На втором этаже сельской школы была предусмотрена четырехкомнатная квартира учителя. Высоте потолков обычных учебных классов этой школы могли бы позавидовать иные современные театры. Здание Мугайского Городского четырехклассного училища построено из дерева в 1911 году в стиле русский деревянный модерн и до сих пор удивляет своими архитектурными формами.
Как мог появиться такой шедевр в Топорковской волости (Свердловская область), расположенной далеко от больших городов?
В Перечне объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и расположенных на территории Свердловской области, в Махнёвском муниципальном образовании числится здание Мугайской школы (в деревянном исполнении с элементами стиля модерн).
Русский деревянный модерн как архитектурный стиль просуществовал недолго, всего около 15 лет. Сначала задумывался как стиль для богатых частных усадеб, особняков, вилл, а потом уже для общественных зданий и доходных домов. Русский модерн – признак роскоши и достатка. Над заказами трудились только выдающиеся мастера.
Мы не ставим своей целью полное описание особенностей уникального архитектурного памятника, т.к. лучше на это посмотреть и получить эстетическое удовольствие. Мы подчеркиваем удивительный факт исторического культурного наследия.
В своде памятников истории и культуры Свердловской области дается подробное описание здания: «Деревянное одноэтажное сооружение имеет прямоугольную конфигурацию плана с выступами прируба в его юго-восточной части, соответствующего двухэтажному объему с мезонином. В целом композиция южного главного фасада школы двухчастна и асимметрична. Симметрично его протяженное левое одноэтажное крыло с главным входом. Фасад заполнен высокими окнами с узкими простенками… Выпуски круглых, разной длины бревен сруба, сложенного «в обло», образуют фигурный рисунок на концах тамбура. Входная группа с тамбуром увенчана треугольным фронтоном со шпилем… Фасад бокового двухэтажного выступающего объема с мезонином, вытянутый перпендикулярно одноэтажному фасаду, в основном решен аналогично ему… На фасаде одноэтажного объема в десять окон, помимо рисунка рамочных наличников, выразительным элементом является фигурный рисунок выпусков бревен с рваным ритмом». После описания здания подведен итог: «По ряду конструктивных и композиционных особенностей здание школы представляет собой уникальный образец «деревянного модерна». Здание музея единственное в своем роде, подобных деревянных строений больше не существует.
Здание Городского четырехклассного училища в Мугае было построено в период царствования Николая II. В то время, как пишут ученые, в России происходил бурный процесс развития образовательной системы, опережающий темпы развития образования США, Англии, Германии, Японии. В 1896-1904 годах императором издается целый ряд указов, связанных с начальным образованием в России. Существует много интересных научных работ, рассказывающих об уровне образования в Российской империи до революции, о сложном пути перехода школ к 1910-1912 годам от трехлетнего к четырехлетнему начальному обучению и к всеобщему бесплатному начальному образованию. Исследователи обращают наше внимание на то, что император Николай II, порой опережая принятие тех или иных документов Думой, принимал прогрессивные Указы по развитию системы образования.
Именно в этот период шло активное строительство новых учебных заведений, государством обеспечивалось и финансирование различных видов начальных школ, и материальная поддержка учащихся начальных училищ. Правительство требовало от всех ведомств и министерств, имеющих школы, подготовить школьные здания, т.е. расширить действующие или построить новые, к переходу к всеобщему начальному образованию детей. Одним словом, преобразования должны были произойти по всем губерниям российской империи, все ведомства обязаны были изыскать свои средства и ходатайствовать о дополнительных государственных вложениях для обновления школьных зданий.
Мугайское училище относилось к разряду земских, а земство, в свою очередь, обязано было исполнять императорские Указы, участвовать в реформировании начальной школы. Как этот процесс происходил в отдельно взятой сельской территории, описано на основании архивных документов основателем Мугайского музея Толмачевой Марией Петровной.
Отец Марии Петровны, Петр Василевич, – очевидец тех событий, именно у него зародилась мысль о постройке здания для школы более высокого уровня. На общественных сходах в Махневской и Фоминской волостях было отказано в выделении земли под такое здание.
«Из среды крестьян села Мугай Иконникову Михаилу Федоровичу было предложено мною подыскать место для постройки такового, который подал заявление Мугайскому сельскому обществу об отводе места, просьба была удовлетворена, и о согласии вынесена резолюция», – пишет Шмаков Петр Василевич в своих воспоминаниях «История развития народного образования Топорковской и Махнёвской волостей Верхотурского уезда Пермской губернии».
В ноябре 1908 года в Топорковской волости был проведен волостной сход, где обсуждался вопрос о постройке школы. Многие сопротивлялись и даже отказывались обсуждать этот вопрос, «за сохой ходить грамота не нужна», но Петр Васильевич – выборщик от Анисимовского общества с помощью активных выборщиков Иконникова Михаила Федоровича от Мугайского общества и Реутова Ф.С. – от Фоминского смогли убедить односельчан выделить клочек «неугодья». Была вынесена резолюция:
«… заготовить сельским обществом по разверстке между крестьянами камень, песок, известь, кирпич и все лесные материалы, вносить в кассу школы ежегодно по сту рублей из волостных сумм, дать название (высшеё) Городское IV-классное училище, постройку, просить Верхотурскую Земскую управу принять за свой счет…». Для ходатайства перед управой и наблюдением за постройкой избрали единогласно Иконникова Михаила Федоровича.
Обратимся к архивам. На 38-й очередной сессии 1907 года Верхотурского уездного Земского собрания среди отчетов и докладов было заслушано ходатайство об открытии в селе Мугайском Топорковской волости городского училища с ремесленными классами.
«…Село Мугайское, или д. Топоркова, является центром довольно густонаселенной местности Топорковской и Махневской волостей, расположенной от Городских училищ в Алапаевске и Верхотурье в 80 верстах. Открытие здесь городского училища, ввиду начавшегося стремления населения к повышенному против начальной школы образованию, является, безусловно, желательным и поэтому в случае значительного участия самого населения в учреждении Городского училища Управа просит Собрание поручить ей заняться подробной разработкой этого вопроса, выработать проект и смету зданий и в следующее Собрание внести соответствующий доклад».
На следующей – 39-й сессии Земского собрания – было принято положительное решение о строительстве училища: «К настоящему времени вполне подготовлена почва для учреждения Городского училища в первом из намеченных прошлогодним Собранием пунктов, селе Мугайском… Принимая во внимание значительные размеры материального участия ходатайствующего населения, Управа полагала бы выразить ныне принципиальное согласие на ассигнование пособия для постройки здания в селе Мугайском, составить план и смету и согласно им предложить обществу приступить к заготовке материалов…».
В 1908 году началось строительство, на которое было отпущено Земством 8300 рублей. Было выделено место под школу на пустыре у дороги вдоль Ирбитско-Верхотурского тракта. Сейчас это здание на высоком берегу реки Тагил является визитной карточкой села. Мугайское земство согласилось на строительство при условии, что каждое сельское сообщество будет вносить в общее дело по 100 рублей и совместно будет заготовлен весь строительный материал в соответствии с проектно-сметной документацией.
В то время впервые выдающиеся государственные деятели, а первый из них ученый и врач-гигиенист Эрисман Ф.Ф., разрабатывали санитарные нормы для всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе боролись за пропаганду и введение в школах элементарных санитарных норм, сберегающих здоровье детей. И впервые государством, т.е. министерством просвещения, стало уделяться особое внимание именно соблюдению строительных норм при сооружении школьных зданий. Тогда же Эрисманом Ф.Ф. была изобретена первая школьная парта.
Основными требованиями, которые выдвигал Эрисман к классному помещению, были следующие: длина классного помещения не более 9-10 м, так как при большей длине уже плохо видны буквы на доске; высота комнаты должна быть не менее 4 м, так как при меньшей высоте окна оказываются слишком низкими и дневного освещения не хватает. При большей же высоте в комнате появляются акустические помехи; отношение площади окон к площади пола равно 1:5; окна должны располагаться слева от учащихся, чтобы тень от руки не мешала писать. При нехватке света небольшие окна могли также располагаться позади учащихся.
Так вот в целях соблюдения санитарных норм при строительстве школьных зданий в империи в 1898 году были созданы специальные Комиссии от верховной власти до уровня губернских и уездных властей. В состав комиссий входили чиновники высокого ранга и лучшие специалисты – врачи, инженеры-механики, статистики.
Кроме того, от инженера потребовали снабдить планы указаниями на устройство некоторых деталей: окна, фрамуги, печи, подполье и прочее, а также сметой на строительные материалы. Отсюда вполне определенный вывод: пакет проектно-сметной документации должен быть обязательным и утвержденным комиссией, осуществляющей строгий контроль над процессом строительства.
По Техническому паспорту школы высота потолков составляет 4,75 м, хотя Типовые правила предписывают высоту комнаты не менее 4 м, так как при меньшей высоте расположения окон дневного освещения не будет хватать; но превышение указанной высоты влечет за собой появление акустических помех в классе. Также обратим внимание на полное соответствие одному из основных требований, касающееся длины классных комнат, длина которых должна быть не более 9-10 м, так как при большей длине будут плохо видны буквы на доске. При этом архитектор, рассчитав необходимое количество тепла для каждого класса, предусмотрел строительство 17 печей для обогрева здания в суровые уральские зимы. Это является значительной особенностью здания. Высота печей – от 4,5 метра до 4,75 метра.
Строительный Устав указывал, что кроме школьного здания на участке мог присутствовать дом учителя. Учитель жил либо в отдельном доме, либо в квартире в самой школе. Сам факт того, что весь второй этаж (мезонин) занимала квартира учителя, включающая в себя четыре помещения, является отличным примером отношения к делу обучения детей.
Вернуться в Содержание номер