Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Дикие олени Вишерского Урала

Всего 150 лет назад дикий северный олень был распространен весьма широко и был обычным представителем уральской фауны. В настоящее время в Пермском крае северные олени сохранились только на территории заповедника «Вишерский», расположенном на западном склоне гор Северного Урала, группировкой около 100 голов и около десятка животных на северо-западе края в заказнике «Северный олень». С 2018 года северный олень включен в Красную книгу Пермского края.

остатки стада Бахтияровых в истоках р. Ольховка 2006 г.. Фото Василий Колбин

 

 

В 70-х годах 19 века знаменитый зоолог-исследователь Леонид Павлович Сабанеев в своем труде «Лось и его добывание в Пермской губернии» писал: «Вообще распространение их (лосей, прим. авт.) гораздо ограничение распространения северного оленя, которые встречаются и на Дальнем Севере, и по всему Уралу, заходя южнее Златоуста; лоси же ….несравненно малочисленнее северных оленей; последние еще встречаются здесь в весьма значительном количестве и в этих западных предгорьях Екатеринбургского Урала составляют предмет почти главного звериного промысла. Впрочем, и в Верхотурском уезде в летнее время олени встречаются гораздо чаще лосей; то же самое можно сказать и относительно Чердынского уезда; только Соликамский и северная половина Пермского уезда составляют так сказать коренное местопребывание лосей и здесь их, бесспорно, гораздо более, чем оленей». В настоящее время численность лосей в крае оценивается не менее 35 000 голов.

В 2006 г олени ещё доверяли людям в дальнейшем они не подпускали ближе 300 м. Фото Василий Колбин

 

Таким образом, еще совсем недавно северный олень на Урале был в изобилии, и имел огромное значение в хозяйственной деятельности его жителей. Как произошло, что этот замечательный вид копытных пропал из нашего повседневного поля зрения? Ведь мы уже привыкли думать, что северный олень – это животное из далекой тундры, стран вечного льда и холода, а оказывается Средний и даже южный Урал для него был родным домом.

Этот вид оказался чрезвычайно зависимым от антропогенного воздействия не только с точки зрения хищничества браконьеров, уничтожения мест обитания промышленниками и других негативных факторов, но и деградации традиционного уклада жизни коренных народов манси и ханты. Именно их трудом веками культивировалось северное оленеводство до такой степени, что люди и животные практически не могли существовать друг без друга в суровых условиях. А одомашненный северный олень, являясь потомком диких предков, требует совершенно другого образа жизни человека для совместного существования, а именно – образа жизни кочевника. Номады канули в лету, а вместе с ними и объект выпаса. Возвращаясь во вторую половину 19 века к книге известного русского ботаника П.Н. Крылова «Вишерский край. Исторический и бытовой очерк» узнаем, что «из существующих по настоящее время вогульских селений по сю сторону Урала сохранился только Усть-Улс и то лишь потому, что вогулы совершенно обрусели, променяв свою полукочевую жизнь на оседлую. В настоящее время их 20 мужчин и 14 женщин: они уже трудно отличимы от русских»

Дикая важенка с оленёнком Молебный август 2017. Фото Василий Колбин

 

Сегодня можно с уверенностью сказать, что создание заповедника «Вишерский» стало решающим фактором по сохранению этого животного в Пермском крае. Для изучения дикого северного оленя научным отделом заповедника проводятся регулярные экспедиции по территории и ведутся наблюдения на стационарных постах; инспектора охраны также оказывают помощь своими данными, полученными в поле в период дежурств; устанавливаются фотоловушки на определенных участках. Есть задумки приобретения GPS-ошейников, что является наиболее технологичным способом изучения животных, подверженных ежегодной миграции.

остатки стада ольховка 2006. Фото Василий Колбин

 

Многие жители Красновишерского района помнят остатки некогда большого стада домашних оленей рода Бахтияровых на хребтах Кваркуш, Мартай, Ольховочный. О былом изобилии оленьих стад в прошлом напоминает урочище «Чум Бахтиярова», отмеченное на картах, возле хребта Ольховочный. В настоящее время домашнее стадо полностью растворилось среди диких оленей. О большой роли северных оленей напоминает и понятие горных пустошей, сформированное в 1948 г. ботаником Пермского университета А.М. Овесновым. Он показал, что данный тип растительности с доминированием щучки горной формируется на месте мохово-лишайниковых тундр под воздействием обогащения почвы продуктами жизнедеятельности оленей.

 

Биология северных оленей

Северный олень является единственным представителем семейства оленьих, у которого рога растут как у самцов (ирвасов), так и у самок (важенок), правда у последних они небольшие. Кроме того, только у этого вида морда полностью покрыта шерстью, включая пространство между ноздрями. Такая адаптация позволяет ему добираться до ягеля даже в плотном слежавшемся снегу в горах. Хотя конечно звери не только роются в снегу, но и активно «копытят» его. Широкие и плоские копыта оленей широко раздвигаются, а вырастающие между ними зимой длинные жёсткие волосы также увеличивают площадь поверхности, всё это не позволяет животным глубоко проваливаться.

Старик лиственничный 2006 г. Фото Василий Колбин

 

Зимний период животные проводят в подгольцовых редколесьях, так же периодически посещают окрестные речные долины и поймы. Кормом дикого северного является ягель, состоящий из смеси разных видов лишайников, содержащих много углеводов, но при этом он беден белками, витаминами и минеральными веществами. Отсутствие их в рационе в течение долгой зимы негативно сказывается на организме зверей. Нередки случаи, когда они грызут сброшенные рога. По данным С.М. Сокольского, полученным в Печоро-Илычском заповеднике, олени раскапывают ягель при высоте снежного покрова до 102 см. При этом в сутки они потребляют порядка 2 кг лишайниковой массы и раскапывают 30-50 квадратных метров ягельника. Под конец зимы, когда снежный покров становится слишком глубоким, они переходят на питание древесными лишайниками рода уснея Usnea и других родов. Попутно в зимний период звери кормятся ветками берез, ив, рябины. Весной, со сходом снега олени переходят на питание свежей зеленью, а если подвернется зазевавшаяся полевка или птичье гнездо, то не пропустят и его. В это время звери уходят в лесную зону на болота, где питаются всходами различных злаков и осок. Эти зеленые растения боле

Олень на хребте Молебный август 2009 г. Фото Василий Колбин

 

Гон у диких северных оленей начинается в первой половине сентября и продолжается до второй половины октября. Численность «гаремов» у самцов-производителей может достигать до 10 самок. В период гона между быками нередки турнирные бои, что может сопровождаться серьезными ранениями. Кроме того, «потерявших страх» из-за бурления страстей самцов нередко скрадывают медведи. Именно в это время самцы диких северных оленей часто появляются среди стад домашних. Обычно пастухи пытаются оградить стада от непрошенных гостей. В заповеднике «Вишерский» такое было возможно только с небольшими стадами домашних оленей манси. Кровосмешение дает более крупное выносливое и устойчивое к заболеваниям стадо, но звери становятся более строптивы и трудно поддаются обучению. Так же домашний олень всегда был конкурентом дикому в использовании пастбищ.

Типичные зимние пастбища. Фото Сергей Зимин

 

Самцы сбрасывают рога осенью после гона, самки же продолжают носить их, а сбрасывают весной перед отелом. Средняя продолжительность жизни дикого оленя примерно 15 лет. В заповеднике существенным негативным фактором, осложняющим жизнь оленей, является мощный снежный покров западного склона Урала, поэтому отмечаются миграции в соседнюю Свердловскую область.

оленьи места хр. Чувал. Фото Василий Колбин

 

Перед отелом самки уходят в укромные места, как правило, это сухие, хорошо защищенные от ветра низины. Во время отела, в мае – июне они приносят чаще одного, реже двух оленят. Линька начинается во второй половине июня. В это же время оленьи стада распадаются. В середине лета животные особенно страдают от укусов кровососущих насекомых, поэтому они устремляются в высокогорья, к снежникам. Там они проводят большую часть жарких летних дней. В тех районах, где снежников нет, звери забираются в водоёмы или отстаиваются на хорошо обдуваемых перевальных гребнях гор.

оленьи места хр. Лиственничный. Фото Василий Колбин

 

В Печоро-Илычском заповеднике за десятки лет наблюдений детально описаны сезонные перемещения животных. Там после гона олени перемещаются в лесную зону, где кормятся ягелем и уснеей до увеличения глубины снежного покрова до критических величин. К весне звери перемещаются в предгорья и горы, где на выдувах можно найти корм, а летом легче спастись от гнуса. Для Вишерского заповедника такие заметные перемещения не выражены, поскольку на территории ООПТ нет боров-беломошников, где звери могли бы постоянно кормиться в начале зимы, поэтому наша группировка более тесно связана с горами и перемещения в зимнее время проходят больше вдоль хребтов с одного пастбища на другое.

олени 2006. Фото Василий Колбин

 

Врагами оленей всегда были крупные хищники: помимо медведей и волков, одиночных и ослабленных животных на своих охотничьих угодьях давит росомаха, особенно в условиях рыхлого снега. Но в настоящее время, благодаря широкому распространению снегоходов и другой техники, главным хищником стал человек.

В рационе оленей береза играет заметную роль. Фото Сергей Зимин

 

В целом дикий северный олень является очень пластичным видом, прекрасно приспособленным к обитанию на обширных пространствах северной тайги и гор. Вишерская группировка, являясь самой южной на Урале, представляет большой интерес и требует серьезных усилий по её охране и изучению.

 

Вернуться в Содержание журнала

 



Перейти к верхней панели