Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Первого января 2020 года по традиции мы сидели с командором и обсуждали планы на год. Ничего не предвещало никаких особых катаклизмов. В мире было стабильно нестабильно. Все пандемии и потери были впереди. Настроение и температура «средняя по больнице» были нормальными.

Я подарила ему на Новый год оловянного солдатика-барабанщика периода петровских времён и раскладную открытку с вырезанным из бумаги силуэтом парусника. Папа Слава любил такие подарки.

– От такого кораблика хорошая тень не получится, – внезапно сказал командор. Мы немножко посидели в тишине, затем я попросила:

– Расскажи мне про эту часть твоего детства. Что в ней было самое важное?

– Самое важное было то, что мы с другом Пашкой нашли друг друга. И ощутили единение душ. У нас была настоящая дружба, которую мы пронесли через всю жизнь. Мы жили в голоде, холоде и вечном страхе за родных на фронте и в тылу. Но, когда появилась Каравелла мы вообще не чувствовали никаких невзгод. Просто были счастливы, что почувствовали другое измерение. Мы же не играли, мы жили этими мимолётными мгновениями…  Я ведь почему не смог быть в Тюмени, когда вернулся туда в 2007-м? Потому что через три года Пашка сильно заболел. И было понятно, что скоро он уйдёт за грань. Пока люди живы, они чего-то бегают, суетятся, спорят, отстаивают, доказывают друг другу. Не понимая, что жизнь каждого из нас в масштабах Вселенной всего лишь миллиардная доля секунды. Надо наслаждаться ею во всей полноте, не растрачивать по пустякам на склоки и раздоры. Успевать помочь друг другу и сказать самое главное. А озверевший в конец мир, этого не понимает.

– Папа Слава, а ты не боишься смерти?..

– Как ни странно, нет. Боюсь другого, что, когда я уйду, тебя вместе с отрядом поглотит Система.

– Это мы ещё посмотрим, кто кого поглотит – с юмором и отвагой ответила я. – Слушай, вот ты сейчас так здорово рассказывал про детство…и про силу дружбы. Давай сделаем наш отрядный фильм по твоей повести «Тень Каравеллы». Сейчас в отряде очень симпатичные есть типажи. Ванька Бессонов – сын Игоря – рыжий, просто вылитый Дыркнаб… На роль Пашки есть у меня кандидаты, Владьку тоже, думаю, найдем. Ребят подготовленных на наших театральных постановках много… Массовые сцены, в лучших каравелльских традициях, снимем. А посвятим кино, как и книжку, твоей маме…

– Нет, это же будет уже не моя книжка, а твой фильм. Посвяти его ребятишкам, у которых война забрала детство… Тем, кто с замиранием сердца слушал Левитана и мечтал о Победе не меньше, чем взрослые.

– Хорошо. А ты поможешь со сценарием?

– Ну, уж фиг. – ответил командор – Я итак вкалывал, как загнанная лошадь, всю жизнь. Сейчас наслаждаюсь жизнью, ловлю и ощущаю её неповторимые струны и мгновения… А все так и норовят снова припахать меня к работе? Это уже твоя задача – пиши и снимай сама в лучших традициях «Figi».

Детская киностудия работает в «Каравелле» с 1962 года. Фактически с момента создания «Бандерильи» и «БВР» мы начали снимать своё кино. Так появилась «FIGA»: Фильмы Исторические Героические Артистические.  Порой эту аббревиатуру истолковывали, как ответ многочисленным скептикам, утверждавшим: «Ни фига, у вас не выйдет!».

Первые фильмы киностудии снимали на 8-мм плёнку, чуть позже (в 70-80-х гг.ХХ века) перешли на 16-мм. До появления видеокамер мы прошли по классической исторической схеме, свойственной взрослому кинематографу – все фильмы, которые производила «FIGA», были немые с вклеенными титрами. За прошедшие десятилетия снято тридцать художественных фильмов и более восьмидесяти документальных, в том числе и социальных роликов. Среди них наиболее известные: «Три мушкетёра» (1965), «Приключения Незнайки» (1967), «Гнев отца» (1969), «Остров Сокровищ» (1970), «Робин Гуд» (1975), «Вратарёнок Чип» (1979), «Жили-были барабанщики»(1980), «Кораблик или хроника капитана Саньки» (1983), «Вождь краснокожих»(1984), «Сказка о мальчишках из картонного города» (1985), «Три мушкетёра или 20 лет спустя» (1986),  «Манекен Васька» (1988), «Еще одна сказка о Золушке» (2001), «Планета» (2004) и другие. В середине восьмидесятых годов одним из подразделений киностудии была группа «РИО БРАВО», которая сняла серию приключенческих боевиков.

Особенностью каравелльских сценариев является то, что они сразу пишутся под конкретных героев, которые бегают, скачут, живут в пространстве нашего центра. Мы находим их на фехтовальной дорожке или на посту возле флага. Проверяем в диалогах, спорах и диспутах. Каждая творческая постановка новогоднего спектакля на каравелльской сцене открывает новые имена. Но не будем забывать, что кино диктует свои законы жанра.

Через неделю сценарий был готов. В нём странным образом переплелись и соединились книжные миры и реальные пространства условного киномира.

Командор прочитал, оценил и с ухмылкой сказал:

– В целом неплохо, даже близко к первоисточнику.

– А в частности? – осторожно спросила я.

– Что говорить про частности, если для начала нужны детали: вещи и мебель той эпохи, книжки в рамке «библиотеки приключений», перьевые ручки, тетради, чернильницы, репродуктор, дом с обоями на стенах и деревянным полом, занавесками на окнах и печкой голландкой.

– Какая печка? Я думала, что карта и Каравелла – это главное. Ведь это фильм про жизнь детей, про их сказку и всёпобеждающую силу Дружбы.

– Господи, ты где собралась снимать кино про Великую Отечественную войну? В офисе? С кем? С детьми, которые дальше смартфона и компьютера ничего не смыслят. Книжек они не читают, сказки и дружба от них так же далеки, как наша Земля от Юпитера. Дом и предметы хотя бы создадут атмосферу…

– Знаешь что, папа Слава, хватит умничать. – взорвалась я в ответ – Ты итак ловко увильнул от сценария, но раз такой пошёл разговор, то будешь теперь главным консультантом и вдохновителем нашего фильма.

– Это кто так решил? – изумился он

– Ты сам и решил, когда отправил меня писать сценарий. Вот и давай… Включайся и расскажи, хотя бы на словах, что за печь такая. Остальное найдём в Интенете.

– Вы без интернета уже шага ступить не можете. Печь простая круглая чугунная, она была большая и сразу обогревала две или три комнаты. Топилась дровами или углём. Если найдешь печку, тогда можно дальше разговаривать про съёмки.

– Что значит, если? Знаю я эти разговоры. Сначала печь, потом, как в сказке про Кощея, сундук на острове, в сундуке утка, в ней яйцо, в яйце игла…

– Ты это к чему клонишь?

– Ни к чему. Так, мысли вслух. Хорошо. Значит задача — будем искать печь и репродуктор.

– Он, как тарелка, круглый — чёрный, за провод подключался к радио розетке. Но главное не это…

– А что?

– Сами ребята, они обязательно должны любить читать книжки. Настоящие, не в телефоне. Если не найдёте таких, ничего не получится. Кроме того, одежда, причёски, деревянное оружие, часы-ходики, посуда в буфете… – тут голос его дрогнул. Он внезапно замолк и вдруг тихо сказал – Слушай, зная твою силу, если вы всё-таки снимете это кино, то сделай для меня одну вещь…

– Какую?

– Хочу, чтобы мамин красноармеец был в сценарии и в фильме. Я его помню с детства. Он всегда был со мной. Пусть и там будет с вами. Ещё, я бы добавил моря, солнца и лета. Без них как-то слишком сурово и драматично всё получается по твоему сценарию.

9 марта мы начали съёмки. Конечно, не обошлось без традиционного для мира киноискусства разбивания тарелки о штатив во время первой массовой сцены «штурм крепости». После сбора автографов, тарелка разлетелась на кусочки и прозвучала заветная команда «мотор!». Сама организация съёмок этого масштабного проекта, в которых было занято больше 250 человек, в том числе и шестилетних детей, на протяжении всего 2020 года в разгар всеобщей пандемии и локдауна, заслуживает отдельного рассказа и фильма про фильм.

Дом с русской печью и голландкой нашелся в посёлке Горный Щит. Репродуктор привезли из Тюмени. Костюмы искали по всему городу, в том числе и на Свердловской киностудии. Мебель и предметы быта собирали по старым чердакам и семейным сундукам. Как по заказу, во время съёмок на натуре, когда было нужно, то всё небо заволакивали зимние тучи и валил снег, а в летней сцене на острове, в достаточно прохладный день под закат августа, выглянуло столь необходимое яркое солнце.

Героев нашли среди каравелльских ребят, которые никогда до этого ни в каких фильмах не играли. Детей на роли выбрала я, но утверждали мы их вместе с командором, когда первые же пробы показали, что попадание «в десятку». Дети жили в кадре. Четыре отснятых и смонтированных эпизода Владислав Крапивин успел посмотреть и высоко оценить. Мы торопились, но в лучших традициях синематографа (из-за ковидных ограничений) все сроки съёмок регулярно переносились. Лето снимали зимой, а зиму летом.

На исходе зимы, на тающем водоёме из остатков стремительно исчезающего снега была сооружена крепость, которую, штурмовали отважные бойцы. Подо льдом рисковали оказаться не только они, но и многочисленная съёмочная группа и родители каравелльских семей в виде постоянной группы поддержки. Крепость и лёд с честью выдержали штурм, но вскоре растаяли. Вторая массовая сцена, которые проводилась на острове Шабур Верх-Исетского водохранилища, принесла не меньше эмоций и переживаний всем участникам. Остров должен был быть тропическим. Специально для него по всему городу собирали пальмы в кадках, которые очень экзотически смотрелись на вековых каменных нагромождениях стоянки древнего человека рядом с берёзами, соснами и зарослями кустов уральского шиповника. Аборигены в легких юбочках из сена и босиком, отогревавшиеся в перерывах между съемками, в куртках и спасательных жилетах, тоже выглядели весьма причудливо. А остров, заросший фамильной травой (крапивой) с полчищами муравьев и тучами комаров во всей полноте помогал прочувствовать великую силу киноискусства.

Основные сцены в доме снимали в несколько приездов. Некоторые в 30-градусную жару. В домишке было тепло, как будто в нём хорошенько протопили печку, что, конечно же, помогало актёрам лучше вжиться в роль замерзающих детей военной поры. Третья массовая уличная сцена снималась в феврале 2021 года, в 20-ти градусный мороз возле знаменитого Макаровского моста в Екатеринбурге. Всё пространство съёмочного прохода было завалено по пояс снегом. Пришлось участникам сначала вдоволь наваляться в снегу и утрамбовать площадку, чтобы актеры, режиссёр и операторы смогли начать работать. Когда в кульминационной сцене Ноздря настиг Владьку, требуя вернуть карту, сквозь оцепление на городском пруду прорвались случайные прохожие, которые сначала хотели помочь, а потом жаждали остаться, чтобы понять, кого это и за что так мучают? 

Командор Владислав Крапивин ушёл за грань 1 сентября 2020 года. Оглядываясь назад, точно могу сказать, что он многое предчувствовал и каким-то образом знал. Красноармеец стал частью фильма, а финал кино стал другим.

В начале июля 2020 года он подарил мне свою книгу «Пироскаф «Дед Мазай», недавно вышедшую в московском издательстве «Детская литература» и красочно оформленную рисунками Евгения Медведева. Дарственную надпись на форзаце, конечно, связал с фильмом. Теперь мы никогда не узнаем по случайности или специально он не написал имя адресата. Таким образом, можно сказать, что этот финальный автограф посвящение всем читателям и зрителям: «Кино в жизни, кино в книжке – сплошной Диснейленд. Пусть и дальше будет так же весело! Лишь бы лето подольше не кончалось! Владислав Крапивин 9.07.2020»

Проект съёмок фильма «Тень Каравеллы» получил поддержку Министерства культуры Свердловской области, администрации города Екатеринбурга и Фонда Президентских грантов.

Съёмки возле моста

В главных ролях: Женя Казанцев, Прохор Отинов, Радмила Богданова, Иван Бессонов, Дарья Крапивина, Всеволод Доможиров, Сергей Щербаков, Евгений Галимов, Андрей Копылов. В массовых сценах – отряд «Каравелла».

читайте цикл статей Ларисы Крапивиной
60 лет отряду «Каравелла»

В начале было слово — бандерилья

Голос дороги

Жизнь по уставу

Зов моря

Человек и система

Стоп! Снято!

Тайна семьи Крапивиных

Белая стая



Перейти к верхней панели