Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Загадка семейной фотографии

Наша страна вступила в свой юбилейный год — 100-летие начала революционных потрясений, предваривших собой кровопролитную братоубийственную Гражданскую войну и ее губительные последствия. Сегодня целый ряд научных конференций, множество публикаций в различных изданиях, исторические реконструкции и другие мероприятия вновь поднимают волну интереса общества к отечественной истории начала XX века, к ее самым тяжелым и трагическим событиям. Пример тому — вышедший несколько лет назад на экраны страны художественный фильм «Адмирал».

Несколько лет назад один мой сослуживец, зная мое увлечение военной историей, передал мне несколько старых военных фотографий начала XX века. Они принадлежали семье Зыряновых из города Кунгура Пермской губернии.
Особенно меня заинтересовала одна, снятая в фотоателье известного уральского фотографа А. Андрузенко в городе Кунгуре и хорошо сохранившаяся. На фотографии — семья: отец в форме унтер-офицера жандармского полицейского управления с форменной пряжкой Пермской железной дороги на поясе, с наградными серебряными часами с цепочкой, выпущенной, как тогда полагалось, из-под борта мундира и очень красивой, отделанной серебром, тростью. Рядом с ним — его супруга и двое сыновей, примерно 14 и 12 лет. Судя по их форме, они были учащимися: Кунгурского городского училища — старший и реального училища — младший.
Самое интригующее было на обороте фотографии. Хорошо поставленным почерком главы семейства было написано: «На добрую и долгую память Зыряновым от Пепеляевых. Июля 28 дня 1912 года. г. Кунгур».
Надо сказать пару слов о той структуре, где служил глава семьи Пепеляевых. Вскоре после прокладки Уральской горнозаводской железной дороги, в 1879 году, по примеру других железных дорог империи, при дороге было создано жандармское полицейское управление. С помощью своих отделений на местах оно обеспечивало порядок и безопасность в зоне железной дороги и бытовало вплоть до революционных событий февраля-марта 1917 года.
Зыряновы, коим была адресована фотография, были ближайшими родственниками моего сослуживца. Глава семьи работал на железной дороге, супруга вела домашнее хозяйство. А кто такие Пепеляевы, в конце 80-х годов XX века, когда ко мне попали фотографии, помнили уже не многие.
Помнится, я спросил у своего коллеги о Пепеляевых: не родственники ли они семьи Пепеляевых, один из которых — генерал-лейтенант, командир Средне-Сибирского корпуса, отличившийся при взятии у красных Перми в декабре 1918 года, а второй — Председатель правительства у адмирала Колчака? И получил положительный ответ: Зыряновы и Пепеляевы дружили семьями. Оба сына жандармского унтер-офицера, повзрослев, участвовали в Гражданской войне, конечно, на стороне белых и оба погибли в боях с большевиками. Трагически сложилась и судьба главы семьи — с жандармами в годы революции расправились в первую очередь… Но, к сожалению, детально рассказать о родстве Пепеляевых мой коллега не смог: «Мама знала их очень хорошо, могла бы рассказать подробно. Она прожила долгую жизнь, полную лишений, и скончалась, немного не дожив до ста лет…»
В семье командира 8 пехотного Сибирского резервного Томского полка, позднее генерал-майора и начальника Томского гарнизона Николая Михайловича Пепеляева (1858–1916) и его супруги, купеческой дочери Клавдии Некрасовой росли восемь детей — шесть сыновей и две дочери. До сих пор в Томске сохранился дом семьи Пепеляевых (ныне ул. Кузнецова, 18).
Старший сын Виктор Николаевич (1885–1920) окончил гимназию и юридический факультет Томского университета в 1909 году, а в 1912-м был избран в IV Государственную думу от партии кадетов — стал в стране одним из самых молодых депутатов. Во время Первой мировой войны служил во главе 3-го Сибирского санитарного отряда, прикомандированного к 11-й Сибирской стрелковой дивизии, в рядах которой сражался его брат А. Н. Пепеляев. После революции вернулся в Сибирь, был одним из участников событий 18 ноября 1918 года в Омске, приведших к власти А. В. Колчака, позднее вошел в состав его правительства. В самый тяжелый для белого движения на востоке России момент, 22 ноября 1919 года, был назначен Председателем совета министров. Он остался верен адмиралу до конца, был вместе с ним арестован и 7 февраля 1920 года расстрелян по приказу Иркутского ВРК в устье реки Ушаковки, близ впадения ее в Ангару.
Для всех, кто близко знал Виктора Николаевича, были ясны три основных черты его характера: твердая воля, настойчивость и глубокий искренний патриотизм. Он твердо верил в то, что борьба вооруженной рукой против большевиков есть единственный путь к возрождению былой мощи России и к созданию Русского демократического правительства. «Его слава была так велика, что, когда Колчак заболел и неделю находился между жизнью и смертью, общественное мнение прочило Пепеляева на место Верховного правителя». (Л. Юзефович. «Зимняя дорога»).
Глубоко трагична и судьба Анатолия Николаевича Пепеляева (1891–1938). Он пошел по стопам отца и тоже стал военным, получив воспитание и образование в Омском кадетском корпусе, который когда-то окончил его отец, а потом Павловское военное училище. С 1914 года в рядах действующей армии участвовал во многих сражениях Первой мировой войны, за что был награжден орденами и Георгиевским оружием. В начале 1918 года молодой полковник А. Н. Пепеляев вернулся в Томск и сразу включился в антибольшевистское движение, участвовал в свержении Советской власти в Томске в конце мая 1918 года. После выхода из подполья принял активное участие в создании Народной армии, был назначен командиром Средне-Сибирского корпуса, позднее 1-й Сибирской армии. В декабре 1918 года войска под командованием А. Н. Пепеляева разгромили 3-ю Красную армию, взяли Пермь с огромным количеством трофеев и развернули дальнейшее наступление. В 28 лет А. Н. Пепеляев стал одним из самых известных полководцев Русской армии адмирала А. В. Колчака, получил чин генерал-лейтенанта и свой восьмой боевой орден — Св. Георгия III степени.
После Гражданской войны ушел в Китай, продолжал вооруженную борьбу с большевиками. В боях в Якутии в 1923 году был взят в плен и приговорен к расстрелу, замененному длительным заключением в тюрьме особого режима в Ярославле. Был выпущен из тюрьмы только в июле 1936 года, но 21 августа 1937-го вновь арестован НКВД и 14 января 1938 года расстрелян в Новосибирске. (Судьбе Анатолия Пепеляева посвящен документальный роман Леонида Юзефовича «Зимняя дорога». М., 2017).
Самый младший из братьев — Логин, не успев окончить кадетский корпус, погиб в годы Гражданской войны. Анатолий и Виктор расстреляны. Аркадий и Михаил сгинули в сталинских лагерях. Горькую ношу лишений и страданий вынесли жены, дети, другие родственники большой семьи генерала Н. М. Пепеляева. Одни погибли в огне Гражданской войны, другие превратились в лагерную пыль, третьи выброшены политическими потрясениями из родной страны и рассеялись по белу свету…
20 октября 1989 года прокуратурой Новосибирской области был полностью реабилитирован А. Н. Пепеляев, так же, как и ранее его брат Аркадий — выпускник императорской Военно-Медицинской академии, участник Первой мировой войны, кавалер четырех боевых орденов, работавший врачом в Томске и погибший в лагере.
15 июля 2011 года в Томске, на городском кладбище Бактин (квартал № 97), был открыт и освящен памятник над символической могилой двух генералов — отца и сына Пепеляевых. Памятник установлен на средства и при личном участии внука А. Н. Пепеляева — Виктора Лавровича Пепеляева.
P. S. Может быть, кто-то, прочтя эти строки и взглянув на эти лица из такого уже далекого времени, особенно жители Томска или старинного уральского города Кунгур, смогут вспомнить и что-то добавить к этой истории. Ведь единственное, что всегда остается у человека и что нельзя у него отнять — это память

 



Перейти к верхней панели