В хранилищах свердловских музеев хранятся сотни тысяч экспонатов. Среди них есть настоящие исторические раритеты – к примеру, средневековые военные доспехи и оружие времен освоения Урала. Большую их часть можно увидеть в «Городке Чекистов» – в залах областного краеведческого музея. Открывает эту уникальную историческую экспозицию необычный бердыш – образец оружия конца XVI века, бытовавшего в Великом княжестве Литовском.
История появления экспоната в нашем музее очень интересна. Во время I Мировой войны из-под Минска (Белоруссия) в Вятскую губернию перебралась семья Иосифа Варфаламеевича Мациевского. Для своих четырех сыновей и дочери он построил большой дом в городе Котельнич, в дубовой роще на берегу реки Вятки. Поиски лучшей жизни на этом месте для него и закончились. До самой смерти Иосиф Мациевский проработал лесником, охраняя одну из самых красивых дубрав России.
После его смерти дети стали разбирать семейное имущество и неожиданно для себя нашли небольшую коллекцию столового серебра и необычный топор с выбитыми буквами «JG». Последний был покрыт ржавчиной, которую его внук И. Мациевского Владимир Петрович аккуратно убрал керосином.
Так, до 31 декабря 1999 года необычный топор, как его называли в семье, хранился в родовом доме. В новогоднюю ночь внук умер, а через некоторое время родственники обнаружили, что семейное серебро и необычный предмет похищены. Как выяснилось позже, сделал это знакомый, который помогал отапливать старинный дом. Приехавшие милиционеры завели уголовное дело и даже обнаружили некий металлический предмет. А вот оценивать и искать серебро они не стали. По версии правоохранительных органов, оно было очень старым, а значит, не представляло ценности. Правнучка Иосифа Мациевского Ирина Владимировна отдала металлический предмет на экспертизу.
Как ни странно, эксперты из Кировского краеведческого музея определили, что топор конца XIX века и ценности не представляет. Удивившись такой оценке, решили провести еще одну экспертизу в Территориальном управлении по сохранению культурных ценностей в Екатеринбурге. Здесь-то и была выполнена добросовестная экспертиза предмета. Благодаря научному сотруднику Института истории и археологии УроРАН А.П. Зыкову удалось установить, что данный экземпляр оружия – бердыш, скорее всего, был на вооружении какого-то литовского воинского подразделения во второй половине – конце XVI века, и сам предмет представляет собой ранний образец стрелецкого вооружения.
В энциклопедии холодного оружия читаем. «Бердыш (польск. Berdysz – топор) – рубящее древковое холодное оружие в виде топора с широким лезвием (40-100 см) в форме полумесяца на длинном древке (более 2 м). К древку крепился ремень для ношения Б. за спиной. В XV-XVII вв. в России бердыш состоял на вооружении стрельцов, служил также подставкой для стрельбы».
Польская энциклопедия добавляет: бердыш известен еще в Древнем мире, в средневековье получил распространение в XIV в. в Западной Европе. Особенно популярно это оружие было на Руси в XVI-XVII вв. Воевали им, нанося колющие и рубящие удары. Его использовали как подпорку во время стрельбы из мушкета, опирая дуло ружья на верхнюю часть лезвия между острием и древком. Бердыш был оружием польской пехоты времен короля Яна III Собеского (он был меньше и легче московского – 120 см, а не 150, как московский) и вытеснил пику в пехотных войсках и частично саблю. Используя этот бердыш как подставку, стреляли с колена.
Подобные экземпляры оружия уникальны для российских музеев, в наличии их имеется всего лишь несколько штук. Хотя в средневековье их изготавливали крупными партиями по 1-3 тысячи штук.
Обнаруживали подобные предметы и при археологических раскопках на Урале. Так, на Лозьвинском городке в Свердловской области был обнаружен аналог этого экспоната, датированный 1588-1598 годами. Встречались подобные находки и на Донбассе.
Как и каждый экспонат, история которого неясна, литовский бердыш дает возможности для рождения самых смелых версий и предположений. Что обозначают буквы «JG», выбитые на нем? Можно предположить, что это название воинской части «Jednostka G…» (Jednostka – по-польски, воинская часть). Может быть, это были инициалы владельца или мастера, сделавшего оружие, а, может, того, под чьими знаменами и сражались. Если бы наша фантазия была и вовсе безгранична, то в JG мы бы увидели первые буквы знаменитой Jasnej Gory (Ясной горы), на которой был расположен знаменитый Ченстоховский монастырь – одно из главных польских святилищ. В средневековье здесь часто разыгрывались сражения. Но это все лишь версии, боевое оружие, скорее всего, имеет более прозаическую историю.
Удивительно, что такое заслуженное оружие оказалось в глубине России. По всей видимости, для поляка Мациевского (о происхождении более чем ярко свидетельствует фамилия) эта вещь была особенно дорога, если при переезде из Белоруссии в вятские земли он вместе с остальными необходимыми вещами запаковал пятикилограммовый бердыш и хранил его всю жизнь вместе с фамильным серебром. Ныне же этот экспонат весом почти в пять килограммов занимает почетное место в экспозиции Краеведческого музея.
А вот самое древнее средневековое «обмундирование» Урала хранится в хранилищах Московского Кремля. Это кольчуга князя Шуйского, состоящая примерно из 20 тысяч колец. По легенде, именно она была надета на «покорителя Сибири» Ермака Тимофеевича во время его смертельного ранения в 1585 году.
С «Городком Чекистов», где ныне экспонируется средневековое оружие, связан еще один необычный факт. Когда в 1930-е годы строили этот конструктивистский комплекс, то при рытье одной из канав был найден персидский щит — образец старинного вооружения иранского воина.