Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Экспедиция Северного флота

Земля Франца-Иосифа это самый северный российский архипелаг арктических островов, расположенных в бассейне Северного Ледовитого океана за восьмидесятой параллелью. Среди 196 островов Земля Александры является самым западным и одним из самых крупных островов архипелага.

 

Архипелаг в Баренцевом море

карта архипелага

Название архипелагу было дано его первооткрывателями-австрийцами: Юлиусом Пайером и Карлом Вейпрехтом в честь своего императора – Франца-Иосифа I. Несколько позднее британцем Ли Смиттом был открыт остров Земля Александры, названный им в честь королевы Англии. Затем к островам архипелага следовали американские, английские, норвежские и русские экспедиции, постепенно проявляя карту этих земель.

эксп.судно СФ

Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года архипелаг объявлен терртирией Союза ССР, и с этого момента официально начался советский период его освоения: на острове Гукера появилась первая советская полярная станция; на острове Рудольфа – развёрнут ледовый аэродром, открывая воздушный мост советским полярникам к Северному полюсу.

фонд президентских грантов
при финансовой поддержке

Мыс Нагурского

После окончания Великой Отечественной войны на острове Земля Александры известным полярным лётчиком-героем СССР Ильёй Мазуруком в 1947 году основана авиабаза «Нагурское», названа в честь первого полярного лётчика Российской империи – Яна Нагурского, а в 50-х годах появилась и одноименная полярная станция.

Вид с мыса Нагурского. Земля Александры

В 60-х годах на острове развернута радиолокационная рота войск ПВО, в 80-х годах на месте полярной станции размещена пограничная застава. В 90-х годах государству было уже не до Арктики, поэтому присутствие людей на архипелаге было сведено на нет. Лишь с 2007 года на острове развернулось строительство нового современного здания погранзаставы с применением передовых технологий.

Арктический трилистник

Военная база на З.А.

На месте некогда бывшей базы акустического института и института Арктики и Антарктики реконструирована база «Омега» и передана Национальному парку «Русская Арктика» Минприроды РФ. С 2014 года, после очистки острова от накопившегося за былые годы техногенного мусора, начато строительство современной военной базы «Арктический трилистник» в уникальном её исполнении. С 2020 года введён в эксплуатацию самый северный круглогодичный аэродром «Нагурская», обеспечив остров регулярными сообщениями с Большой землёй.

По следам Ф. Джексона

Лето на острове Земля Александры короткое и длится с середины июля до конца августа. В этот период снег практически весь стаивает, что благоприятствует полевым и экспедиционным работам.

В августе 2019 года комплексная экспедиция Северного флота и Русского географического общества на судне «Алтай» направилась к берегам архипелага Земля Франца-Иосифа. Одной из поставленных экспедиции задач стала повторить маршрут первопроходцев острова Земля Александры – английской экспедиции Джексона-Хармсвуорта, которая в марте-апреле 1897 году пересекла остров с востока на запад, пройдя по наземной его части и далее через шапку ледника вышла на самый западный мыс острова – мыс Мэри Хармсвуорт. Экспедиционному отряду из военнослужащих базы «Арктической трилистник» совместно с инспекторами национального парка «Русская Арктика», изучив дневники самого Джексона, предстояло повторить этот маршрут.

В 1894 году английская экспедиция под командованием Фредерика Джексона высаживается на мысе Флора острова Нортбрук, где обустраивает зимовку. Целью этой экспедиции было не столько достижение Северного полюса по неизведанной земле, а оценить человеческие возможности по выживанию в суровых условиях Арктики.

остров Галля, мыс Тегеттгоф

 

Март-апрель – это время неустойчивой и изменчивой погоды в этих широтах. В этот период день стремительно прибавляет, становясь полярным. Спланировав предстоящий сезон, Фредерик Джексон вместе со своим штурманом и напарником Альбертом Армитеджем в марте 1897 года санной партией отправляются в путь по окрепшему льду замёрзших проливов и бухт намеченным маршрутом.

Огибая северную оконечность острова Земля Георга, экспедиция подходит к Земле Александры с северо-востока, откуда для неё начнётся путь по острову на запад. Ступив на остров, Альберт Армитадж по секстанту определяет широту. В записях дневника Джексона находим её значение. Переносим её на современную карту, очерчивая прямую на уровне этой широты, намечаем для себя коридор поиска протяжённость 12 километров и шириною около 2 километров. Участок немалый.

Джексон на Земле Александры, 1896 год

Разумеется, техническое оснащение в конце XIX века было в зародыше своего развития, не говоря о точности измерений. То, что делали Джексон и его экспедиция, сейчас можно сравнить с высадкой человека на Луне. Да и в наш век в Арктику попасть можно только вахтовикам, учёным, изыскателям и военным.

Бухта Зверобоев

Маршрут экспедиционного отряда на Земле Александры

Начинаем поиски с северной части бухты Зверобоев вдоль намеченной широты. Двигаемся пешком на запад – в глубь острова. Через несколько сотен метров первые находки – настрелы гильз различных видов оружия советского производства, банки из-под консервов, поодаль видим проржавевшие топливные бочки, обломки снесённых (разрушенных) построек – следы трудовой деятельности людей в 60-70-х годах. Здесь же обнаруживаем кусок трубы, торчащий из грунта на месте, где велось когда-то бурение.

Бухта Зверобоев

Следуем прежним курсом, приближаемся к берегу океана. Подходим к небольшому сооружению, возведённому из плáвника, – перед нами пункт обогрева дозорных групп. Его возвели из выброшенных морем брёвен советские пограничники в 80-е годы. Внутри находим неприкосновенные запасы консервов, дров, ручного инструмента, гвоздей – того, что могло бы помочь выжить человеку в арктических условиях. Такие постройки встречаются вблизи береговой линии, и на острове их несколько.

Обогрев дозорных

На всём пути следования взглядом ищем на местности каменные гурии, которые обычно возводили первооткрыватели на местах своих коротких стоянок. Фиксируем найденное, наносим объекты на карту, после чего принимаем решение – перенести свои поиски сразу на мыс Нимрод.

Мыс Нимрод

Мыс Нимрод расположен на северном побережье острова. Им оканчивается наземный маршрут, и далее путь простирается вверх – на купол ледника.

ледник Купол Лунный. З. Александры

Ледник. купол Лунный

Своим названием мыс обязан Джексону, – в честь британского охотничьего клуба, в котором сам он состоял. В апреле 1897 года его санная партия в условиях ненастья, сильного ветра и плохой видимости достигла этого участка суши и разбила здесь лагерь.

Первые находки

Добираемся до места на гусеничном вездеходе по бездорожью и камням. Останавливаемся у кострища, выложенного по кругу камнями. Первое, что видим – обломки какого-то оборудования, предполагаем – радиостанция или какого-то спецоборудования, которое кем-то было уничтожено.

находки

На ближней каменной гряде видим разбросанные клочья армейских палаток. Окрас –  «флора». Находим маленькую проржавевшую канистру, вероятно из-под моторного масла. Далее работаем с металлоискателем, «пылесосим» грунт и каменную гряду. Грунт – базальтовая крошка, что упрощает наши изыскания. Предметы лежат на поверхности, как и сто лет назад. Рядом с кострищем находим элементы питания радиоаппаратуры, тут же настрел гильз немецкого оружия калибра 7,92 мм и гильзы 9×19 мм Парабеллум к немецкому пистолету.

находки

Маркировка на гильзах датирует их 1942 годом. Находим консервные банки из-под сардин португальского производства. Количество оставленных следов присутствия человека не такое большое, как в месте расположения основной базы, из чего делаем вывод, что здесь велась вспомогательная деятельность либо находилось продовольственное депо или была подготовлена, а потом законсервирована запасная позиция.

Северное побережье

На острове Земля Александры с сентября 1943 года по июль 1944 года вела работу немецкая метеорологическая экспедиция военно-морских сил Кригсмарине, имевшая название «Кладоискатель». Основная база находилась на полуострове Полярных Лётчиков – на побережье бухты Северной. Расстояние по карте между базой и мысом Нимрод – ровно 25 километров по прямой!

В 1931 году международная экспедиция (большей частью из немецких учёных и военных) на дирижабле «Граф Цеппелин» под командованием Хьюго Эккенера совершила облёт Земли Александры, проведя подробную аэрофотосъёмку острова. Эти данные пригодились немецкому военно-морскому командованию во Второй мировой войне, что позволило направить своих солдат на этот остров.

Северное побережье

Наша группа продолжает следовать в глубь мыса. На удалении нескольких сотен метров от места предыдущей находки обнаруживаем небольшое количество гильз уже советского стрелкового оружия (ТТ или ППШ), гильзы датированы маркировкой 1947 годом. В эти годы здесь могли оказаться и военные, и топографы, и геологи…

Достигаем каменной гряды. Камни у основания имеют практически правильную квадратную форму. Эти базальтовые кубы, сложенные природой один на другой, образуют «пирамиду». В этих камнях предположительно Джексон заложил железную банку с памятными визитками и приветствием для потомков.

Мыс Двойной

Однако у основания этой «пирамиды» мы находим кострище! По сроку предположительно столетней давности. Лагерь! В нескольких метрах – череп. Череп собаки (судя по клыкам и прикусу). А это уже подтверждение событиям из дневника Джексона, где он описывал смерть своих ездовых собак – сибирских лаек, невыдерживших трудного перехода, тела которых он затем скармливал живым псам. Возможно, останки такой собаки явились нашей находкой. Находке даём название – «Собака Джексона».

Растительный мир

Кострище и череп дают основание предполагать, что стоянка Джексона нами была найдена. Пейзаж с кромкой ледника очень походит на тот, что Джексон опубликовал в своём дневнике.

«Кладоискатель»

Возвращаемся на свою базу, чтобы через день сосредоточить поиски на «немецком» направлении.

Выдвигаемся к полуострову Полярных Лётчиков, в восточную часть бухты Северной, где находилась немецкая метеобаза научной экспедиции «Кладоискатель» («Schatzgräber»).

следы присутствия

В начале Второй мировой войны перед немецкой метеорологической службой Кригсмарине стояла задача метеосопровождения боевых действий немецкого флота в морях Западной Атлантики и Северного Ледовитого океана. Группе «Кладоискатель» («Schatzgräber»), состоявшей из одиннадцати человек, предстояло выполнять такую миссию на острове Земля Александры советского архипелага. Подобные метеогруппы действовали в разные периоды времени. Располагались они как на материковой части Норвегии, так и забрасывались на Шпицберген, а также в Северную Гренландию.

База «Кладоискатель» была обнаружена с воздуха известным полярным лётчиком Ильёй Мазуруком, совершавшим облёт острова ещё в 1947 году. Однако группа изыскателей под руководством Топоркова только в 1953 году на ледокольном судне «Семён Дежнёв» смогла подойти к берегам бухты и оказаться на месте самой базы. По их воспоминаниям, база была хорошо оснащена, полностью обустроена для работы и быта. В последующем советские полярники оставались на ней, проведя там зимовку (может, и не одну), пока не была построена новая полярная станция вблизи вновь созданной авиабазы. Затем за ненадобностью бывшая немецкая база была снесена или разобрана на дрова, а имущество трофеями досталось полярникам и лётчикам. Так что наши шансы быстро обнаружить значимую находку невелики.

нем. артефакт

Но всё же находкам быть! Самыми габаритными из них оказались десантные авиационные контейнеры типа Mischlastabwurfbehalter 250. Отмечаем на всей территории большое количество гальванических элементов питания для радиоаппаратуры, встречаются радиодетали, предметы быта, железные консервные банки (очень много), битое стекло, клочки армейских плащ-палаток окраса «флора», элементы одежды и обуви, средства личной гигиены и медикаменты. Рядом с одной из огневых точек находим тридцатимиллиметровый ружейный гранатомёт Gewehrgranatengerät – удивительно, как предшественникам он не попался на глаза, скорее всего, потому что он не очень походил на какой-нибудь известный им вид оружия. Находим свечу накаливания, вероятно от двигателя генератора, обеспечивавшего электропитанием базу. Из этих мелочей вырисовываем целую картину деятельности немцев: от их быта до выполнения ими задач по предназначению.

Арктич. цветы

В тактическом плане место для базы было выбрано немцами идеально. Берег высокий и каменистый со складками рельефа. Акватория просматривалась с наблюдательного пункта, сейчас на его месте четыре вбитые в грунт столба и углубление. Между огневыми точками по флангам – расстояние 500 м, глубина базы от фронта до тыла – 250 м. Основная постройка размещена в складках местности так, что оставалась практически невидимой ни с моря, ни с суши. Вокруг базы немцы провели инженерную подготовку местности: выложены камнями огневые точки для круговой обороны, проведено минирование подступов к базе гальваническими минами системы Sprengmine 35, налажена проводная связь с постами.

9 Подводя итоги

Подводя итог поисков, на месте нахождения базы «Кладоискатель» можем твёрдо сказать, что, безусловно, база существовала и выполняла поставленные задачи.

Примечательно, но последним немецким гарнизоном, который сложил оружие во Второй мировой войне, стала группа военных метеорологов (аналогичная группе «Кладоискателя») под командованием профессора географии и опытного полярника Вильгельма Деге, заброшенная в 1944 году на остров Нордостланд архипелага Шпицберген. Группа сложила оружие и сдалась британским морякам лишь в сентябре 1945 года.

Поисковые мероприятия на острове будут продолжены и дальше. Земля Александры, как и остальные острова архипелага, хранит свои истории и тайны, которые ещё предстоит открыть.

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели