Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В 2006 году, а затем в 2019-м по программе Федерального космического агентства открыты трассы пусков ракет-носителей «Союз» для выведения космических аппаратов c космодрома Байконур в северном направлении на солнечно-синхронную орбиту.

Крупные фрагменты в тайге

Солнечно-синхронная орбита (ССО) представляет собой геоцентрическую орбиту с такими параметрами, что находящийся на ней объект проходит над любой точкой земли приблизительно в одно и то же местное солнечное время. Другими словами, угол освещения земной поверхности приблизительно одинаков при продвижении спутника, что создает оптимальные условия для получения снимков изображения земной поверхности.

Подготовка к старту ракеты «Союз» Фото Виктора Байдукова

Выбором времени запуска космических аппаратов на такую орбиту можно обеспечить одинаковую освещенность подспутниковой трассы, что позволяет осуществлять дистанционное зондирование Земли, метеорологические наблюдения, экологический мониторинг природной среды, исследования природных ресурсов, картографии, отслеживать изменения тактической обстановки при решении задач национальной безопасности.

Старт ракеты Союз» Фото Виктора Байдукова

Однако трассы эти проходят над Северным Казахстаном, Южным, Средним Уралом и Северным Уралом и западной Сибирью – территориями с высокой плотностью населения и интенсивной хозяйственной деятельностью.

»
Наблюдаемые при падении фрагменты второй ступени ракеты-носителя «Союз»

Районы падения (РП) отделяющихся частей ракет носителей (ОЧ РН), выводящих космические аппараты (КА) по этим траекториям, расположены в весьма населенных территориях Казахстана (первые ступени) и  Северного Урала и Западной Сибири (вторые). Согласно Договору между Правительством Свердловской области и Роскосмосом от 12.06.06 г. «О порядке и условиях эпизодического использования района падения отделяющихся частей ракеты-носителя «Союз» на территории Свердловской области» (аналогичные Договора, несомненно, есть и у Правительств Пермского Края и ХМАО).

Северный Урал, граница Пермского Края и Свердловской области (РП-401)

Первый район падения ОЧ РН (№ 401) определен на границе Свердловской области и Пермского края с расчетным центром на плато Кваркуш; второй – на границе Свердловской области и ХМАО (с центром в болотах Таборинского района, в междуречье рек Черная и Волчимья).

Заппдная Сибирь, граница Свердловской области и ХМАО (РП-403)

Выбрать участки для определения этих районов падения было очень непросто – они должны быть не заселены, не включать пути сообщения, трубопроводы, линии электропередач, особо охраняемые природные территории. Район падения на территории Западной Сибири более соответствует таким требованиям: обширные болота и заболоченные леса не слишком пригодны для человека. Северноуральский же, напротив, –  красивейшие горы, леса, богатые  ягодами, грибами, кедровыми шишками, живописные реки делают эту территорию привлекательной для многочисленных туристов и путешественников, кроме того, здесь достаточно широко развита лесозаготовительная и горнодобывающая деятельность.

Все пуски  ракет-носителей в обязательном порядке сопровождаются обеспечением безопасности населения: оповещение о пуске осуществляется за несколько дней до пуска, хозяйствующие объекты (лесорубы и пр.) эвакуируются, на дорогах, ведущих в РП, выставляются посты и доступ в РП становится невозможен. Накануне пуска совершается облет территории на вертолете с целью проверки, нет ли там туристов, рыбаков, охотников.

Согласно условиям Договора, территория РП должна быть очищена от упавших фрагментов ОЧ РН, поэтому после пуска РН также совершаются контрольно-поисковые облеты, при которых оценивается состояние природных комплексов:  нет ли каких-то негативных последствий  падения ОЧ РН и ведутся поиски фрагментов. Следует особо заметить, что послепусковые обследования территории проводятся обязательно и в случае нелетной погоды, что не такая уж редкость для Урала и Западной Сибири, контроль состояния природной среды, отбор проб и поиск фрагментов осуществляется при помощи наземного автотранспорта.

С 2006 года к настоящему времени в северном направлении произведено 18 пусков ракет-носителей «Союз», 13 из которых – с использованием района падения на Северном Урале, 5 – в ХМАО. При пусках РН «Союз» в качестве топлива используется авиационный керосин  (окислитель – кислород), и, как показывает опыт проведенных сопровождений, негативное воздействие падения отделяющихся частей ракеты-носителя (ОЧ РН) может проявляться лишь в механическом повреждении покровов природной среды упавшими фрагментами.

Крупные фрагменты отделяющихся частей ракет-носителей

Однако  определенная вероятность загрязнения природной среды ракетно-космическим топливом (нефтепродуктами) существует: какое-то количество теоретически может сохраняться в неразрушившихся при падении трубопроводах.  В настоящее время объективный контроль воздействия  антропогенного воздействия (в данном случае – в результате ракетно-космической деятельности) является одним из наиболее актуальных и приоритетных направлений в нашей стране.  В связи с этим каждый пуск РН также сопровождается экологическими исследованиями, и в первую очередь оценивается уровень загрязнения природной среды нефтепродуктами.

Отбор пробы снежного покрова на территории района падения.

В каждом районе падения ОЧ РН для этого определены постоянные мониторинговые точки, на которых до и после падения фрагментов ОЧ РН отбираются пробы депонирующих сред: почвы, воды водных объектов, а в зимнее время – снега. В качестве контрольных точек наблюдений в РП-401  выбраны наибольшие высоты – как наиболее подверженные загрязняющему воздействию, и ярко выраженные понижения – как аккумулирующие элементы загрязнения при стоковом продвижении загрязнителей  по местности.

Отбор пробы сохранившегося снежного покрова на территории района падения на г. Ольвинский камень

В РП-403 выбор мониторинговых точек определен возможностью посадки вертолета – иным способом в эти болота не добраться. Сравнение химического состава проб, отобранных до и после падения ОЧ РН, позволяет выявить изменения в содержании нефтепродуктов и наиболее опасных загрязняющих веществ (в частности, тяжелых металлов). Итог всех 18 экологических сопровождений пусков ракет-носителей стабилен: загрязнения в результате падения фрагментов ОЧ РН природной среды районов падения нет. При обнаружении фрагментов в месте их падения проводятся те же исследования: оценивается состояние природного комплекса и отдельных компонентов, проводятся такие же  замеры и отбор проб, как и в постоянных мониторинговых точках.

Все фрагменты эвакуируются с территории района падения

Также контролируется и мощность дозы гамма-излучения (делается это главным образом для удовлетворения недоверия населения, поскольку на самом деле радиационное загрязнение при падении фрагментов просто невозможно, ему неоткуда взяться).

При отборе проб фиксируется точное местонахождение, время и мощность дозы гамма-излучения

В разные периоды на территории районов падения были проведены исследования фонового состояния природной среды (наблюдения вне времени пусков РН), особенностей воздействия различных способов логистики, популяционной динамики отдельных компонентов природных комплексов. И результаты всех этих работ уверенно подтверждают: негативного воздействия падения отделяющихся частей ракет-носителей «Союз» на природную среду Северного Урала и Западной Сибири за 15 лет осуществления ракетно-космической деятельности над этой территорией не произошло.

В контроле состояния территории района падения при каждом пуске ракеты носителя принимают участие: эколог от региона, ЦЭНКИ, Служба спасения, местная администрация

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели