…стремительно взметнувшись в заоблачную высь, открылась перед нами великолепная зубчатая вершина. На фоне предзакатного пожара она курится легким белым дымком, а по ее подножию неторопливо проплывают серые облака. Это красавица Манарага, настоящее чудо Приполярного Урала!
Е.П. Масленников, 1961.
Если попросить любого туриста назвать самую красивую и известную вершину Приполярного Урала – это будет, без сомнения, Манарага. Непохожая обликом на окрестные горы, да и вообще ни на какие другие вершины, знаменитая «Медвежья лапа» издавна притягивала к себе взоры путешественников, по праву заслужив титул «Короны Урала». И сейчас любая туристская группа, планируя маршрут в этом районе, старается включить в него Манарагу.
Расположена гора в районе самых высоких уральских вершин – в отроге Исследовательского хребта, в правобережье реки Косью, которая, огибая ее массив, делает резкий поворот на 90 градусов.
На карту Манарагу впервые нанес в 1847 г. венгерский этнограф Антал Регули, побывавший в 1843-1845 гг. во время своего путешествия на Урал на плато Парнук, откуда Манарага хорошо видна. На его рукописной карте «Район высших вершин Урала» вершина показана, правда, на левом берегу р. Косью: под Манарагой Регули не был, а карту составлял со слов своего проводника Тёбинга.
Но известной гора стала после Североуральской экспедиции Императорского Русского Географического общества, а точнее – в 1856 году, когда вышла книга Э.К. Гофмана «Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой» по итогам работы экспедиции.
Отряд Гофмана в июне 1850 г. проехал по верховьям р. Косью-Манараги, и художник экспедиции И.И. Бермелеев сделал в этом районе несколько рисунков. Вот как описывает Гофман вид с верховьев р. Юнковож: «Извилина долины открыла перед нами боковой вид на Манарагу, и тогда его гвоздеобразный шпиц явился необыкновенно зубчатою вершиною».
Гофман первым истолковал название горы: «По этой вершине гора получила свое самоедское имя, которое, по истолкованию нашего переводчика, значит «Медвежья Лапа». Спустя столетие А.К. Матвеев уточнил: ненецкое мана – «передняя лапа медведя» («рука»), раха – суффикс уподобления – «подобный». Вершину горы – рассеченный скальный гребень длиной около 1,5 км направлением с юго-запада на северо-восток – действительно можно сравнить с поднятой вверх широкой передней лапой медведя с выпущенными когтями. Кстати, юго-западный отрог Манараги так и называется по-русски – Медвежья Лапа. А неподалеку, в верховьях Капканвожа, находится гора Лжеманарага, формой напоминающая «настоящую».
Название горы на языке коми – Сизим-Юра или Уна-Юра-Из, – не является калькой с более раннего, ненецкого, и означает «Семиголовая» или «Многоголовая» (от коми сизим – «семь», юр – «голова», уна – «много»).
В гребне Манараги действительно выделяют семь «зубьев»-останцев, которым альпинисты дали собственные имена: Северная, Главная, Лопата, Голова, Парус, Мизинец и Южный жандарм. Самый простая для восхождения и самая популярная – Манарага Северная, или «первый зуб» (1598 м, 1Б), на ней установлены триангуляционная вышка и тур; самая высокая – Главная, или «второй зуб» (1663 м, 2Б) самая сложная – «Мизинец» (1592, 3Б). Кроме главных башен, в гребне можно насчитать еще несколько десятков «жандармов».
От вершинной скальной гряды Манараги во все стороны отходят несколько скальных гребней: западный – в долину р. Косью, южный с вершиной Медвежья Лапа также спускается к крутому повороту Косью в районе устья р. Юнковож. А северо-восточный гребень протянулся вдоль правого борта долины реки Манараги. Между гребнями с Манараги стекает несколько ручьев: с юго-восточной стороны – в реки Манарагу и Косью, с северо-западной – в приток Косью р. Капкан-вож.
Крутые лавиноопасные склоны, скальные выходы, каменные осыпи, снежники – все это делает гору непростой для восхождения. Попытки подняться на Манарагу предпринимались с самого начала эры туризма в Приполярье.
Первое известное восхождение на вершину было совершено в июле 1954 г. группой свердловских туристов под руководством Е.П. Масленникова. Полученная тогда при замере высоты вершины отметка 1820 м использовалась при составлении топокарт до начала 1960-х.
Зато попытки взойти на Манарагу зимой продолжались несколько лет подряд. В феврале 1956 году свердловские туристы под руководством В. Королева подошли под вершину, но на зубья подняться без «кошек» не смогли. Год спустя штурмовать Манарагу снова пыталась сборная Свердловска под руководством В. Богомолова, в составе которой был и автор этих строк – но опять безуспешно, как и московская группа, стоявшая под горой одновременно с ними. В 1958 году вынуждены были вернуться из-под вершины и не имевшие «кошек» казанцы, – их руководитель Л. Дятлов даже забросил с досады на «зуб» свой компас. В тот же год группа УПИ под руководством М. Аксельрода, специально отправившаяся на Приполярный Урал, чтобы покорить Манарагу, несмотря на наличие «кошек», из-за морозов и травмы участника даже не смогла предпринять такую попытку. И только в следующем, 1959 году удалось подняться на два зуба зимней Манараги – с «кошками» и веревками – казанским туристам под руководством В. Крылова, «закрывшего» этим походом звание мастера спорта.
Траверс всех башен Манараги был впервые пройден летом 1991 г. группой М. Еремкина (Сыктывкар), с юго-запада на северо-восток (с 7-й на 1-ю башню). В 2003 г. объединенной экспедицией альпинистов Республики Коми и Марий Эл был пройден траверс Манараги с северо-востока на юго-запад (с 1-й на 7-ю башню); в марте 2006 г. этот маршрут был повторен – уже в зимних условиях – командой МАИ.
С вершины Манараги открывается прекрасный вид на запад, в сторону массива Колоколен, частично перекрытого второй справа – самой высокой – башней. На северо-востоке виден светлый массив Народной, на юго-востоке тянутся горные хребты с высокими вершинами – Блюхера, Защита, Югра, Мансинер и др.
Сама Манарага с различных сторон смотрится совершенно по-разному: с запада, из долины рек Профиль Манараги и Юнковож гора выглядит одиночным остроконечным шпилем, с юго-востока – долин ручьев Моренный, Повсяншор и Ломесьвож, с вершин безлесных хребтов левобережья р. Манараги – предстает «анфас», в виде изорванного скального гребня. Именно этот широко растиражированный ракурс является своеобразным брендом Приполярного Урала, а также «фирменным знаком» Национального парка «Югыд ва», на территории которого находится гора: не случайно абрис горы с семью зубьями украшает логотип парка.
Вот такая она – Манарага, красота и загадка Урала: одна на всех – и для каждого своя. Для кого-то – символ спортивных достижений. Для многих – место силы; даже для тех, кто не читал алексеевского романа. И все же для большинства Манарага остается просто точкой на уральской земле, куда очень хочется попасть.
«Вот она, зубчатая красавица, стоит и подпирает небо. Останцы похожи на толпу людей, выстроившихся у обрыва лицом на восток. Если долго смотреть, начинает казаться, будто они шевелятся и машут руками…» (С. Алексеев).