По ходу своих вод вдоль подножья горы Кибирята Чусовая потеряла несколько прибрежных деревень: Бовину, Филатову, Бушуевку… Ни власти предержащие, ни сами обитатели деревень не озаботились тем, чтобы сохранить вечную память о малой родине. Но сохранилась и, можно сказать, весело живет дачная деревня Плесо. Вот уж кого никак нельзя не заметить прямо с шоссе. Деревня то спрячется за леском, то лукаво выглянет своими небольшими разноцветными домиками. Слева от нее неостановимо течет автомобильная «река», а справа — настоящая, да с такими еще живописными пейзажами, что видны из окон всех домов.
Над названием голову ломать не надо. Плес (плесо) — это речной термин, означающий расстояние между перекатами или островами. В нашем случае — между островом и группой островов. От этого же термина получила имя и речка Плесянка, огибающая гору Кибирята и впадающая в Чусовую.
Прошлое веселой дачной деревни, собравшей своих обитателей со всего Пермского края, свежим быльем поросло. Если кто его и помнит, то поди найди этого знатока или хотя бы старую фотографию. Но мир не без памятливых людей. Повезло и нам: Анатолий Иванович Арсибеков жил в старых Плесах подростком, помнит, что здешние колхозники выращивали зерновые, плесовская овчарня давала мясо и шерсть. Была в деревне и часовня, но на его памяти в ней уже располагался клуб. Словом, хрестоматийный случай: была деревня, худо-бедно кормившая себя и страну, а ныне живет — питающая только себя любимую.