В мансийском этносе, как и любом другом, всегда были те, кого мы называем носителями или хранителями традиций. Эти люди не дают забыть свои основания, удерживающие смысл жизни целых поколений.
Таким хранителем языка, традиций и фольклора манси была Татьяна Дмитриевна Слинкина. Особое значение она уделяла исследованию мансийских оронимов (названий объектов рельефа) и топонимов Урала.
Приполярный Урал
Этот регион издревле условно делится на ненецкий (на севере); мансийский (восток и часть западного склона); коми-зырянский (западный склон). Свой регион манси условно называют Сакв Нёрыт (Сыгвинские горы). Согласно верованиям северных народов, вся территория Урала условно распределена между святыми покровителями гор. И для каждого района или места есть свой хозяин – святой Покровитель или Хранитель. Ненцы называют его Пай Ерв, манси Нёр Ойка. На картах Приполярного Урала в его северной части названия в основном ненецкие, но есть и мансийские, коми и русские.
О названиях
При записи многие мансийские названия поселений и мест были искажены. Вот, например, говорят «Хурум павыл» – «Три деревни». А ведь было иначе – «Хорын павыл» – «Болотная деревня» (за деревней было большое болото; по-мансийски «хорын» – болото, отсюда и название). Несколько звуков не теми буквами записали – и смысл, и название мансийские исчезли.
Главная гора
Народная – высшая точка Уральских гор (1895 м) всегда почиталась в мансийской культуре как Главная гора Урала (Понк-Ур). Эта горная вершина находится на кряже Сакв-Ур (Исследовательский хребет). Два ледника этого кряжа дают исток рекам Косью, текущей на запад, и Нораты (на восток). Одним из первых европейцев, записавших самоназвания этих мест, был венгерский ученый А. Регули, побывавший в гостях у ивдельских манси (вогулов) еще в середине 19 века.
Именно они и сопроводили его к Главной горе и истокам Нораты (Norati, записал Регули). В нижнем течении этой реки в разные стороны расходились древние сезонные кочевые дороги вогулов, идущие по хребту и на запад, пересекая горный хребет.
Вдоль этих дорог находились оленьи пастбища, хотя этот микрорегион изобилует многочисленными препятствиями для передвижения: старицы, озера, обширные болота (кёлыг), бурные реки с порогами и перекатами. Пастухам-оленеводам приходилось преодолевать все эти многочисленные препятствия, переправляя сотни голов оленей, включая груженый кочевой обоз (анос) из нескольких десятков нарт.
В устье реки Нораты есть теснина, для переправы через реку здесь прокладывали своеобразный мост из бревен. Гидроним Нораты-Я переводится (как) по бревнам (стекающая) река. Лишь в 1927 году участник Северо-уральской экспедиции Академии наук, геодезист С. Янченко назвал высшую точку Урала Народной, что и закрепилось на картах.
Манси-Нёр
«Нёр» по-мансийски – это «голый камень», горный хребет, отрог со скалами. Эта гора с огромным гребнем на карте обозначена как Мансинер и находится недалеко от Главной горы Урала. «Гора Народа Манси» имеет на вершине большой ледник, а у подножия красивое озеро с бирюзовой водой. Сам горный массив и его ландшафты очень живописны. Заснеженная горная крепость ранним утром может выглядеть малиновой, а затем сменить цвет на оранжевый, а к вечеру – на сиреневый.
Манараха
К западу от Главной горы находится еще один символ Приполярного Урала, обозначенный на картах как гора Манарага. Ороним Мана-раха – ненецкий, он означает Горную вершину, подобную медвежьей лапе. С определенного ракурса, со стороны лощины, гора и смотрится как сидящий исполин, сложивший «лапы». Здесь берет начало река Кос-Ю (р. Косью) – мелководная, порожистая река, что отражается в мансийском названии. Само понятие горная река в мансийском языке обозначается как «Нёр-Я».
Идея гармонии
Люди у нас в постоянных трудах жили: летом – покос на комарах, зимой – вывозка сена, заготовка дров, доставка воды… Мужчины в основном в лесу, в поле, на речке находились. Всегда занят был человек. На развлечения и праздники времени просто не было. Конечно, встречались иногда, пили чай, ездили на святое место… Большие праздники у нас были только по случаю добычи «большого зверя». Других больших праздников из детства не помню. И Вороний день не помню… А таких, как сейчас, праздников – с танцами и развлечениями – таких не было (Слинкина).
Урал для манси это «священный каменный пояс», и естественно, что на нем есть много горных вершин, которые особо почитаются народом манси как священные (Ялпын). Посещение таких гор или подобных священных районов запрещено или оговорено определенными сроками, когда этот запрет снимается, при соблюдении определенных обрядов. При правильном обращении и отношении к покровителю и его территории человек получал помощь (онтас), достигал душевного равновесия, уверенности делах и благосостояния. Но традиционная культура четко знала, что можно (рови), а что нельзя (аттайи).
В самих оронимах, таких как «Гора мертвецов» например, звучала четкая установка «Не ходи сюда». И эта этика неукоснительно соблюдалась всеми. В основе этой этики лежит идея гармонии человека и природы, ее святых покровителей. Сегодня идея гармонии предана забвению. Абсолютное преобладание получает этика «хочу и можно», тотальное следование которой зачастую приводит к трагическим последствиям.
Вернуться в Содержание номера