Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Большие трудности мелких куньих

 В заповедниках экосистемы являются эталонными, и все процессы, которые протекают на охраняемых территориях, необходимо фиксировать без какого-либо вмешательства человека. Все полученные многолетние данные становятся основой ежегодных
Летописей природы. Одной из страниц Летописи природы заповедника «Вишерский» стала трагическая судьба мелких куньих зимой 2018–2019 года. Бескормица…

Жизнь таежных обитателей сложна и разнообразна. Особенно они уязвимы в периоды природных стихийных бедствий, неурожаев кормов и бездумной деятельности человека 

при финансовой поддержке
при финансовой поддержке

Хотя предпосылки к этому появились еще задолго. Как известно, мелкие млекопитающие (мыши, полевки, насекомоядные) имеют цикличную динамику — в среднем около 3–4 лет. Именно эти крохотные зверьки являются основным кормом для хищных зверей и птиц, обитающих в северной тайге. На сезон 2018–2019 года пришлась депрессия их численности в заповеднике. Даже в таежных избушках продовольствие оставалось нетронутым, а на полу и столах не было привычных продуктов их жизнедеятельности. К этому, вполне обычному, явлению снижения численности добавились чрезвычайно холодные июньские дни и паводки. К примеру, в районе поселка Вая, расположенного в верховьях реки Вишера, пик паводка в 2017 году пришелся на 6 июня и составил 631 см, в 2018 году на том же участке паводок был максимальным — 7 июня и составил 521 см. И это при среднегодовом уровне 325 см.

Вода со временем ушла и унесла с собой многочисленные безвестные бедствия обитателей леса. Пострадали бобровые поселения, гнезда птиц и мелких грызунов.

Но и это еще оказалось не все. Именно на эти дни пришлись запоздавшие июньские заморозки, доходившие до –2 С еще 13 июня 2018 года, сопровождавшиеся осадками (снегом и дождем). Лето в заповеднике два года подряд наступало во второй половине июня. В эти периоды потомство тех видов животных, у которых оно оказалось слабо приспособлено к резким температурным перепадам, оказалось в беде. Только околоводные выдры чувствовали себя как «рыбы в воде», беззаботно охотясь за мелкой рыбешкой.

В итоге — в период зимних маршрутных учетов 2019 года установлено резкое падение численности мелких куньих: соболя — в 2,5 раза, колонка — в 5 раз, горностая — в 2,5 раза, ласки — в 6 раз, а также зайца-беляка — в 5 раз.

В феврале, находясь на учетных работах на кордоне Мойва, наша группа наблюдала концетрацию соболей возле человеческого жилья и визуально за 3 дня было определено около 13 зверьков различного окраса и размера, даже в светлое время суток. Эта ситуация привела к ошибочному мнению некоторых инспекторов об их высокой численности.

Весенние учетные работы на кордоне Лыпья также удивили нашествием соболей. В отличие от мойвинских собратьев зверьки даже днем, преодолев чувство страха перед людьми, принимали подкормку. Взамен они позволяли пополнять фотовидеотеку заповедника (зверьков можно было снимать даже на обычные телефоны).

Эти «беспокойные соседи» через 3 дня уже чувствовали себя хозяевами и в сумеречное время бегали по чердаку и прихожей научного стационара, иногда выясняя между собой отношения, брякая какими-то предметами. Для себя я сделал вывод, что соболь не такое уж бесшумное и тихое животное по сравнению с обычной домашней кошкой. С такими мыслями я ушел на весенний учет медведей, после их выхода из берлог, в соседнюю избушку.

По возвращении назад мой коллега, заместитель директора по научной работе, Колбин В. А. продолжал делиться с «бедолагами» своими припасами, готовя угощение из макарон, риса и чечевицы, обильно приправляя все маслом.

В целом же биология соболей широко изучена и известна. Во времена Советского Союза именно соболю было уделено самое пристальное внимание из охотничье-промысловых животных. Даже самый первый в СССР Баргузинский заповедник был организован для охраны этого животного. В заповеднике, помимо соболя и лесной куницы, широко распространена их помесь — кидусы, которые встречаются только на Урале. По данным за 2017–20 годы, в районе южной границы заповедника по реке Велс из 37 обследованных зверьков кидус составил 81%, соболь — 19%, куницы не оказалось совсем.

Весна и начало лета 2019 года наконец-то не принесли неожиданных сюрпризов. Представителям животного мира дана возможность спокойно заниматься необходимыми делами, они стараются все успеть за короткое уральское лето. Остается надеяться, что постепенно в таежное царство возвратится равновесие.



Перейти к верхней панели