Первый русский форпост в Сибирском Заполярье
Этот небольшой городок, основанный в начале XVII века, в удаленных и загадочных даже для современников областях, на самом северо-востоке Западной Сибири, заполучил массу громких эпитетов, включая звучное пушкинское «Лукоморье». «Златокипящая вотчина государева» – Мангазея, своим необычным названием обязан энецкому роду Монгкаси, обитавшему в низовьях Таза, у Северного Моря Акиана, на Земле Самоетской.
ще в конце XV века «мангазейская самоядь» встречается на страницах русских документов. В начале XVII века, в период своего наивысшего расцвета, на месте небольшого Мангазейского острога возникли значительные крепостные укрепления, а к северу от них раскинулся посад. Еще в 1607 году, при воеводах Давыде Жеребцове и Курдюке Давыдове, началось строительство городских оборонительных сооружений, состоящих из сплошных городен-клетей. К этому времени относится и строительство пяти башен кремля, в которых несли службу стрельцы, наблюдавшие за Мангазейской округой. Этот факт, обусловленный к тому же отсутствием качественного строевого леса в окрестностях Мангазеи, много говорит о важности вопроса для московского правительства закрепления России в этом регионе.
«Росписной список города Мангазеи» (1626-1627 гг.) доносит до нас следующую информацию: «Город деревянной рубленный, а у него пять башен, стоит над Тазом рекою. С приезду в стене башня Спаская проезжая четвероугольная, а под нею двои ворота. Одни с приезду, другие изнутри города брусчатые…» [Обдорский край…, № 41]. Далее описываются размеры Спасской и еще четырех угловых башен: Успенской, Ратиловской, Давыдовской и Зубцовской.
читать публикацию на uralstalker.ru