В середине XX века по реке Чусовой располагались поселки лесозаготовителей и сплавщиков – Усть-Шалашная (Камлесосплав), Ветляны, Малая Дивья (или Пятый), Заметная, Кривое, расцвет которых пришелся на 1950-е – 1970-е годы.
Многие барачные поселки вдоль берега Чусовой и ее небольших притоков-речушек уже канули в лету. Но память о них еще жива. С постоянными, хоть и немногочисленными жителями остались деревни Ветляны и Усть-Шалашная. А Малая Дивья, Заметная, Кривое населены дачниками. Особенно изменила течение жизни деревень автомобильная дорога Полазна – Чусовой: сейчас до центра Перми на машине можно без труда добраться за один час. А раньше теплоходы и ракеты были самым востребованным транспортом. Высокие заборы дачников, уходящие к самой воде, отрезали местных жителей от главного – реки. И все меньше становится мест, где можно выйти на берег, да и мостки вдруг стали уже чьей-то «частной собственностью».
Небольшое селенье Ветляны было расположено на красивом берегу реки Чусовой. В конце 1860-х годов здесь появились крестьяне, переселившиеся из Полазненского завода. Эти земли они арендовали у заводской конторы – «земля хорошего качества, лес под боком и за недорогую плату», держали и много скота. Говорили, что «чудная» река Чусовая никогда не замерзает, и даже в лютую зиму, это давало хороший улов рыбы в любое время года. Ветлянцы были хорошими охотниками на птицу и зверя, что приносило прибыль. Занимаясь выгонкой смолы и дегтя, им удавалось «заработать сотню-другую», притом оставаясь дома, никуда не выезжая. Как писала газета «Пермский край» в 1902 году: «Даром что живут в страшной глуши, удалены от всех бойких промышленных центров, как Пермь, завод Полазна и Верхне-Чусовские городки», а хороший доход есть.
Лесодобыча в районе Усть-Шалашной началась еще более 100 лет назад. В 1901 году там уже находилась лесовозная пристань. Лес добывали достаточно далеко от реки, за день только одну привозку успевали делать.
По излучинам реки
До наполнения водой Камского водохранилища река Чусовая была не такой полноводной, а извилистой, с островами и скалами.
Путеводитель для туристов 1936 года так описывает этот участок реки Чусовой. Усть-Шалашная располагалась на большой излучине, справа от нее впадала речка Шалашная, напротив устья которой на Чусовой лежал остров – Шалашинский. Ниже острова на правом берегу – большая возвышенность, которая обрывалась к реке высокими белыми гипсовыми скалами – камень Соколий. Через два километра Чусовая разделялась на два рукава большим островом Ветлянским. Напротив острова на правом берегу около устья речки Ветлянки – деревня Ветляны, а на левом – небольшой поселок Нердвинский. В правом рукаве была устроена лесная гавань. За островом река поворачивала вправо и, миновав небольшие выселки Новоселы и Дивьинский, подходила к живописной лесистой горе Дивьей, от которой круто уходила влево.
Затем Чусовая полого поворачивала влево и, миновав остров и небольшую деревню Зуевку справа, упиралась в высокий лесистый увал Сироловой горы, обрывающейся к левому берегу реки высокими скалами. Напротив обрыва на реке – остров Опасный. От Сироловой горы Чусовая снова поворачивала вправо, делая большую извилину к северо-западу. Около вершины извилины на правом берегу располагался выселок Кривки. Напротив него начинался большой остров, изогнувшийся по реке.
«Старые» поселки
«Старые Ветляны» – так жители современного поселка называли селение до затопления Камской ГЭС. Здесь, у Чусовой, было красивое озеро, где любили отдыхать и купаться жители.
В 1951 году в этой части Чусовой начались буровые работы. Буровые №1 под Дивьей (ныне – Малая Дивья) и №2 у Камлесосплава дали нефть с глубины 1600 метров. В старых Ветлянах на нижнем складе была лесопилка и шпалорезка, а полученные материалы возили на баржах в Левшино. На месте сохранившихся сейчас островов напротив Ветлян была ремонтно-механическая мастерская. Здесь выжигали древесный уголь, а также при расчистке площади под затопление сжигали мусор и отходы, а потом все засыпали землей. По деревням на Чусовой проехала комиссия Камского водохранилища, определила уровень подъема воды – «вода вот досюда будет». Не верилось местным жителям: «У-у, пусть не брешут!». Дома, подлежащие сносу, оценили, выплатили деньги, а очищали огороды и засыпали ямы уже сами жители. Кто остался – перенес дом выше, а кто и уехал. Кривое также пришлось переносить с низины, новый поселок расположился на обоих берегах речки Малая Кривая.
Лесозаготовители и сплавщики
Ветлянский механизированный лесопункт начал работать в 1936 году – вырубал леса по реке Чусовой, в том числе попадавшие в зону затопления. Первые работники мехлесопункта первоначально жили в землянках, потом началось строительство жилья – бараков и щитовых домов. С созданием лесопункта численность поселка стала быстро расти – приезжали жители окрестных деревень, Косогора, Пеньков и завербованные из Перми и других городов. Как вспоминают жители Кривинского участка, лесозаготовителям платили немного, жили бедно, многие за счет своего хозяйства.
В годы войны для выполнения плана в зимнее время на лесозаготовки мобилизовывали колхозников. Так, в 1944 году председатель Ветлянского мехлесопункта Сорокин должен был обеспечить мобилизованных жилыми помещениями и питанием, а это 60 пеших рабочих и 70 возчиков на лошадях. Проводились и фронтовые декадники.
Ветлянский леспромхоз треста «Уралзападлеса» объединял участки: на реке – Кривинский и Заметнинский, в отдалении от реки Чусовой Мутнинский (сейчас – деревня Мутная), Лесной, Северный и Сырые (сейчас не существуют). В лесных поселках появились и спецпереселенцы – советские немцы, власовцы, в 1944 году прибыло много крымских татар – целыми большими семьями. Большинство работали на лесозаготовках и сплаве, дети учились в школах. Когда крымским татарам разрешили вернуться, они почти все уехали с чусовской земли. В Кривом проживали и ссыльные поляки.
Для перевозки древесины были построены узкоколейные железные дороги – Сыро-Ветлянская, Мутнинская, Сухо-Ветлянская – с выходом к реке Ветлянке и Мутной. Мотовозы – один из символов эпохи лесозаготовителей. В лесу еще можно встретить рельсы – остатки этих дорог.
В 1951 году был создан Чусовской сплавной рейд Камлесосплава, в составе которого был образован Ветлянский сплавной участок. Работа сплавщиков была непростой. Например, на плотбищах бракер-приемщик должен был отделять дровяную древесину от деловой. Немалую роль в выполнении планов сплавщиками играла погода. Так, в 1953 году река Чусовая вскрылась 20 апреля. После весеннего паводка сильно обмелела. Перекаты Ромахинский и Кривинский к 18 июля обмелели до 45 см, вследствие чего неизбежно пришлось прекратить выплав древесины с Ветлянского и частично Ромахинского участков. Вдоль берегов, несмотря на очистку, оставалось много бревен, которые жители использовали в своем хозяйстве.
В Камлесосплаве были катера и самоходки, формировали плоты. Еще в начале 1930-х годов усть-шалашинские сплавщики были одними из лучших. Лесозаготовители пилили бревна разной длины, сплавщики собирали их в пучки. Когда вода поднималась, начинали формировать – люди стояли на «двориках» и сортировали бревна по размеру. На сплотке работали и мужчины, и женщины. Собранные плоты катерами везли в Левшино. Народу было много, и щитовых домиков на всех не хватало. А когда участок закрылся, многие разъехались.
К 1960-м годам лесные поселки были многочисленны. В 1969 году в Ветлянах проживало 1225 человек, это был центр сельсовета. В Малой Дивьей – 319, в Усть-Шалашной – 542, в поселке Кривом – 200. Только в Заметной немного – 17. Щитовые дома – один из символов этого времени, часть из них все еще стоит в деревнях.
Ветлянский леспромхоз был закрыт в 1972 году.
Где и как училась молодежь
В Ветлянах были ясли и детский сад. В 1959 году из детского сада в школу выпустились 14 мальчиков и девочек, и состоялся утренник – большой концерт. Родители через местную газету «Уральская вышка» выразили благодарность заведующей М. Тепляшиной и воспитательнице Л. Смирновой.
Начальная школа в Ветлянах открылась в 1931 году. Через семь лет она стала семилеткой, а с 1954 года – средней школой. Начальные школы в 1950-е годы были практически во всех поселках лесозаготовителей – Заметной, Усть-Шалашной, Кривом. Как правило, в школе было две учительницы, а 1 и 3, 2 и 4 классы занимались вместе. Позже начальные школы на лесоучастках позакрывали, а в Ветлянскую дети добирались по-разному – пешком, на лыжах, на самоходке. Другие жили в интернате.
Как ни странно, но одной из проблем в поселках лесозаготовителей было обеспечение школ дровами. Не раз в местной прессе появлялись критические статьи, а на собраниях руководителям предприятий «ставили на вид». Да и сами здания школ были холодные. В Заметной – зимой промерзали углы, появлялся иней, на уроках дети часто сидели в пальто. Но об учителях все вспоминают с благодарностью.
Внеучебная жизнь школьников была насыщенной. Она нашла отражение в сохранившихся фотографиях. Пионерские сборы, лагеря, праздники, походы… Классами же ходили в окрестные деревни, лазили по скалам, совершали прогулки на самоходках, катерах, в вагонах узкоколейной железной дороги.
Как лечили
В годы Великой Отечественной войны в Ветлянах уже была больница и амбулатория, фельдшерские участки в лесных поселках. Была организована бесперебойная работа бань и жаровых дезкамер. Бани посещались коллективно – рабочими лесозаготовок, стройколонн, школьников и другим населением. Действовал институт общественных санитарных инспекторов, работали ручные прачечные. За всем этим строго следила общественность. Так, в 1942 году за антисанитарное состояние жилищно-бытовых помещений стройколон и эвакуированного населения начальнику Ветлянского мехлеспункта Новоселову и врачу Масловой были объявлены выговоры.
Но и в 1950-е годы отсутствие хороших дорог осложняло обеспечение населения врачебной помощью. Документы свидетельствуют, что в 1953 году на Ветлянском участке не было врача, а больница, рассчитанная на 15 коек, обслуживала бо́льшую часть рабочих леспромхоза и при этом располагалась в тесном неприспособленном помещении. Газета «Уральская вышка» писала о вопиющем факте: дирекция леспромхоза заняла здание амбулатории и население было лишено нормального амбулаторного приема. Только жалоба в районную газету разрешила ситуацию. В 1959 году в Ветлянах была построена новая больница. Амбулатория и аптека находились в одном здании.
Как кормили
Сегодня многим людям аббревиатура «ОРС» ничего не скажет. А в 1950-е – 1980-е годы от отдела рабочего снабжения во многом зависело питание жителей леспромхозовских поселков.
Продукты и товары привозили на баржах. В Ветляны баржи с мукой, крупами подходили к берегу реки Ветлянки, где были расположены базы. Матросы бросали сходни, а мужики таскали мешки по 50 килограмм. Осенью привозили фрукты, арбузы, было овощехранилище, пром- и продбазы. Соль в одном из помещений была навалена валом, «как речной песок». Базы со складами стояли на сваях.
В Ветлянском ОРСе в августе-сентябре 1953 года не было мыла, и жители вынуждены были ходить за восемь километров в Косогор, чтобы купить печатку мыла. Долго не было здесь махорки, папирос, соли. Не надеясь только на привозное продовольствие, ОРС в конце 1950-х годов организовал два звена рыболовов, за полгода выловивших более 10 тонн рыбы; пчелопасеку – и почти круглый год в продаже был мед; ферму водоплавающей птицы с гусями шадринской породы, привезенными из Катайского племенного колхоза Курганской области; приобрели инкубатор.
В одно из июльских воскресений 1959 года в Ветлянах прошли соревнования рыболовов-любителей. Первое место занял сучкоруб Ветлянского леспромхоза В.С. Бабин, наловивший удочкой больше пяти килограммов рыбы.
Были в поселках и столовые, но в начале 1950-х годов в них было не очень уютно. Читаем в местной газете: «В рейдовской столовой Усть-Шалашной чай пьют из консервных банок», «в Ветлянской столовой недостаточно стаканов, нет ножей и вилок, и сама столовая находится в антисанитарном состоянии». Ситуация налаживается только к концу десятилетия. А для разнообразия питания лесозаготовителей работники Ветлянской столовой посадили овощи.
Пекарня в Ветлянах была большая, а труд работников тяжелый. Черную ржаную муку вручную месили с кукурузной, «аж руки драло». Хлеб сначала был черный и серый, а белый появился позже – первый испекли к празднику. Старожилы помнят, что в Ветлянах даже был осел, который возил хлеб из пекарни в магазин. За хлебом были большие очереди. В конце 1980-х – начале 1990-х годов его продавали в первую очередь «местным», а уже потом «дачникам» – такое было разделение.
Многие ветлянцы вспоминают и «Голубой Дунай» – магазин-киоск, окрашенный в голубой цвет. Там продавали сироп в колбах. А в общественной бане – газировку с сиропом.
Клубная жизнь
Клубы были практически везде. Здесь показывали фильмы, танцевали, читали стихи, ставили спектакли. Активно работала самодеятельность. В Камлесосплавском клубе праздновали и Новый год. Клуб в Ветлянах несколько раз горел. В старом была бильярдная. В 1966 году на месте сгоревшего построили новое здание со зрительным залом на 200 мест. Здесь же регистрировали браки и новорожденных. Выступал замечательный местный хор и духовой оркестр. Они ездили с концертами по всему Добрянскому району.
При клубе была и библиотека. А в 1959 году в Ветлянах открылся книжный магазин, который располагался в небольшом помещении.
Старожилы в Ветлянах с гордостью вспоминают футбольную команду Ветлянского леспромхоза. Газета «Уральская вышка» писала: «В июле 1959 в Ветлянах состоялся матч по футболу между командами Ветлянского леспромхоза и Чусовского рейда. Упорная борьба закончилась со счетом 5:2 в пользу хозяев поля».
У многих в памяти хранится история поселков лесозаготовителей и сплавщиков, кто-то жил здесь целыми поколениями, кто-то оказался случайно, кто-то не по своей воле. Развитие средств связи, интернета дает сейчас возможность встречаться чаще, находить друзей, общаться, есть и многочисленная группа «Ветлянская школа» в социальной сети Одноклассники, хотя уже ни одной школы в этих деревнях не осталось. И если вы захотите услышать истории жителей этих деревень, приезжайте на Троицу в Ветляны, где на местном кладбище встречаются земляки, чтобы помянуть предков.
От координатора проекта
В нашей фотоэкспедиции завершился период Президентского гранта. В ходе трех этапов этого периода мы заглянули в историю и сегодняшний день 25 сел и деревень, что сопутствуют течению Чусовой. Это ровно треть всех населенных пунктов с историческими корнями, бытующих ныне на берегах Чусовой. В поисках иллюстраций и подготовке текстов к ним нам помогали библиотечные, школьные, музейные, семейные фотоархивы. При этом именно сельские библиотеки явили себя лидерами краеведческого движения в Чусовском районе Пермского края. Благодарно называем авторов-энтузиастов поименно: Ангелина Кусайко, Анатолий Тарасов, Сергей Шевырин, Галина Ерусланова, Светлана Горностаева, Нина Яркова, Наталья Халявина, Юлия Кашаева. Надеемся, что они будут и впредь авторами и бескорыстными друзьями журнала.
Нам предстоит побывать еще в шести чусовских населенных пунктах, и пятилетняя фотоэкспедиция «История России. Река Чусовая» теперь уже водами не одной Чусовой, а целого Камского «моря» закончит свой путь.
Оставайтесь с нами.