаиха, было производство хлеба, столь необходимого для покорителей необъятных просторов Сибири. В царских грамотах 1640 года, повествующих о появлении Мурзинской слободы, неслучайно упоминаются земли в районе Мурзинской елани и речки Алапаихи. Именно там находились наиболее пригодные для хлебопашества земли во вновь созданной слободе, но расположенные на диаметрально отдаленном расстоянии. Чтобы обрабатывать эти земли с первого года существования, нужно было одновременно заложить, как минимум, два поселения – село Мурзинку и деревню Алапаиху. Построение деревни Алапаихи в 1639 году являлось логичным и целесообразным шагом создателей Мурзинской слободы.
Если сопоставить перепись 1683 года по Мурзинской слободе, когда впервые указывались деревни и крестьяне, в них проживавшие, с крестьянскими книгами за 1640-1680 годы, то можно увидеть четкие закономерности в этих списках и определить, кто был первым поселенцем деревни Алапаихи с 1639 года. В числе первых деревенцев – Трифанко Кабаков и Савка Олексеев Подкорытов, прямые потомки которых до сих пор живут в деревне Алапаихе, о чем свидетельствуют генеалогические таблицы жителей деревни Алапаихи.
Земли, выделенные жителям деревни при ее возникновении в 1639 году, указаны в документе, датируемом 1685 годом (В. Шишонко, Пермская летопись. 5 период, 1 часть). В этом году на имя Великих государей (Ивана и Петра Алексеевичей) было составлено письмо, посвященное челобитной крестьян деревни Алапаихи приказчику Мурзинской слободы Кондратию Хворову по поводу утери отводных документов на земли, выделенные при основании деревни. В челобитной крестьяне просили восстановить документы на земли в их прежних границах: «А на то де место челобитья прежняго…» и подробно описывали эти границы: «От речки Каменки, что напротив реки Алапаихи за рекой Нейвой, вверх по Каменке до ее вершины, от вершины речки на Долгий ельник, подле Долгого ельника до Большой переймы, с Большой переймы на вершину Омутной речки, а с той вершины на Нижнеленевскую вершину и вниз до устья Леневки через Нейву, через бор и болото на вершину реки Алапаихи, да вниз по реке Алапаихе до Нейвы реки».
Деревня, для удобства ее жителей, должна находиться в середине своих земельных угодий. Поэтому выбор первопоселенцами местоположения Алапаихи, где она до сих пор и находится, был неслучаен. Хотя деревня расположена в 5 километрах от речки, именем которой ее назвали, ей принадлежали земли всего правого берега реки Алапаихи, являвшейся границей не только деревни, но и всей Мурзинской слободы. И как первое поселение, возникшее вблизи речки Алапаихи, деревня стала называться Алапаихой.
Тревожные времена
Шестидесятые годы XVII века стали временем тяжелых испытаний для многих уральских слобод. Против русских поселений по Уралу прокатилась волна вооруженных выступлений коренных жителей: татар, башкир, вогул. 11 августа 1662 года Кондратий Хворов писал о разорении Мурзинской слободы приказчику соседней, Невьянской слободы, князю Семену Пелымскому: «Мурзинскую слободу воровские татары до конца разорили, храм и государевы житницы сожгли, а крестьян на полях всех побили, и деревни все выжгли, и скот отогнали». Сам он с тремя товарищами заперся в Мурзинском остроге и дал вооруженный отпор нападавшим.
В письме крестьян деревни Алапаихи на имя Великих государей от 1685 года все тот же Кондратий Хворов упоминается в должности приказчика Мурзинской слободы – свидетельство того, что в 1662 году мятежники не смогли одолеть защитников Мурзинского острога. Восстание «башкирцев» 1662 года, несмотря на всю его жестокость, деревню Алапаиху не уничтожило. В 1702 году началось строительство Алапаевского завода. У крестьян были отчуждены значительные земельные территории, в том числе вдоль правого берега реки Алапаихи под строящийся завод, поселок при нем и заводские рудники.
Самый известный земляк
В начале двадцатого века имя Гаврила Кабакова из деревни Алапаевка было известно на всю страну. Многие российские газеты и журналы называли его самым ярким депутатом от крестьян. Гаврила Иванович родился в 1851 году в семье, род которой упомянут среди основателей деревни Алапаихи. В письме крестьян деревни Алапаихи от 1685 года Великим государям упоминаются те жители деревни, предки которых принимали участие в основании Алапаихи в 1639 году, кто перечислялся в поскочинской переписи 1683 года. Першка, Фомка, Игнашка, Куска Подкорытовы – дети Савки Олексеева Подкорытова, чье имя значится в крестьянских книгах с 1640 года. Власко, Елфимко Кабаковы – дети Савки Олексеева Кабакова, жителя деревни Алапаихи с 1640 года. Митка Трифанов Кабаков – сын Трифанки Кабакова (крестьянская книга 1640 года). Богдашка Денисов – сын Дениса Володимерова (крестьянская книга 1640 года). Следует отметить, что к началу XX века более сорока процентов жителей деревни Алапаихи носили фамилию Кабаковых.
Как и большинство жителей деревни Алапаихи, Гаврила Кабаков совмещал крестьянский труд с работой на Алапаевском металлургическом заводе и на его рудниках рабочим. Самостоятельно выучился грамоте и много читал, пользуясь большим уважением у своих земляков. В январе 1905 года в России началась Первая русская революция, а 17 октября был опубликован царский Манифест, даровавший демократические свободы в стране. Гаврила Иванович на практике стремился осуществлять идею народовластия на местах. Он выезжал в окрестные деревни и села, агитировал крестьян вступать в крестьянский союз. За короткое время он смог объединить 30 тысяч крестьян, создав знаменитую «Алапаевскую республику». В деревне Алапаихе основан союз горнорабочих, создано общество трезвости, гражданский третейский суд, где основными наказаниями были штрафы и общественные работы. На штрафные деньги в деревне Алапаихе построили в 1906 году начальную школу. Когда в начале 1907 года состоялись выборы в Госдуму, он становится депутатом II Государственной думы.
Г.Кабаков в составе депутатов Государственной Думы (2 справа, мнижний ряд)
Кабаков вступает в партию эсеров (социалистов-революционеров), он активно работает в комиссиях Думы, с парламентской трибуны разъясняет суть аграрного вопроса, популяризируя уникальный опыт народного самоуправления в Алапаевске. Его письма о думских делах читались на сельских сходах. После октября 1917-го он открыто и смело критикует те действия большевиков, с которыми не согласен. Особенно негативно отнесся к разгону Учредительного собрания, видя в этой акции большевиков конец демократическим преобразованиям в стране. Критика имела для него роковые последствия. Незадолго до ухода из города Алапаевска частей Красной Армии в 1918 году он был арестован и расстрелян. Имя этого выдающегося человека сохраняется в памяти его земляков уже более ста лет. Сохранился и дом Г. Кабакова.
Семейные истории
Прекрасную иллюстрацию жизни деревни начала XX века дают сохранившиеся фотографии трех семейств деревни Алапаихи: Аристовых, Елфимовых и Кабаковых. Семья Елфимова Матвея Кузьмича была зажиточной, о чем свидетельствует наличие наемного работника на общем семейном фото и сам факт приглашения из города профессионального фотографа. Дом Елфимовых , где был сделан этот кадр, сохранился до наших дней (ул. Революции, 47).
В лицах старших читается спокойствие и уверенность, эти семьи живут своим трудом и ни от кого не зависят. Елфимовы снимались в 1915 году, когда почти год уже шла Первая мировая война. Им еще предстояло пережить суровую зиму 1916 года, когда эпидемия скарлатины унесла в Алапаихе многие жизни взрослых и детей. А спустя два года и продразверстку, с изъятием «излишков» у крестьян, и братоубийственную войну. Среди Елфимовых были активные участники гражданской войны. Федор Матвеевич Елфимов (стоит 6-й справа) будет расстрелян белыми в конце 1918 года и сброшен в шахту Поскотинского рудника как член революционного отряда крестьян деревни Алапаихи. Эта подпольная группа во главе с Флегонтом Гавриловичем Кабаковым базировалась в Кукайском ельнике и была выслежена и уничтожена белыми.
На фото Елфимовых мы видим зятя главы семейства – Петра Степановича Аристова (стоит крайний справа, кстати, родной племянник моей прабабушки Евпраксии Ивановны Кропанцевой). Петр Аристов будет призван в 1916 году на фронт, попадет в австрийский плен, там выучит немецкий язык, вернется в Алапаевск, станет переводчиком и агрономом уже в советское время. Флегонт Матвеевич Елфимов (стоит 4-й справа) в годы коллективизации будет коммунистом, председателем сельского совета деревни Алапаихи, но в 1938 году и его не минуют сталинские репрессии.
Семейные фотографии имеют ретроспективный характер. Петр Степанович Аристов и его жена Надежда Матвеевна (дочь главы семьи Матвея Кузьмича) на фото семейства Елфимовых крайние справа. На снимке семьи Аристовых 1905 года они слева, снялись вскоре после своей свадьбы. На фото 1915 года вторые справа – Павел Яковлевич Елфимов (родной племянник Матвея Кузьмича) и его жена Надежда Яковлевна, в ногах у которой их дочь Елизавета (1909 г.р.). На фотографии семейства Федора Михайловича Кабакова Надежда Яковлевна Елфимова (4-я справа) – родная сестра жены Федора Михайловича. Рядом с ней справа сидит ее муж Павел Яковлевич Елфимов с дочерью Елизаветой на руках.
Глава семьи Аристовых – Лев Михайлович (1834-1909) сидит рядом со своим приемным сыном Степаном Львовичем, по рождению Кабаковым Степаном Ивановичем. Степан Львович и все его потомки носили фамилию Аристовы. Сзади стоят дети Степана Львовича: Евпраксия, Владимир и Петр. Семейное предание гласит, что однажды к Степану Львовичу пришли сватать его дочь. Евпраксия ответила отказом. Тогда отец сказал: «Выбирай – либо выходишь замуж, либо идешь в монастырь». Дочь выбрала второе. Слева, рядом с Петром Степановичем Аристовым, сидит его молодая жена – Надежда Матвеевна. На снимке Елфимовых они крайние справа. Фотографией Аристовых 1905 года поделилась внучка Владимира Степановича, стоящего в центре, Инна Константиновна, которая, как и ее двоюродная бабушка Евпраксия, была замечательным человеком, неутомимой труженицей, всю жизнь разводила пчел.
Бережно храня семейные фотографии, помня или восстанавливая имена тех, кто изображен на старых снимках, мы сохраняем память о своих предках. В ретро-фотографиях на века запечатлена история наших семей, а история страны складывается из семейных историй.