Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Судьбы курсантов-челябинцев

Где находилось Челябинское танковое училище? На фоне новых многоэтажек жмутся к забору здания бывших казарм Инсарского полка. Почти уже ничего не напоминает о том времени, когда здесь готовились кадры для танковых частей Красной Армии. Только обелиск и памятная доска.

Памятная доска

Многое повидали эти здания. Здесь с царских времен размещался 196-й пехотный Инсарский полк, потом был эвакогоспиталь. Затем части 85-й стрелковой дивизии, участвующие в 1930-х годах в строительстве Челябинского тракторного завода, принявшие бой в первые часы Великой Отечественной войны в районе Гродно. Позже здесь размещался и лёгкий артиллерийский полк.

Челябинск. Здание казарм на фоне современных многоэтажек

Танковое училище

30 июня 1941 года территория была отдана для формирования Челябинского танкового училища. С 1942 по 1945 годы здесь было произведено 37 выпусков военных специалистов по разным специальностям. В общей сложности подготовлено 6 863 офицера для бронетанковых войск. Готовили командиров и механиков – водителей на тяжёлые танки КВ и ИС и самоходные артиллерийские установки – танковую элиту.

Самоходная установка — 152
фонд президентских грантов
при финансовой поддержке

В 1942 году учебные роты механиков-водителей в Челябинском танковом училище сформировали быстро. Перевели приказом в танкисты курсантов Челябинской военной авиационной школы механиков, добавили спецов из Минской авиационной спецшколы, разбавили курсантами Полтавского военного тракторного училища. Прошагали авиационные механики строем от Красных казарм до «переселенки», мимо здания штаба, выстроились на линейке перед двухэтажными корпусами казарм. С этого момента они уже не 18-летние мальчишки, а будущие воины-танкисты, командиры и механики-водители тяжелых танков и самоходных установок СУ-152, называемых «Зверобой» – тяжёлая самоходно-артиллерийская установка времён Великой Отечественной войны, построена на базе тяжёлого танка КВ-1с. Вооружение 152-миллиметровая гаубица. Выпускалась Челябинским Кировским заводом в течение 1943 года. Экипаж 5 человек.

Казармы Инсарского полка

В Челябинске нет музея училища, а его славная история доступна только в виде страниц сайта. Чудом сохранились среди многоэтажной застройки исторические здания –  свидетели времени, которые постепенно разрушаются. Как выглядело училище в 1942 году? Несколько кирпичных корпусов: штаб, службы, казармы. Дальше через Южные ворота был выход в поле. Вдоль казарм – линейка для построений, клуб. В центре караульное помещение с гауптвахтой. Напротив 4-й казармы, чуть левее, курсантская столовая. Вдоль казарм шли железнодорожные пути. Из окон курсантам было видно, как на платформы грузили установки под брезентом. Это были «Катюши». В глубине территории – тиры, парки боевых машин, склады и мастерские.

бывшие казармы Инсарского полка корпус

Курсанты 1942 года

Один из курсантов 1942 года – Вилен Рейзин – мой родной дядька. 26 апреля ему исполнилось 97 лет. Ветеран и участник Великой Отечественной войны, он уже много лет живёт в маленьком городке Ариэль в Израиле. Он и рассказал мне о своих друзьях. Вилен уцелел. В 1942 году Вилен работал на базе завода «Уралэлектромашина», разъезжал по Свердловску на газогенераторном ГАЗ-42, перевозя грузы и эвакуированных. «Мы с мамой были эвакуированы из Днепропетровска. Отец на фронте. Младший брат в Ивановской авиационной спецшколе. Мама в Свердловске на номерном заводе работала», – вспоминал Вилен.

Обелиск

Призвали его в июне 1942 года. В военкомате спросили: «Хочешь в школу авиационных механиков?» – «Хочу», – ответил Вилен.  Так и попал в Челябинск. Учеба в школе авиамехаников была недолгой. Так Вилен стал танкистом. Помнит Вилен своего друга, Юру Елькина. Они сдружились во время учебы в училище. Юра из Свердловска, там осталась мать – Елькина Елена Петровна, которая жила на улице Декабристов, 3-й дом Горсовета.

13-я, 14 и 15-я рота. Курсанты – Вилен Рейзин, Марат Аникейчик, Юра Елькин. Ещё вчера изучали бомбардировщик Пе-2, а сегодня танки КВ.  Что ждёт их впереди, какая судьба? Сгореть в танке или уцелеть? Меня заинтересовала судьба курсантов-танкистов и я занялся поисками. Случайно мне попала книга Электрона Приклонского «Дневник самоходчика. Боевой путь механика-водителя ИСУ-152. 1942-1945». Электрон тоже курсант 1942 года, он призывался из Магнитогорска и был курсантом 13-й роты. Позже на основе своих дневников, которые вёл, начиная с училища, он написал книгу.

Удостоверение курсанта

Прочитав воспоминания Электрона Приклонского, я сразу отправил Вилену воспоминания Электрона. Несколько дней Вилен не звонил. «Прочитал и разволновался. Всё вспоминал, – позвонил он через несколько дней. – Электрона я не помню, – сказал Вилен. – Когда только успевал дневники вести? Мы с занятий приходили и падали, а еще практика на Кировском и заводе № 100. Хорошо, если удавалось в теплой термичке поспать часок. И питание на заводе вода с мукой, у стахановцев чуть лучше, а у нас курсантские пайки. Жить можно. Фамилий многих не помню. А вот был взводный Гусев – точно. Он меня хотел отчислить. Говорит как-то мне: «Делай стенгазету». А я стенгазет никогда не делал. У меня среднее образование полное и водительские права уже были. Вот и посчитали, что такие, как я, нужны, и перевели меня из 13-й роты в 1-5-ю. Доучивался я в 15-й роте.

Истребитель танков СУ-152 Зверобой
Курсант Вилен Рейзин

Заместителем начальника училища по строевой в это время был полковник, комбриг 12-танковой, сталинградец Авраам Соломонович Кирнос (Абрам Шулимович), кадровый военный с 1914 года, боевой офицер, участник империалистической, гражданской, финской кампаний, Великой Отечественной. Командир 12-й танковой бригады. Орденоносец Абрам Шулимович был ранен и тяжело контужен под Сталинградом, после лечения направлен в Челябинское танковое училище. Служил в училище до его расформирования в 1948 году. Именно подпись полковника Кирноса стоит в удостоверении старшего механика-водителя техника-лейтенанта Рейзина. Вилен вспоминает Абрама Соломоновича: «Я маленький – замыкающий на левом фланге, он тоже невысокого роста, учил меня гранату бросать».

Матчасть будущие танкисты проходили на сборочной линии Челябинского Кировского завода, сами собирая машины, на которых предстояло уйти на фронт.  Разными оказались роты при выпуске: 15-я – у Вилена и 13-я – у Юры. 13-я рота закончила обучение чуть раньше, а 15-я – в июле 1943-го. Командирам экипажей присваивалось звание лейтенант, младший лейтенант, старшим механикам-водителям – звание техник-лейтенант.

Танковые лагеря

В июле 1943 года Вилен принимал самоходную установку СУ-152 на Челябинском Кировском заводе. Гонял как следует на заводском полигоне, и все вроде хорошо, да под нагрузкой рассыпался один из подшипников. Каток болтается – сразу видно. Беду тут же устранили заводчане. Погрузили самоходку на железнодорожную платформу, и эшелон пошёл Москву, как оказалось, в резерв. Потом опять на платформу – уже под Тулу для сплачивания в тульские танковые лагеря, где находился Резерв ставки Верховного главнокомандования.

Зверобой СУ-152

«Простояли в Туле долго, даже в самоволки в город ходили. Однажды построение и команда – «Передать машины». Смотрю, кому передаём? А это 13-я рота и мой товарищ, Юрка, рассказывал Вилен. Он уже обстрелянный с орденом Красной Звезды, наган в кобуре. Увидел меня, говорит: «Ну, Виля, у тебя точно машина в порядке!» Я ему: «Меховой шлемофон, нож перочинный и шёлковый платок, чтобы топливо фильтровать». Друг рад – все отлично! Вот до сих пор и не знаю, жив он остался или нет?» – закончил рассказ Вилен.

Электрон Приклонский

В книге Электрона Приклонского я нашел упоминание о Юре Елькине: «…белобрысый, неуклюжий увалень Елькин, с которым тоже встречались на «вождении» и даже один раз поссорились среди ночи до драки, уставшие и злые». Что такое «вождение»? Это мытье полов по-курсантски. Быстро и качественно. Один курсант становится на швабру, прижимая её плотно к щербатому полу для придания ей достаточного веса. А два других курсанта тащат эту конструкцию вдоль половиц, соскребая всю налипшую грязь.

За нашу Победу!

10 января 1944 года техник-лейтенант Юрий Тимофеевич Елькин, старший механик-водитель СУ-152, 1546 тяжелого самоходного артиллерийского полка в составе 5-го танкового корпуса был награждён орденом Красной Звезды (полк этот был сформирован в Челябинске в феврале 1943 года). Юра Елькин, кавалер ордена Красной Звезды, в 20 лет сгорит в самоходке ИСУ-152 под украинским селом Подвербцы 20 апреля 1944 года.

карта расположения

При попадании снаряда в самоходную установку механики-водители часто погибали первыми. Рядом находился топливный бак, а оглушённому или раненому механику-водителю выбраться со своего места часто не удавалось. «Юрий Тимофеевич Елькин убит 20.04.1944, 4 км южнее д. Подвербцы (Пидвербцы, Тлумацкого района Ивано-Франковской области) Станиславской (город Ивано-Франковск) области.  Перезахоронение в с. Незвиско, Городенковский район Ивано-Франковской области. Братская могила, похоронено 614 человек.  Ни один из расчетов не проявил трусости, проявлял героизм, не отступил ни на шаг, дрались до последнего».

расположение батарей 20.04.44

Прочитав документы последнего боя, я позвонил Вилену: «Погиб Юра, 20 апреля 1944 года».  Вилен помолчал и сказал: «Эх, а я думал, он всё-таки жив остался…» Закончил службу Вилен Рейзин в 1947 году в Польше. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу».

наградной Юрия Елькина

После войны, в Харькове, выучился на радиоинженера, много лет работал на Курском заводе радиоизмерительной техники главным инженером, уехал в Израиль.

Кирнос второй слева

Инженер-полковник Марат Аникейчик, кавалер ордена Красной звезды и Ордена Отечественной войны II степени, служил до 1970 года. Уволен в запас в звании инженера-полковника. Электрон Приклонский за два военных года поменял шесть «Зверобоев»-самоходок. Войну он закончил в Пруссии, затем продолжил служить и вышел в запас в звании полковника.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели