Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Один день из жизни пострадавшего

Приключения можно найти где угодно… Но в этот раз они нашли меня сами.

 

Каждый год в Свердловской области проходят соревнования по поисково-спасательным работам, и я уже принимала участие в этом интересном мероприятии, где спасатели и группы обычных активных ребят погружаются в атмосферу яркой, непредсказуемой, сумасшедшей жизни настоящих спасателей. Учения-соревнования проходят круглосуточно, в течение трех суток, легенды формируются из проводимых во всем мире реальных поисковых и аварийно-спасательных работ, в природной среде, с моделированием природных и техногенных катастроф. Маршруты прокладывают по пересеченной местности, лесу, через реки и болота, по оврагам, скалам, через разрушенные объекты инфраструктуры, очаги заражения, пожары и т.д. Принять участие в таких учениях может как аттестованный спасатель, так и любой человек. Только в этот раз я выступала в роли судьи и пострадавшего.

Микроволновка в лесу

В лагере, расположенном недалеко от города Реж, нас встретили очень гостеприимно. Все уютно и мило, как дома. Сложилось такое впечатление, что организаторы меня знают очень давно, я их родственник или хороший друг. Я даже не успела достать вещи из машины, как мне сразу предложили горячее питание и чай с булочкой. Разводить костры в такую погоду запрещено. При неаккуратном использовании открытого огня может возникнуть пожар. Скорость распространения низового пожара в такую погоду увеличивается в 2 раза, и остановить его становится гораздо сложнее. Поэтому все питание привозили уже готовое и разогревали в микроволновой печи, а тем, кто уходил на маршрут, давали сухой армейский паек. Откуда в лесу электричество? Для этого на такие крупные мероприятия все привозят генераторы на бензине. Это и удобно, и безопасно.

После вкусного ужина я достала свой рюкзак из машины и сразу обработала всю себя от клеща. С детства не люблю этих паукообразных, а маршрут у нас идет через лес и болото, поэтому я даже не представляю, сколько их там.

31 килограмм

Приключения не заставили себя долго ждать. В день прибытия нас забросили за 33 км от лагеря. Палатку пришлось ставить уже в темноте. Но все опытные туристы, и поэтому труда это не составило. Через 20 минут все тихо сопели, потому что с утра рано выход, а маршрут 25 километров, и мы не знаем, через какие тернии он проходит.

С утра палатка нагрелась под лучами утреннего солнца и находиться в ней было уже неуютно. Ночью температура опускалась до +5, и поэтому мы закрыли все форточки для сохранения тепла. Конечно, можно открыть тамбур, и тогда будет комфортно и можно еще час поваляться, но я решила встать раньше и собраться без спешки. Часа с головой хватило на «мыльно-рыльные» процедуры, перекус, сборку лагеря, пару фотографий изгиба реки в лучах утреннего солнца и, конечно, как я могла пройти мимо паутинки со сверкающими, как бусинки, капельками росы!

Ровно в 8:00 мы выдвинулись на маршрут. Спасателям-спортсменом кажется, что быть пострадавшим очень весело и легко. Но они глубоко заблуждаются.  Для каждой группы разрабатывают индивидуальную легенду, маршрут и подбирают участников. Нам необходимо было: пройти по маршруту, оставляя метки в определенном месте в заданный временной промежуток, а при контакте с группой спасателей имитировать травму согласно легенде. Все питание, воду, снаряжение мы несли с собой. Ради интереса я проверила рюкзак перед выходом из дома, он весил всего 31 килограмм, «легкий» – вы согласны? Почему такой тяжелый? Даже не знаю, но я пыталась его облегчить.

Бурелом, болото, клещи и паутина

Начало тропы напоминало прогулку выходного дня. Тропа извивалась вдоль реки. Но если было бы все так просто, было бы неинтересно. Хотя… Но об этом чуть позже.

Тропа уперлась в реку Реж. И что делать? Если идти по краю реки, необходимо высоко поднимать ноги, раздвигая прошлогоднюю траву, и вставать между кочками в вязкую топь. Кочки очень высокие и неустойчивые, поэтому идти по ним невозможно. От реки отражается солнце, и ты себя чувствуешь, как курочка-гриль, поэтому долго двигаться под рюкзаками вдоль реки мы не смогли, пришлось уйти в лес. Но и тут не проселочная дорога, кругом поваленные деревья, вывернутые корни и, конечно, «любимые» кочки. Главное – тут нет палящего солнца, которое выжигает драгоценные капельки воды.

Ура! Мы прибыли на второй КП (контрольный пункт – это место, где мы должны отдохнуть и оставить метки). О, ужас, первый клещ! Клещей раздавить очень сложно, он плоский, поэтому пришлось доставать спички и сжигать его. Связи нет. Рация молчит, обидно. Телефонная связь иногда появляется, поэтому я отправляю смс, иначе в лагере начнется паника. Долго сидеть нельзя, нужно идти дальше. До следующего пункта идти в 3 раза дальше, и неизвестно, что нас ждет впереди.

Первый километр шлось на одном дыхании по хорошей дороге. Но она уводила нас слишком далеко от маршрута, и поэтому мы стали спускаться ниже по первой, еле заметной тропинке, ближе к реке. К нашему сожалению, она уперлась в берег и нам снова пришлось покорять бурелом и «плавиться», как эскимо, под палящим солнцем. О, эскимо, я бы все отдала за него в те минуты, или контрастный душ. Хватит мечтать, не отвлекаемся!

Солнце поднималось все выше и грело беспощаднее, приходилось чаще прятаться в лес. В лесу встречал бурелом, кочки, болото, клещи и паутина. Спички мы уже не доставали, чтобы уничтожить этих членистоногих, мы просто сбрасывали их и шли дальше. Измотанные, мокрые от пота, мы вышли к КП № 3. Уже 12 часов дня, мы еще не обедали, но есть совсем не хочется, есть только одно желание – выпить холодной воды. Было такое ощущение, что вода, которая сбегает в желудок, сразу испаряется, словно попадает на раскаленные угли. Решено: необходимо хорошо отдохнуть и набраться сил перед тяжелым подъемом в гору по ЛЭП до следующего КП.

Обычно под линей электропередач всегда есть дорога для обслуживания, но тут ее нет, зато есть кочки. Нееееееет… Опять эти кочки! Связи нет. СМС не уходят, надеюсь, выше по маршруту связь будет.

Отдохнули, конечно, хорошо, в прямом и переносном смысле, сняли 6 клещей. Постоянно посещали мысли, а не потеряться ли на один часок по-настоящему – искупаться в этой прохладной реке? И почему у нас этап не на воде? Не нужно стирать ноги в мозоли, терпеть боль, бояться энцефалитных клещей (они же еще не научились плавать), беречь и тащить воду на двое суток. А на воде как хорошо: все вещи лежат на катамаране, воды много, можно купаться, сколько захочешь, красота! Ладно, помечтали и хватит. Пора в путь, уже 12:43.

Нашли быстро

Не успели мы сделать пару шагов, как из кустов появились ребята. Атака мыслей в голове в борьбе за истину: кто это? просто туристы? другая группа «потеряшек»? группа спасателей? Мы переглянулись и поняли друг друга: нас нашли.

Ребята-«пострадавшие» покидали рюкзаки и улеглись согласно легенде. Говорить мы не можем, симптомы прописаны в записке, которая приклеена к руке или ноге. По глазам ребят было видно, что их наполняли разные чувства: конечно, здорово, что нас нашли, ведь в этом и есть смысл этих соревнований, и мы немного устали, но хотелось, чтоб это произошло не так быстро.

Спасатели группы «Романтик-1» приступили к оказанию первой доврачебной помощи (ПДП). Видно было, что они, как и мы, переживали и немного нервничали. Так хочется помочь им, подсказать, намекнуть, но нельзя. Конечно, мы знаем, какие виды травм у каждого из нас и как необходимо оказывать помощь, но правила есть правила и необходимо придерживаться их. Мы прекрасно понимали, как тяжело, когда находишься в таких условиях, где все можно прочитать только на листочке, пострадавшие не говорят, а только стонут и кричат на прикосновения, и ты не видишь реальной картины, тяжело определить тяжесть травм.

Связи в этом районе не было, поэтому один из группы даже залез на дерево, пытаясь поймать ее, но это было бессмысленным занятием. Спустившись вниз, он решил помочь группе и тоже стал вникать в процесс. Он сходу определил тип травмы, хотя команда решила придерживаться первоначальной, как потом оказалось, ошибочной версии.

От реки послышались голоса, время 14:15, это команда «Гром-51» – действительно как гром – шустрые, в одинаковых ярких оранжевых костюмах, с таким же ярким настроением, не суетясь, определили все виды травм и указали на ошибки.

Каждая группа спасателей состоит из трех человек, и поэтому на транспортировку одного пострадавшего и его рюкзака (не менее тяжелого) необходима одна группа, а нас 4 человека, поэтому необходимо еще две группы, вопрос: что делать? Связь плохая, транспортировать можно только одного пострадавшего, другая группа уйти не может, оставлять пострадавших одних нельзя (если нашел – спасай или жди, зови подмогу). Так и решили, «Романтики-1» ушли искать связь для вызова других команд, вторая группа осталась продолжать оказывать помощь.

Здравый смысл победил азарт игрока

Уже пять часов мои ребята лежат на траве голодные. По белым бинтам ползают красивые зеленые гусеницы, клещи и огромные муравьи. В таких условиях проще всего собирать клещей на скотч, сжигать долго, скидывать бесполезно.

Группа вернулась в 17:18, связь налажена, спасатели решают транспортировать первого тяжелого пострадавшего с инсультом. Нас осталось трое. Спасатели и мы решаем немного отойти от правил игры и перекусить. Конечно, человек может прожить месяц без еды и неделю без воды, только кушать уж очень хочется.

Как только послышались голоса, мы тут же приняли исходное положение. Подоспела еще одна группа. В реальных условиях совершенно не важно, кто нашел пострадавших, главное – правильно оказать помощь и быстро доставить в больницу, но у нас соревнования и за каждого пострадавшего начисляются баллы. Началась суета и дележка. Стало немного жутко. Как бы нас не начали пилить на части. Но этого не случилось, здравый смысл победил азарт игрока и уже 17:50 нас транспортировали до мобильной группы на машинах. Через 4 часа мы были уже в лагере. По дороге мы несколько раз тонули по самые уши в лесных лужах. Дружные спасатели очень быстро вытаскивали друг друга, прокладывая через березовый молодняк новые дороги. Вот он, наш стойкий российский автопром.

«Красивая жизнь» пострадавшего

В лагере, после отчета спасателей, мы наконец-то смогли снять все бинты и шины. Одному пострадавшему из группы передавило бинтами ноги так, что он долгое время ходил, опираясь на палки. Вот вам и «красивая жизнь» пострадавшего.

Наутро, часам к четырем, дошла пешая группа. Они транспортировали около 11 часов первого пострадавшего на жестких носилках. Я представляю, как это тяжело морально: лежать, несмотря на то что ты здоровый, у тебя все в порядке, чувствовать, как тяжело спасателям, понимать, что это всего лишь игра, и продолжать играть свою роль.

В лагере за кружкой горячего чая я долго размышляла. Каждый день в нашей стране теряются люди. Уходят в лес, не зная местности, убегают из дома, надеясь, что где-то яблоки вкуснее и солнце ярче. Многие из них не возвращаются домой. Чтобы снизить процент пострадавших, в школах дети изучают основы и культуру безопасной жизнедеятельности, создаются секции «Юный турист-спасатель», дети принимают участие в городских и областных соревнованиях «Школа безопасности». Все эти мероприятия нацелены на снижение количества потерявшихся и пострадавших. Но, видимо, этого недостаточно.

Для меня все соревнования прошли на одном дыхании. Я зарядилась положительными эмоциями, нашла новых друзей, встретила старых, которых не видела более 10 лет. Все прошло мило и на одной позитивной ноте, поэтому я уже с нетерпением жду следующих соревнований.

Люди не должны теряться. Берегите себя и своих близких!

фонд президентских грантов
при финансовой поддержке

 

Вернуться в Содержание номера 



Перейти к верхней панели