(к 300-летию основания города Полевского)
В 1702 году жители Уткинской и Арамильской слобод Кузьма Сулей и Сергей Бабин в верховьях Чусовой возле ее притока речки Полевой, на Гумешках, в старых чудских закопушках обнаружили медные признаки.
В 1710 году брат Сергея – Федор Бабин там же нашел в горе медную руду, которую стали добывать и возить на Уктусский завод.
В своей книге «Описание Уральских и Сибирских заводов» Вильгельм де Геннин пишет: «А для добычи той руды в трех ямах были опущены срубы и два ворота и при том зделаны анбар, сарай и другое небольшое строение. А в 1718-м году, июня 10-го дня, Гельжеутской волости башкирцы Чюбар Балагушев с товарищи, собрався многолюдством, и на том руднике то все строение выжгли и работных людей согнали.
И в 1720-м году, декабря в 4 день, ис правительствующаго сената отправлен на Уфу к полковнику графу Головкину да к воеводе Бахметеву указ, в котором написано, что де за Чюсовой рекой, у Полевой речки, на горе от Уктуского завода в 30 верстах, на котором-де заводе надлежащее строение было, и на оной-де наехав башкирцы строение выжгли, а работных людей согнали и впредь промышлять запретили, також и на месте Гумешках, на копях старых они, башкирцы, промышлять руды не допускают, и чтоб они, башкирцы, в тех и протчих местах, и где руда будет сыскана, хотя и в их владении посланным из берг-коллегии афицером и протчим служителем в сыскании и в копании тех руд и в строении заводов, служа великому государю, помешательства не чинили, а чинили б всякое вспоможение, и ежели их народу кто такую руду сыщет, то им объявлять приставленным от берг-коллегии. А им за то против печатной привиллегии платить, как и российскому народу определено, без задержания. И о том к ним, башкирцом, из сената грамота отпущена декабря 12-го дня 1720-го году.
Оной указ из грамоты копия посланы на Уфу к полковнику графу Головкину с Уктуса артилерии от капитана Татищева маия 9-го дня 1721-го года.
И того ж 1721-го году, июня 9-го да 10-го чисел, с Уфы от господина графа Головкина и воеводы Бахметева к нему, капитану Татищеву, ответствовано, что явились у них в Уфе, Уфинского уезду, Сибирской дороги, Гельжеутской волости, башкирцы Чюбар Батырь, он же и Балагушев, с товарищи и, выслушав присланной из Санкт-Питербурга из сената указ и з грамоты копию, сказали посланным-де к ним, башкирцом, для искания и копания руд они, башкирцы, Чубар с товарищи всею волостию никакого прощения чинить не будут и в том подписались.
А в 1722-м году, июня в 25 день, по указу ис правительствующаго сената от артилерии генералу лейтенанту Дегенину [велено] за Чюсовой рекой, у Полевой речки, на старинной земле государевой, которая по жалованной грамоте в прошлом 7076-м году при царе Иване Васильевиче отдана во владение имянитым людем Строгановым, построить медные заводы и крепость или шанцы в пристойном месте для содержания и охранения тех заводов от башкирцов».
Датой основания города Полевского считается 1718 год, когда началась промышленная разработка Гумешевского месторождения медных руд для плавки на Уктусском заводе.
Мысленно отмотаем 300 лет назад и внимательно рассмотрим старые планы и карту, на которых изображены пять крепостей и верховье реки Чусовой.
План крепости Горный Щит 1734 года. При начале строительства Екатеринбурга, двадцатью верстами от него, в деревне Верхний Уктус построены дворы и поселены драгуны Сибирского полка для охранения пограничных слобод, в том числе и Арамильской. С тех пор поселение Верхний Уктус стало именоваться Горный Щит, находится на дороге между Екатеринбургом и Полевским Заводом. То место обведено земляным бруствером и обнесено надолбами.
План крепости Косой Брод 1734 года. После Горного Щита построена возле реки Чусовой, где имелся переезд, крепость Косой Брод и определено тут быть роте солдат для охранения рудных возчиков. Жилые дома огорожены палисадом, имелось четыре башни и смотровая площадка над воротами, построены казармы, амбар и караульная изба. Вне тына находилась каланча с колоколом для сообщения о приближении башкирцев и возникновения пожаров. Брод на Чусовой находился на дороге из Екатеринбурга в Полевской Завод.
Историю возведения Полевского и Северского заводов можно прочитать в энциклопедии «Металлургические заводы Урала» (2001).
План Полевского Завода 1734 года. У тына четыре башни и полубастион, две смотровые площадки над воротами, каланча находилась внутри крепости, церковь, жилые дома для мастеровых людей, архив, контора, дом управителя, караульная изба, кузница, домна, плавильная фабрика. Снаружи тын обнесен рогатками. Отметим, что в ведомости Полевского завода за 1744 год есть прапрапрапрадед Петр Бажов – предок сказителя Павла Петровича Бажова. Петр имел жалованье за год 14 рублей 40 копеек, определен при заводе в ученики обжигальщика, не из рекрут, в подушном окладе записан.
План Кунгурской лесопилки 1735 года. Точной даты возникновения Кунгурской пильной мельницы пока нет, но на плане 1735 года она уже существует. У Кунгурского тына четыре башни. Внутри крепости лесопилка, жилая изба, амбар, кузница и конюшня. Доски изготавливались для заводских нужд и для постройки барок на Макаровской пристани. Достопримечательностью Кунгурки является водопад Грохотун.
План Северского Завода 1763 года. Крепость обнесена рогатками. По углам четыре сторожевых башни, три надвратные смотровые площадки по дорогам на Полевской Завод, в Кособродскую крепость и на Кунгурскую пильную мельницу. Внутри тына производственные объекты: молотовая фабрика, якорная, кузница, весовой корпус, пробная изба; дома мастеровых людей, контора, дом управителя, караульная изба.
На карте реки Чусовой 1747 года показаны Полевской и Северский заводы, деревни Кособротска, Красногорска, Розкуиха и Курганова.
О нынешнем имени речки Зюзелка. На карте 1747 года эта речка именуется Жужолка. В старину большие крупицы золота называли жужелками.