В настоящее время коренное население Ямальской тундры редко прибегает к самолечению, тем не менее в памяти народной сохранились сведения о самобытных способах врачевания, таких как прямое прижигание.
Институтом географии Российской академии наук установлено, что крайняя восточная точка Европы расположена на Ямале. На табло Ярославского вокзала города Москвы можно видеть название города с загадочным и ласкающим слух словом – «Лабытнанги». Скорый фирменный пассажирский поезд «Полярная стрела», согласно расписанию, уносит пассажиров на расстояние 2406 км из московской суеты к белому безмолвию Крайнего Севера в город Лабытнанги, являющийся железнодорожными воротами Ямала, через которые в советское время доставлялись грузы для освоения газовых месторождений Ямала.
Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. В России проживают свыше 41 000 ненцев, из которых около 27 000 – в Ямало-Ненецком автономном округе. Ненцы (прежнее название – самоеды) принадлежат к самодийской группе народов. Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством, занимаются в основном оленеводством, расселяются в нижнем Приобье, в зоне тундры от Кольского полуострова до правобережья низовья реки Енисей.
Лесные ненцы – малочисленный северный народ, проживающий в Ямало-Ненецком автономном округе. Лесные ненцы расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне реки Пур и Таз, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Численность лесных ненцев составляет всего около двух тысяч человек. Они называют себя НЕШАН, означающее «Человек».
Первыми достоверными сведениями о лесных ненцах являются данные, полученные в ходе экспедиции 1602 года, предпринятой русскими воеводами для присоединения этих земель к Сургутскому уезду. В книге, изданной в 1627 году, содержатся сведения о существовании лесных ненцев: «А за рекойю за Обью 200 верст пал в море река Таз. А в Таз реку пала река Пур. А по реке по Тазу Мангазея, Самоядь, Пяки». Пяк – это род лесных ненцев, который существует до настоящего время. Исследователь В. Бартенев в 1896 году так описывал лесных ненцев: «По внешнему виду этот народ ничем не отличается от самоедов, только немного смуглее и более резко выраженным монгольским типом, но в языке – громадная разница». В ненецком языке два диалекта – тундровой и лесной. Письменность была создана только для тундрового диалекта, на котором сегодня говорят около 95% ненцев.
Отсутствие письменности у ненцев не способствовало сохранению духовных богатств, в том числе и данных о народной медицине. Поэтому крупицы этих сведений можно найти лишь в трудах ученых и путешественников 17-20 веков, фольклорном материале и получить от старожилов тундры. Д.М. Тимковским (1908 г.) очень подробно описан обряд изгнания болезни шаманом: «После заклинаний шаман вынул сушеную березовую губку и, вырезав из нее несколько кусочков, клал, зажигая эти кусочки, на больную ногу и, видимо, радовался, когда кусочки от тела отскакивали. Он говорил, что болезнь пройдет». Особый вклад в сохранение культурного наследия коренных народов Крайнего Севера принадлежит Ивану Семеновичу Шемановскому, русскому историку, этнографу, игумену, главе Обдорской православной миссии, который в 1906 г. открыл первое на Полярном круге «Хранилище коллекции по этнографии инородцев Тобольского Севера», которое в дальнейшем стало окружным краеведческим музеем, расположенным в г. Салехарде.
Одной из первых научных работ о ненцах является «Описание живущих в Сибирской губернии Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов, сочиненной студентом Василием Зуевым», который по поручению академика Палласа изучал население нижнего Приобья в 1771-1772 гг. В этом труде имеется ряд сведений о народной медицине ненцев. В. Зуев пишет: «Одно есть у них мучительное лекарство… прижигать болящее место чагой, или березовой накипью. Путешествующий по Оби и изучавший ненцев нижнего Приобья в 1837 г. А. Шренк писал: «Единственный способ лечения, употребляемый ими в различных болезнях, состоит в том, что они сожигают на теле больного так называемую ядну (по ненецки – тунць), т.е. род нароста на стволе березы, от чего образуется нелегко заживающая рана, которая, отвлекая дурные соки с больной части тела, доставляет пациенту облегчение».
После окончания Тюменского государственного медицинского института в течении 30 лет работал неврологом, рефлексотерапевтом в Ямало-Ненецком автономном округе. Во время беседы с коренными жителями города (ненцами, хантами, коми), при проведении медицинских осмотров тундрового населения в стойбищах старики рассказывали о применении ненцами тепловых процедур при болях в позвоночнике, суставах, включая прижигание определенных зон на руках и ногах, пояснице.
Коренные жители Крайнего Севера в условиях суровой природы Заполярья создавали свою самобытную культуру, включая самолечение. Согласно наиболее современным данным, предками ненцев являются выходцы с Саянского нагорья, появившиеся на Севере около 1 тысячелетия н.э. Саянское нагорье – это горная система, расположенная на территории России (юго-восток Красноярского края, запад Бурятии, юго-восток Иркутской области, северо-восток Тувы) и Монголии (север аймака Хуветен). Протягивается с севера-запада на юго-восток (свыше 1000 км) от Енисея до Байкала.
И хотя в настоящее время население тундры редко прибегает к самолечению, в памяти народной сохранились сведения о самобытных способах врачевания, таких как прижигание. Интересен тот факт, что прямое прижигание – способ, редко применяемый в современной китайской народной медицине, широко использовался в древней китайской медицине примерно в то время, когда предки современных ненцев (жители Саянского нагорья) были ближайшими соседями китайцев: округ Да-хинган-ли, провинция Хэйлунцзян, КНР.
Сущность прямого прижигания у ненцев заключалась в раздражении определенных точек на коже тлеющим комочком чаги с последующим ожогом и образованием пузыря, что оказывало лечебное воздействие при различных заболеваниях. В качестве горючего материала чаще всего использовалась высушенная чага (вид грибов рода Инонотус отдела Базидиомицеты. Стерильная форма гриба имеет название чага, или березовый гриб). Чаще всего встречается на берёзах, отчего и получил народное название «чёрный берёзовый). Иногда прижигание проводилось с добавлением шерсти животных (оленя).
Прямое прижигание – способ, редко применяемый в современной китайской народной медицине, широко использовался в древней китайской медицине примерно в то время, когда предки современных ненцев (жители Саянского нагорья) были ближайшими соседями китайцев. Можно предположить, что, продвинувшись на Север, палеоненцы принесли сюда и прямое прижигание, но, оторвавшись от первоисточника, метод этот в дальнейшем не совершенствовался и остался на том уровне, каким он был в древней китайской медицине.
С древних времен человек стремился избавить себя от боли, обращаясь к таким приемам, как инстинктивный массаж ушибленного места или органа. При этом естественным было выявление болезненных точек, воздействие на которые уменьшало боль. Веруя в могущественную силу огня, человек стал прижигать раны, укусы, больные места. Длительное применение прижигания и иглоукалывания позволило выявить определенные закономерности при воздействии на ту или иную точку. При поражении и заболевании коленных суставов, параличей нижних конечностей, общего истощения тундровыми ненцами, знахарями, шаманами широко использовалось зона точки «точка долголетия», которая находится снаружи от коленной чашечки (Цзу-Сан-Ли-Е, по-китайски). Чтобы ее обнаружить, необходимо накрыть колено ладонью, при этом точка располагается напротив мизинца на расстоянии окончания среднего пальца.
В России первые сведения о прижигании были опубликованы в «Военно-медицинском журнале» в 1828 г. профессором медико-хирургического отделения Военно-Медицинской Академии г. Санкт-Петербург П.А. Чаруковским. Он сам использовал этот метод при лечении заболеваний позвоночника, ревматизме, разнообразных болях, простудных заболеваниях, неврастении, бессоннице, прижигая точку меридиана толстого кишечника, расположенную на самой выступающей части бугорка первого межпальцевого промежутка при приведенном большом пальце, добиваясь значительного улучшения состояния больных. В Лабытнанги, на базе Центральной городской многопрофильной больницы, впервые был открыт кабинет рефлексотерапии, где наряду с иглоукалыванием при лечении больных проводились тепловые процедуры с использованием полынных сигар. Для ее изготовления используется простая полынь (Artemisia vulgaris) – чернобыльник из семейства сложноцветных. Тлеющий конец полынынной сигареты дает инфракрасное излучение, которое оказывает преимущественное тепловое воздействие на ткани. Полынно-сигаретное прижигание можно проводить различными методами и способами, в зависимости от заболевания.
Этот способ тормозного действия применяют при болях в позвоночнике, невралгиях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и т.д. Коренным жителям Ямальской тундры, проживающим на территории города Лабытнанги и Приуральского района, администрацией больницы выделялись бесплатные путевки для лечения больных методом рефлексотерапии. С развитием науки и техники появляются все новые и новые методы воздействия на акупунктурные точки физическими факторами, например, электрическим током, лазерным, ультразвуковым, ультрафиолетовым излучением. Метод лечения прижиганием, возникший в народной медицине много веков назад, оправдал себя.