Всего 150 лет назад дикий северный олень был распространен весьма широко и был обычным представителем уральской фауны. В настоящее время в Пермском крае северные олени сохранились только на территории заповедника «Вишерский», расположенном на западном склоне гор Северного Урала, группировкой около 100 голов и около десятка животных на северо-западе края в заказнике «Северный олень». С 2018 года северный олень включен в Красную книгу Пермского края.
В 70-х годах 19 века знаменитый зоолог-исследователь Леонид Павлович Сабанеев в своем труде «Лось и его добывание в Пермской губернии» писал: «Вообще распространение их (лосей, прим. авт.) гораздо ограничение распространения северного оленя, которые встречаются и на Дальнем Севере, и по всему Уралу, заходя южнее Златоуста; лоси же ….несравненно малочисленнее северных оленей; последние еще встречаются здесь в весьма значительном количестве и в этих западных предгорьях Екатеринбургского Урала составляют предмет почти главного звериного промысла. Впрочем, и в Верхотурском уезде в летнее время олени встречаются гораздо чаще лосей; то же самое можно сказать и относительно Чердынского уезда; только Соликамский и северная половина Пермского уезда составляют так сказать коренное местопребывание лосей и здесь их, бесспорно, гораздо более, чем оленей». В настоящее время численность лосей в крае оценивается не менее 35 000 голов.
Таким образом, еще совсем недавно северный олень на Урале был в изобилии, и имел огромное значение в хозяйственной деятельности его жителей. Как произошло, что этот замечательный вид копытных пропал из нашего повседневного поля зрения? Ведь мы уже привыкли думать, что северный олень – это животное из далекой тундры, стран вечного льда и холода, а оказывается Средний и даже южный Урал для него был родным домом.
Этот вид оказался чрезвычайно зависимым от антропогенного воздействия не только с точки зрения хищничества браконьеров, уничтожения мест обитания промышленниками и других негативных факторов, но и деградации традиционного уклада жизни коренных народов манси и ханты. Именно их трудом веками культивировалось северное оленеводство до такой степени, что люди и животные практически не могли существовать друг без друга в суровых условиях. А одомашненный северный олень, являясь потомком диких предков, требует совершенно другого образа жизни человека для совместного существования, а именно – образа жизни кочевника. Номады канули в лету, а вместе с ними и объект выпаса. Возвращаясь во вторую половину 19 века к книге известного русского ботаника П.Н. Крылова «Вишерский край. Исторический и бытовой очерк» узнаем, что «из существующих по настоящее время вогульских селений по сю сторону Урала сохранился только Усть-Улс и то лишь потому, что вогулы совершенно обрусели, променяв свою полукочевую жизнь на оседлую. В настоящее время их 20 мужчин и 14 женщин: они уже трудно отличимы от русских»
Сегодня можно с уверенностью сказать, что создание заповедника «Вишерский» стало решающим фактором по сохранению этого животного в Пермском крае. Для изучения дикого северного оленя научным отделом заповедника проводятся регулярные экспедиции по территории и ведутся наблюдения на стационарных постах; инспектора охраны также оказывают помощь своими данными, полученными в поле в период дежурств; устанавливаются фотоловушки на определенных участках. Есть задумки приобретения GPS-ошейников, что является наиболее технологичным способом изучения животных, подверженных ежегодной миграции.
Многие жители Красновишерского района помнят остатки некогда большого стада домашних оленей рода Бахтияровых на хребтах Кваркуш, Мартай, Ольховочный. О былом изобилии оленьих стад в прошлом напоминает урочище «Чум Бахтиярова», отмеченное на картах, возле хребта Ольховочный. В настоящее время домашнее стадо полностью растворилось среди диких оленей. О большой роли северных оленей напоминает и понятие горных пустошей, сформированное в 1948 г. ботаником Пермского университета А.М. Овесновым. Он показал, что данный тип растительности с доминированием щучки горной формируется на месте мохово-лишайниковых тундр под воздействием обогащения почвы продуктами жизнедеятельности оленей.
Биология северных оленей
Северный олень является единственным представителем семейства оленьих, у которого рога растут как у самцов (ирвасов), так и у самок (важенок), правда у последних они небольшие. Кроме того, только у этого вида морда полностью покрыта шерстью, включая пространство между ноздрями. Такая адаптация позволяет ему добираться до ягеля даже в плотном слежавшемся снегу в горах. Хотя конечно звери не только роются в снегу, но и активно «копытят» его. Широкие и плоские копыта оленей широко раздвигаются, а вырастающие между ними зимой длинные жёсткие волосы также увеличивают площадь поверхности, всё это не позволяет животным глубоко проваливаться.
Зимний период животные проводят в подгольцовых редколесьях, так же периодически посещают окрестные речные долины и поймы. Кормом дикого северного является ягель, состоящий из смеси разных видов лишайников, содержащих много углеводов, но при этом он беден белками, витаминами и минеральными веществами. Отсутствие их в рационе в течение долгой зимы негативно сказывается на организме зверей. Нередки случаи, когда они грызут сброшенные рога. По данным С.М. Сокольского, полученным в Печоро-Илычском заповеднике, олени раскапывают ягель при высоте снежного покрова до 102 см. При этом в сутки они потребляют порядка 2 кг лишайниковой массы и раскапывают 30-50 квадратных метров ягельника. Под конец зимы, когда снежный покров становится слишком глубоким, они переходят на питание древесными лишайниками рода уснея Usnea и других родов. Попутно в зимний период звери кормятся ветками берез, ив, рябины. Весной, со сходом снега олени переходят на питание свежей зеленью, а если подвернется зазевавшаяся полевка или птичье гнездо, то не пропустят и его. В это время звери уходят в лесную зону на болота, где питаются всходами различных злаков и осок. Эти зеленые растения более полноценны в кормовом отношении, чем ягель. Поедая их, олени восстанавливаются и крепнут после зимы. Животными охотно поедаются грибы.
Гон у диких северных оленей начинается в первой половине сентября и продолжается до второй половины октября. Численность «гаремов» у самцов-производителей может достигать до 10 самок. В период гона между быками нередки турнирные бои, что может сопровождаться серьезными ранениями. Кроме того, «потерявших страх» из-за бурления страстей самцов нередко скрадывают медведи. Именно в это время самцы диких северных оленей часто появляются среди стад домашних. Обычно пастухи пытаются оградить стада от непрошенных гостей. В заповеднике «Вишерский» такое было возможно только с небольшими стадами домашних оленей манси. Кровосмешение дает более крупное выносливое и устойчивое к заболеваниям стадо, но звери становятся более строптивы и трудно поддаются обучению. Так же домашний олень всегда был конкурентом дикому в использовании пастбищ.
Самцы сбрасывают рога осенью после гона, самки же продолжают носить их, а сбрасывают весной перед отелом. Средняя продолжительность жизни дикого оленя примерно 15 лет. В заповеднике существенным негативным фактором, осложняющим жизнь оленей, является мощный снежный покров западного склона Урала, поэтому отмечаются миграции в соседнюю Свердловскую область.
Перед отелом самки уходят в укромные места, как правило, это сухие, хорошо защищенные от ветра низины. Во время отела, в мае – июне они приносят чаще одного, реже двух оленят. Линька начинается во второй половине июня. В это же время оленьи стада распадаются. В середине лета животные особенно страдают от укусов кровососущих насекомых, поэтому они устремляются в высокогорья, к снежникам. Там они проводят большую часть жарких летних дней. В тех районах, где снежников нет, звери забираются в водоёмы или отстаиваются на хорошо обдуваемых перевальных гребнях гор.
В Печоро-Илычском заповеднике за десятки лет наблюдений детально описаны сезонные перемещения животных. Там после гона олени перемещаются в лесную зону, где кормятся ягелем и уснеей до увеличения глубины снежного покрова до критических величин. К весне звери перемещаются в предгорья и горы, где на выдувах можно найти корм, а летом легче спастись от гнуса. Для Вишерского заповедника такие заметные перемещения не выражены, поскольку на территории ООПТ нет боров-беломошников, где звери могли бы постоянно кормиться в начале зимы, поэтому наша группировка более тесно связана с горами и перемещения в зимнее время проходят больше вдоль хребтов с одного пастбища на другое.
Врагами оленей всегда были крупные хищники: помимо медведей и волков, одиночных и ослабленных животных на своих охотничьих угодьях давит росомаха, особенно в условиях рыхлого снега. Но в настоящее время, благодаря широкому распространению снегоходов и другой техники, главным хищником стал человек.
В целом дикий северный олень является очень пластичным видом, прекрасно приспособленным к обитанию на обширных пространствах северной тайги и гор. Вишерская группировка, являясь самой южной на Урале, представляет большой интерес и требует серьезных усилий по её охране и изучению.